Заворина Наталья
Семинар-практикум для родителей «Условия организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Уважаемые родители!
Сегодня мы пригласили вас принять участие в семинаре – практикуме, посвященному исследовательской деятельности дошкольников.
Ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние ребенка.
«Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать.»
Песталоцци.
Что такое проект?
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Условия организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Проект (от лат. рrojectus, букв. – брошенный вперед,
1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения, изделия, технологического процесса.
2) Предварительный, предположительный текст какого-либо документа.
3) План, замысел.
2. Под проектом в образовательном процессе понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В работе над проектами дети получают опыт компетентностного образования:
• Учатся делать выбор;
• отвечать за свои поступки;
• учатся уважать других;
• свободно говорить, творчески мыслить и выражать свои идеи;
• быть активными гражданами.
3. Наше утро обычно начинается с утреннего круга, где мы на равных с детьми совместно планируем нашу деятельность. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти с подражательно- исполнительского уровня на развивающий уровень проектирования. Прежде всего,это опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний. Это также опыт совместной, разнообразной деятельности, требующей от детей умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок уже способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивает взрослого, активно развивается проектная деятельность.
•. Есть три способа выйти на тему проекта.
1. Непосредственный интерес, какого- то ребенка. Дети рассказывают о том, что интересного случилось с ними вечером, или в выходные дни и обязательно у кого- то из детей возникает вопрос. Вот как только он возникнет мы начинаем создавать вокруг него ситуацию, чтобы заинтересовать и других детей. Например, проект «История зеркала» родился из вопроса ребенка : как появилось зеркало?
2. Внесение темы извне воспитателем или сказочным героем (письмо, телеграмма, сообщение по радио) Причем письмо можно отправить на адрес одного или нескольких детей. (просьба о помощи или план поиска и т. д.)
3. Создание ситуации в дошкольном учреждении. Например, проект «Зачем коту усы?» возник из ситуации, которая сложилась в одной семье: младший брат нашего воспитанника отстриг коту усы, и мальчик, придя в детский сад рассказал эту историю и спросил: «хорошо это или плохо?»
• “модель трёх вопросов” :
Что вы знаете? Что вы хотите узнать? Что надо сделать для того, чтобы узнать?
Основными составляющими проекта являются развитие познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике. Проектный метод позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого: проектирование темы требует и рисования и конструирования и чтения книг и знания цифр, а коллектив «проекта» в ходе его реализации учится друг у друга и получает новые знания с помощью воспитателя и родителя. Очень важно, на этом этапе, чтобы взрослый был способен увлечься тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей: принять его интересы, желания, цели и углубить их, за счет собственных целей и задач.
Участие семьи – неотъемлемая часть и уникальная. Семья оказывает огромное, главенствующее влияние на ребенка. Они желают ему самого лучшего, хотят, чтобы вырос преуспевающим и полезным гражданином. Родители могут и должны играть важную роль в учебно-воспитательном процессе, помогать разрабатывать проекты, задания и занятия. Это новый тип сотворчества детей и взрослых, главным условием которого является общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Поэтому мы всегда стараемся привлечь все семьи к участию в проектной деятельности.
Классификация проектов по продолжительности
МИНИ ПРОЕКТЫ;
КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ;
НЕДЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ;
ГОДИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ.
Классификация по форме организации.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ;
КОЛЛЕКТИВНЫЕ.
План работы по подготовке проекта.
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) определение направлений поисковой и практической деятельности;
4) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
5) работа над частями проекта, коррекция;
6) реализация проекта, его демонстрация.
Как зарождается проект?
Описание ситуации. Что удивило? Какие свойства (признаки и их значения) объекта показались необычными? В каких условиях проявилось это свойство (значение признака? С какими иными объектами связан наш объект, о котором мы хотим больше узнать? Наблюдали ли мы подобное ранее?
Гипотеза. Что мы предположили?
Эксперимент 1. Что захотели проверить (цель? Как это делали (план? Что получили (осуществление эксперимента и итог? Как изменилось свойство (значение признака? В связи с чем?
10. Особенности детского проектирования.
Все темы, предлагаемые проектом, должны быть интересны, посильны пониманию ребенка, с опорой на имеющиеся знания.
Чем меньше ребенок, тем проще проект.
Маленькие дети способны рассчитать свою работу на день, или несколько часов.
Ребенок должен отчетливо представлять задачу и пути её решения, при помощи взрослого составлять план работы над проектом.
11. Основная цель проектного метода – развитие свободной, творческой личности ребенка.
Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Как показывают исследования, проектная деятельность способствует :
- формированию проектного мировоззрения и мышления;
-развитию творческих способностей и активности педагогов;
-адаптации к современным социально - экономическим условиям жизни;
-развитию эрудиции и широкого кругозора.
12. В своей деятельности мы используем разные виды проектов :
Ролево-игровые - дети играют конкретных персонажей. В основном такой метод используют педагоги средней группы.
Исследовательские (творческие) - дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.
Информационно-практические - дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются в оформлении группы (выращивание цветов).
Творческие - результат такого проекта может быть спектакль, сказка, постановка.
Памятка помощнику.
Старайтесь участвовать в том, что делают дети. Будьте с ними.
Не давайте своих наименований тому, что дети делают (рисункам, постройкам и т. д., навязывая собственную интерпретацию. Спросите у них, как это называется. Попросите, чтобы объяснили подробнее.
Делитесь своими идеями и предложениями с воспитателями, чтобы они могли ими воспользоваться.
Не обсуждайте поведение детей в их присутствии.
Давайте детям достаточно времени для самостоятельных проб, прежде чем предлагать свою помощь.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого русского педагога К. Д. Ушинского:
«Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».
Сегодня мы предлагаем вам самим стать исследователями на нашем семинаре. Для этого вам необходимо разделиться на 2 микрогруппы и занять свои места за круглыми столами. Каждой группе будет предложена своя тема исследования. Руководить работой в каждой группе будет педагог».
1. «Матрешки»
2. «Пазлы»
Спасибо всем участникам семинара. Процесс усвоения информации идет значительно эффективнее, если вы являетесь активным субъектом, т. е. «получателем», «добытчиком» информации».