Анна Сухина
Семинар-практикум для воспитателей «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
«Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»
Автор: Сухина А. В., старший воспитатель.
Организация: МДОУ «ЯСЛИ – САД № 281 г. ДОНЕЦКА»
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Цель: совершенствовать уровень педагогического мастерства, уровень компетентности педагогов в области технологии проектирования, как формы организации образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с реализацией ГОС ДО
СЛАЙД 1.
План семинара-практикума
1 занятие семинара-практикума
Обязанности МДОУ.
Проект – это…
Типология проектов
Поетапное развитие проектной деятельности
Домашнее задание
Ход семинара-практикума
1 занятие семинара-практикума
СЛАЙД 2.
Введение
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе ДНР «Об образовании», национальной доктрине образования в ДНР, концепции модернизации образования, государственных образовательных стандартах дошкольного образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
1. обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;
2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
4. помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в МДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Теоретическая часть:
1. Педагогическая технология проектирования.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение в дошкольном учреждении можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.
Слово «проект» – лат., означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» (этимологический словарь.)
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
СЛАЙД 3.
Отличительные черты любой технологии,
в т. ч. и технологии проектирования
• концептуальность – авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи).
• Системность – целостность предмета деятельности и процесса.
• Управляемость – руководство деятельностью от цели до результата.
• Эффективность – качество результатов при наименьших затратах.
• Воспроизводимость – возможность повторения в других условиях.
Проект – это «пять П» (6)
1 – Проблема
2 – Проектирование (планирование)
3 – Поиск информации
4 – Продукт
5 – Презентация
Шестое «П» проекта – это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
СЛАЙД 4.
Типология проектов в МДОУ
(по Е. С. Евдокимовой)
1. По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные
2. По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности
3. По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов)
4. По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)
5. По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
6. По продолжительности:
• Краткосрочный – 1-2 недели, месяц.
• Средней продолжительности – 2-4 месяца.
• Долгосрочный – учебный год.
СЛАЙД 5.
Типология проектов в ДОУ
(по Л. В. Киселевой)
Тип проекта Содержание Возраст детей
Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст
Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы
Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы
Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы
СЛАЙД 6-8
Поэтапное развитие проектной деятельности
в рамках темы
№ Этапы Содержание
1 Выбор темы проекта Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей.
2 «Модель трех вопросов» :
Инициатор – воспитатель.
• Что знаем?
• Что хотим узнать?
• Как узнать?
3 Планирование 2. Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
3. Составление системной «Паутинки» (базовые задания).
4. Планирование проектов (конечный продукт). Календарное планирование.
4 Реализация проекта Задача воспитателя :
• Организация деятельности детей в центрах активности;
• Оснащение их оборудованием и материалами в соответствием с темой проекта.
5 Презентация Презентация конечного продукта
6 Завершение проекта Анализ
Подведение итогов
СЛАЙД 8.
ЗАДАНИЕ: ПРИДУМАТЬ, ПРОВЕСТИ И ОФОРМИТЬ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
Критерии оценивания проектов
• Наличие паспорта проекта.
• Актуальность проекта, его целесообразность, доступность реализации.
• Практическая направленность на развитие ребенка.
• Объем и полнота разработки, самостоятельность, законченность.
• Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
• Степень взаимодействия с родителями.
• Эстетика оформления: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
• Умение аргументировать свои заключения, выводы. Умение отвечать на вопросы.
• «Плюсы» и «минусы» проекта.
2 занятие семинара-практикума
Практическая часть:
1. Представление опыта работы (презентация педагогами) реализованных проектов.
2. Обучение технологии проектирования : моделирование и план реализации проекта (работа в группах).