Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика в формировании звукопроизношения у дошкольников«

Екатерина Петровна Бенчак
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика в формировании звукопроизношения у дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум

для воспитателей ДОУ

«Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Учитель-логопед

Бенчак Е. П.

Красный Луч

ноябрь, 2022г.

Содержание

1. Теоретическая часть

Организационный момент

1.1. Актуальность.

1.2. Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОУ „Артикуляционная гимнастика в формировании звукопроизношения у дошкольников„» размещена в разделах

1.3. Требования к проведению артикуляционной гимнастики.

1.4. Уточнение названий органов артикуляции.

1.5. Виды артикуляционной гимнастики. Виды артикуляционных упражнений.

2. Практическая часть

2.1. Показ упражнений (объяснение положения органов артикуляции).

2.2. Выполнение упражнений педагогами перед зеркалом.

2.3 Сказка о веселом язычке.

3. Заключение

Организационный момент

Упражнение№ 1 «Приветствие друг друга»

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание положительной атмосферы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой сегодняшний семинар я бы хотела начать с необычного приветствия. Давайте с Вами поиграем. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга словом «Здравствуйте» с 10 оттенками: страха, удовольствия, удивления, упрека, дисциплинированности, радости, иронии, безразличия, достоинства.

Упражнение№ 2 «Подари коллеге хорошее настроение»

Я предлагаю Вам выбрать для себя воздушный шар. Если у кого-то не очень хорошее настроение, то мы сейчас его быстро исправим. Давайте нарисуем фломастерами на наших шариках радостное выражение лица.

Вот теперь мы все в хорошем настроении. Давайте же поделимся им – подарим свой шарик соседу, разделив с ним свою радость.

1.1. Актуальность

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата и для этого необходимо выполнение артикуляционной гимнастики. На современном этапе

ею должен овладеть каждый педагог!

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

• речевой слух,

• речевое внимание,

• речевое дыхание,

• голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Тема семинара : «Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Цель семинара : повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах речевого развития детей.

Задачи семинара :

1. Рассказать воспитателям об артикуляционной гимнастике, о её значении;

2. Познакомить с правилами выполнения артикуляционной гимнастики;

3. Предоставить воспитателям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики;

4. Провести с воспитателями общую артикуляционную гимнастику с целью овладения простейшими навыками развития артикуляционной моторики.

Оборудование: игры и пособия, используемые для развития артикуляционной моторики.

Раздаточный материал: зеркала, салфетки, информационные буклеты и рекомендации для воспитателей

1.2 Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

1.3. Требования к проведению артикуляционной гимнастики

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА выполняется стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;

Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений;

Вначале АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА выполняется медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп гимнастики увеличивается;

Комплекс АРТИКУЛЯЦИОННОЙГИМНАСТИКИ неуклонно усложняется и расширяется за счет новых упражнений;

Каждое упражнение выполняется от 5до15 раз.

Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;

Выполняется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА под счет или под музыку;

Выполняется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА как индивидуально, так и со всей группой или небольшими подгруппами.

1.4. Уточнение названий органов артикуляции

Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо… (Приложение 1)

1.5. Виды артикуляционной гимнастики и виды артикуляционных упражнений.

Артикуляционную гимнастику можно условно разделить на:

активную, когда ребенок полностью самостоятельно выполняет все упражнения;

пассивную, когда выполнять правильно движения ребенку помогает взрослый.

Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить нужное движение органами артикуляционного аппарата, ему следует помочь. Сделать это можно шпателем, чистым пальцем или ложечкой, подправив нужным образом губы или язык.

Виды артикуляционных упражнений :

статические

динамические.

В динамических упражнениях заданиях движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.

Статические упражнения – предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд.

2. Практическая часть

Педагоги делятся на две группы и выполняют 2 задания. Каждой команде предлагается адаптированная сказка «Утренняя прогулка язычка». В них входит комплекс артикуляционных упражнений, которые были изучены на семинаре. Педагоги должны обыграть эту сказку, применив все упражнения. Тем самым продемонстрировать свои знания выполнения артикуляционных упражнений. Для закрепления знаний об артикуляционной гимнастике педагогам также предлагается тест (Приложение 4) - это второе задание.

Оценивание:

1. Первая и вторая команда проходит тест, который состоит из шести вопросов. Выполнение теста – это коллективная работа. Каждый правильный ответ теста равен 1 баллу. Максимальное количество баллов 6 .

2. Каждый участник команды показывает выполнение сказки о веселом язычке- это 1 балл. Максимальное количество баллов – 4.

3. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Общий балл за 2 задания составляет 10 баллов.

2.1 Показ упражнений (объяснение положения органов артикуляции) Приложение 2

2.2. Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.

Статические упражнения:

(Демонстрация картинок к каждому упражнению)

«Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать под счет до 5-10.

«Дудочка» - губы вытянуты вперед как при звуке (У). Удерживать под счет до 5-10.

«Окно» - широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.

«Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10.

«Чашечка» - из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.

Динамические упражнения:

(Демонстрация картинок к каждому упражнению)

«Чистим зубки» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д или дын-дын-дын. Сначала произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выполнить 3-5 раз. Рот широко открыть.

«Расческа» - улыбнуться, закусить язык зубами и протаскивать язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его.

«Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.

«Кошечка» - улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

2.3 Сказка о веселом язычке

Приложение 3

Сказка «Утренняя прогулка язычка»

Солнечным утром проснулся Язычок, потянулся выглянул в окно (упр. " Окошко"). Съел на завтрак 5 блинов (упр. «Блинчик») и решил отправиться на прогулку.

Смотрит, возле дерева Ежик сидит. Язычок ему улыбнулся (упр. "Заборчик") и пошел дальше.

Идет, идет и видит под кустом зайчик играет на барабане (упр. "Барабанщик").

Весело стало Язычку, достал он свою дудочку из кармана и стал подыгрывать зайцу (упр. «Дудочка»).

Отправился язычок дальше.

Смотрит на поляне стоит лошадка и захотелось язычку покататься (упр. "Лошадка").

Вдруг услышал язычок, кто-то мяукает. Посмотрел по сторонам, а это котенок

(упр. «Кошечка»). Погладил его Язычок (упр. «Расческа»).

И так он ему понравился, что взял Язычок котенка себе домой.

Дома Язычок налил котёнку полную миску молока и котенок стал лакать. А себе молоко налил в чашечку (упр. "Чашечка").

Вот и вечер наступил, стал язычок зевать (рот открывать и закрывать, потирать глаза, почистил зубы (упр. "Почистим зубы") и улегся спать.

Заключение:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. А хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата достигается ежедневным выполнением артикуляционной гимнастики.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика в формировании звукопроизношения у дошкольников«
Опубликовано: 31 января 2023 в 14:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика в формировании звукопроизношения у дошкольников«» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Петровна Бенчак (УИ 108999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД