Силич Светлана
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Социализация дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Приветствие. Каждый участник называет свое имя и по-своему, приветствует собравшихся (вербально, жестами или мимикой).
Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать такую атмосферу вокруг себя, в которой окружающим нас людям (детям, родителям, близким и родным) будет приятно находиться рядом.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОУ „Социализация дошкольника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
1. Продолжите определение: «Социализация – это.. .».
Каждый педагог озвучивает свое определение.
Участники получают фишки за верные ответы на протяжении всего семинара. По итогам выбирается самый осведомленный по данной теме и активный участник.
(2 слайд.)
Итак, социализация чаще всего трактуется как «процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и восприятия социокультурного опыта».
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Через игру осуществляется социализация ребёнка дошкольника. Этот процесс начинается и происходит в детском саду. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Кроссворд.
«Подумаем вместе» (надпись в центре круга, что составляет процесс успешной социализации, участники предлагают составляющие и записывают.
Пример (игра, физическая активность, речевая активность, сенсорное развитие, мыслительные действия, психологическое благополучие, психокоррекция).
Основные цели и задачи работы дошкольного учреждения по социализации дошкольников :
1) осознание значимости своей личности, собственного внутреннего мира;
2) осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, развитие нравственных качеств;
3) расширить и обогатить опыт конструктивного межличностного взаимодействия с окружающими, развитие социальной уверенности
4) развить самостоятельность и ответственность, как основные ценности системы взросления;
5) формировать образ школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Задание для педагогов «Методическая копилка»
Педагогам предлагается мешочек - копилка с «монетами» (круги, на которых написаны формы работы с детьми, используемые в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной «монете», определить задачи, которые реализуются в данной деятельности. При правильном выполнении педагог оставляет «монету» себе.
Варианты форм:
o Презентация проектов-коллажей о семейных увлечениях «Давайте познакомимся» в младшей группе (1,3)
o Совместные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» в старшей группе (2,3)
o Пешая экскурсия в школу для подготовительной группы (4,5)
o Организация дежурства в столовой, уголке природы в старшей группе (2,5)
o Экскурсия на хлебопекарню для подготовительной группы (3,5)
o Создание групповой коллекции («Календарики») в средней группе (1,3)
o Выпуск газеты (к праздникам) для родителей силами детей старшей и подготовительной групп (1,2,3)
o Создание индивидуальных коллекций игрушек - киндер «Киндер- сокровища» детей средней группы (1,2,3)
Какие вы используете приёмы для того, чтобы дети чувствовали себя увереннее?
В воспитании детей, особенно дошкольников, большое место занимают "прямые" упражнения, то есть совершенно открытая демонстрация ребенку той или иной поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия. Методом прямого упражнения малыша учат пить из чашки, удерживать ложку, надевать одежду.
В играх образовательного содержания дети знакомятся с историей своего края, своей страны, с историей создания предметов, с правилами и нормами поведения в обществе. Учатся применять полученные знания на практике, в частности в игре, таких как «Экскурсовод», «Больница», «Семья» и т. д.
К 6 годам у детей развивается саморегуляция, таким образом, они уже могут следовать нормам и правилам.
При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию.
Важно всегда помнить, что средством воспитания и развития для детей, являются только значимые, доступные и понятные субъекты, объекты и факты, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.
Ими могут являться:
– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).
Насколько они значимы для ребенка, так и выстраивается взаимодействие с ними. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.
Сообщения о роли матери и отца в социализации дошкольников (готовят и представляют воспитатели (домашнее задание).
Источник семейного неблагополучия ребёнка в современном мире развивается по сценарию родительской гиперопеки. Тепличные условия воспитания, ограждение подростка от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению жизненных целей, все это также мешает его нормальному психическому развитию. Результат - нарушение усвоения социального опыта, появление защитных дезадаптивных форм поведения, искажение мотивационных механизмов, зачастую - тревожность и неуверенность, уход, протест, правонарушения. Сколько семей, более того полностью благополучных, страдают от своих подрастающих детей. Часто в эту пору родители психологически теряют своих детей.
Негативизм матери и ее терпимость к агрессии имеют наибольший каузальный результат на ребенка. Ребенок, к которому проявляется слишком мало интереса и которому достается слишком мало материнской любви, которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено слишком мало ограничений на агрессивное поведение, скорее всего, вырастет агрессивным подростком.
Часто родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов.
Попытки сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физических наказаний зачастую напоминают метание бумеранга. Стиль семейного руководства, попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически является подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии.
Большую роль в социализации имеет пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам: одноклассникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на свои собственные, трудности узнаваемы. Но прямое навязывание ребенку примера его ровесника недопустимо: публичное сравнение себя с примерным ровесником очень болезненно для ребенка. Страх быть хуже других может надолго парализовать его активность и более того подрасти в комплекс неполноценности.
Профессиональному воспитателю, работающему с группой детей-сверстников, следует помнить, что для успешного взросления каждому ребенку надо пережить ситуацию, где бы он стал примером для других. Не может в учебе, значит, может в труде или спорте, в пении или танцах, в улыбчивости или щедрости. Чем разнообразнее дело детей, которое организует педагог, тем больше у каждого из них возможностей, хоть в чем-то стать примером для товарищей.
Механизм социальной ориентации :
Заключается в осознании потребности («Мне нужно») – выбор средства её удовлетворения (каждый выбирает согласно своему социальному статусу).
Условия для успешной работы по социализации :
- эмоциональный комфорт
- обновленная предметно-развивающая среда
- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, коммуникативности.
Формируем навыки:
- соблюдение этикета
- навыки безопасности
- навыки сотрудничества и взаимодействия с окружающими
- соблюдения общих правил и договоренностей
- позитивного решения конфликта
Показатели успешного социального развития :
- умение войти в общество
- умение совместных действий
- умение следовать нормам
- умение контролировать свои желания.
Игры:
«Просьба»- Играют в паре. Игроки просят друг у друга, что-либо, используя вежливые слова, комплименты. Выигрывает тот игрок, у кого больше предметов.
«За что мы любим?» - Водящий выбирает себе игрока, называет 5 его положительных качеств, остальные угадывают о ком идет речь.
Рефлексия семинара.
Закончить предложение на выбор
- «Сегодня на семинаре я пришел к пониманию ….»
- «Принимая участие в семинаре, я затруднялся ….»