МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

Анна Сухина
Семинар-практикум для воспитателей «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов

«Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

Автор: Сухина А. В., старший воспитатель.

Организация: МДОУ «ЯСЛИ – САД № 281 г. ДОНЕЦКА»

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ“» размещена в разделах

Цель: совершенствовать уровень педагогического мастерства, уровень компетентности педагогов в области технологии проектирования, как формы организации образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с реализацией ГОС ДО

СЛАЙД 1.

План семинара-практикума

1 занятие семинара-практикума

Обязанности МДОУ.

Проект – это…

Типология проектов

Поетапное развитие проектной деятельности

Домашнее задание

Ход семинара-практикума

1 занятие семинара-практикума

СЛАЙД 2.

Введение

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе ДНР «Об образовании», национальной доктрине образования в ДНР, концепции модернизации образования, государственных образовательных стандартах дошкольного образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

1. обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

4. помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в МДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Теоретическая часть:

1. Педагогическая технология проектирования.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение в дошкольном учреждении можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.

Слово «проект» – лат., означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» (этимологический словарь.)

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

СЛАЙД 3.

Отличительные черты любой технологии,

в т. ч. и технологии проектирования

• концептуальность – авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи).

• Системность – целостность предмета деятельности и процесса.

• Управляемость – руководство деятельностью от цели до результата.

• Эффективность – качество результатов при наименьших затратах.

Воспроизводимость – возможность повторения в других условиях.

Проект – это «пять П» (6)

1 – Проблема

2 – Проектирование (планирование)

3 – Поиск информации

4 – Продукт

5 – Презентация

Шестое «П» проекта – это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

СЛАЙД 4.

Типология проектов в МДОУ

(по Е. С. Евдокимовой)

1. По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные

2. По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности

3. По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов)

4. По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

5. По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

6. По продолжительности:

• Краткосрочный – 1-2 недели, месяц.

• Средней продолжительности – 2-4 месяца.

• Долгосрочный – учебный год.

СЛАЙД 5.

Типология проектов в ДОУ

(по Л. В. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей

Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст

Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы

Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы

Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы

СЛАЙД 6-8

Поэтапное развитие проектной деятельности

в рамках темы

№ Этапы Содержание

1 Выбор темы проекта Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей.

2 «Модель трех вопросов» :

Инициатор – воспитатель.

• Что знаем?

• Что хотим узнать?

• Как узнать?

3 Планирование 2. Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).

3. Составление системной «Паутинки» (базовые задания).

4. Планирование проектов (конечный продукт). Календарное планирование.

4 Реализация проекта Задача воспитателя :

• Организация деятельности детей в центрах активности;

• Оснащение их оборудованием и материалами в соответствием с темой проекта.

5 Презентация Презентация конечного продукта

6 Завершение проекта Анализ

Подведение итогов

СЛАЙД 8.

ЗАДАНИЕ: ПРИДУМАТЬ, ПРОВЕСТИ И ОФОРМИТЬ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

Критерии оценивания проектов

• Наличие паспорта проекта.

• Актуальность проекта, его целесообразность, доступность реализации.

• Практическая направленность на развитие ребенка.

• Объем и полнота разработки, самостоятельность, законченность.

• Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.

• Степень взаимодействия с родителями.

Эстетика оформления: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

• Умение аргументировать свои заключения, выводы. Умение отвечать на вопросы.

«Плюсы» и «минусы» проекта.

2 занятие семинара-практикума

Практическая часть:

1. Представление опыта работы (презентация педагогами) реализованных проектов.

2. Обучение технологии проектирования : моделирование и план реализации проекта (работа в группах).

Прикреплённые файлы:

2-den_snjqq.pptx | 182,21 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»
Опубликовано: 24 января 2021 в 13:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД