ирина воробьева
Эссе воспитателя «Профессия родом из детства».
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия родом из детства.
Мария фон эбнер-эшенбах, австрийская писательница (1830 - 1916): |
Тот, кто совершенно не помнит своего детства - плохой воспитатель |
С первым полным вздохом, с первым криком мы приходим в этот мир беззащитными и уязвимыми. Природа, научив дышать и требовать пищу, не задумываясь, отправляет нас в сложное путешествие по жизни. Реальный мир встречает маленького человека своими сложностями и проблемами, самостоятельно неразрешимыми для него. Но мудрая природа милостива и даёт нам главную защиту на всю жизнь – мать. Для каждого из нас она самый первый учитель. Слушая её голос, мы учимся говорить, видя её улыбку, мы учимся доверять и радоваться. Около её плеча тепло и уютно. Мама может решить любую проблему, отогнать любой страх. И всё кругом чудесно и замечательно, как вдруг в один непрекрасный день перед ребёнком возникает огромная устрашающая громадина под названием ДЕТСКИЙ САД! Так вот ты какой, мир неизведанный, таинственный! Мама, где ты! Почему вместо тебя чужая тётя с громким голосом? Кто это такие, непонятные маленькие существа, пытающиеся отобрать любимую игрушку, говорящие на непонятном языке?. И вот уже мелко задрожал подбородок, наполнились слезами глаза, и по всему саду раскатисто понеслось: «Ма-а-а-а-ма-а!» Через секунду добрый десяток соратников по несчастью на разные тональности подхватывает мольбу о помощи…
Публикация «Эссе воспитателя „Профессия родом из детства“,» размещена в разделах
Да, детская память очень цепко впитывает и надолго сохраняет особые, порой не очень приятные, впечатления. Из своего детства я всегда буду помнить отдельные яркие моменты. Это и неожиданно горько-жгучий вкус зелёного лука («Попробуй, детка, это витамины!», и тошнотворную пенку на молоке, которую почему-то надо было проглотить. А позднее – горький комок обиды в горле и непонимание после несправедливого наказания за чужой проступок (мама учила не ябедничать, противная и вредная Галька, подговаривающая девчонок не дружить со мной. В такие минуты так хотелось съёжиться в маленький незаметный комок, украдкой смахнуть предательскую слезу, чтобы не услышать ещё и обидное «Плакса!». Я не знала нужных слов и не умела объяснить строгой воспитательнице свою растерянность и непобедимый страх перед такими мелкими на взрослый взгляд проблемами (сейчас я назвала бы это состояние депривацией и фрустрацией). Приходилось постигать сложную науку общения через свои ошибки и горький опыт. Ох, как непрост и тернист этот путь! Мудрость и знания приходят с годами. Будучи уже взрослым и вполне состоявшимся человеком, я невольно вспоминаю подобные моменты и мысленно проживаю их снова, пробуя разрешить свои детские страхи и конфликты.
Наблюдая за детьми, своими и чужими, я понимаю, что многие проблемы современных детей остаются такими же, как в нашем далёком детстве. И, пожалуй, самым острым и неразрешимым остаётся неумение общаться, ценить дружбу, понимать окружающих людей. Имея за спиной достаточный жизненный опыт и определённые представления о ценности человеческих отношений, я могу говорить о необходимости развития в наших детях такого важного качества как коммуникативность, потребности и способности к общению. Нельзя постоянно «подстилать соломку», решая за них конфликты, разбирая ссоры, разнимая драки, стараясь таким образом оградить хрупкую детскую психику от потрясений и разочарований. Ни одному воспитателю, как и любой матери, не под силу сделать ребёнка счастливым, если сам ребёнок не будет над этим трудиться. Очень точно об этом сказал в своё время А. Макаренко (1888-1939):
Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. |
Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас |