Волотова Светлана
Семинар-практикум для родителей «Развивающие игрушки и игры для детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Развивающие игрушки и игры для детей 3 – 4 лет»
Цель: Создать условие для развития дошкольников и повысить уровень компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности детей в условиях семьи.
Задачи:
- Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развивающие игрушки и игры для детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Познакомить родителей с играми, направленными на развитие внимания, памяти, мышления и речи.
- Показать родителям важность психических процессов в развития детей.
- Способствовать сближению взрослых с детьми в процессе выполнения заданий и игр.
Форма работы: групповая
Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения, игры, обсуждения.
Участники: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, родители.
План семинара – практикума :
Теоретическая часть.
1. «Игра в жизни ребенка».
Практическая часть.
2. «Игралочка» (проигрывание игр с родителями родителей)
Предварительная работа:
1. Анкета для родителей : «Игра в жизни вашего ребенка».
2. «Диагностика игровых умений дошкольника»
3. Анонс семинара-практикума и приглашение в родительском чате.
4. Разработка буклетов и памяток для родителей.
5. Подбор игрушек и игр, способствующие развитию, для демонстрации.
Ход семинара – практикума :
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть вас, спасибо, что откликнулись на наше предложение.
Наше занятие для родителей «Развивающие игрушки и игры для детей 3-4 года» пройдет в форме семинара-практикума.
Выступление педагога-психолога:
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А. В. Запорожец).
Анализ социальной ситуации развития детства в современной России открывает неутешительные изменения личности ребенка. Общее состояние физического здоровья детей в последние годы вызывает озабоченность специалистов - педагогов, родителей, властных структур. Показатели психического, душевного здоровья также неутешительны: растет общая невротизация, число психосоматических и психических заболеваний. Наши современные девочки и мальчики, т. е., для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Изменилось и само качество, сама суть детской игры : она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения другому и это привело к кризису игровой культуры. По мнению известного педагога В. М. Григорьева - собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже: «качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т. п… Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа».
Детям этого возраста необходимо развивать :
Внимание и память.
Восприятие цвета.
Координацию движений.
Мелкую моторику рук.
Играя с ребёнком можно развить любые познавательные способности, будь то внимание, память, логика или восприятие. Мы подобрали игры, которые будут не только веселыми и интересными, но и полезными.
На развитие моторики
Развитие мелкой моторики напрямую влияет на формирование речи, навыков самообслуживания, мышление, память. В домашних условиях для игр можно использовать различные бытовые предметы: пуговицы, прищепки, цветные макароны, карандаши и т. п. На улице можно брать шишки, каштаны, палочки. Рассмотрим несколько вариантов игр на развитие моторики.
Копилка.
Возьмем 2 банки. В одну из них насыпаем фасоль, а другую оставим пустой. На вторую надевается крышка с небольшой прорезью. Задача ребенка — переложить фасоль из одной банки в другую. Как вариант, можно использовать контейнер для приготовления на пару из мультиварки (с мелкими круглыми отверстиями). В них можно опускать макаронины.
Рисование крупой.
На лист бумаги наносится клей ПВА, сверху в определенном порядке насыпается крупа. Можно использовать манку, пшеничную крупу, гречку, чтобы создавать разноцветные узоры.
Бусы.
Ребенку дается леска, на которую нужно нанизать предметы. Это могут быть бусины, пуговицы и даже сушки. Предметы не должны быть слишком маленькими, иначе ребенку будет сложно с ними справиться.
Шнуровки (по методике М. Монтессори) - Это очень эффективное упражнение, развивающее глазомер, мелкую моторику рук и сенсомоторную координацию, творческие способности, пространственное ориентирование, понятие «верх — низ», «справа — слева».
Игры на внимание.
«Построй в темноте».
Приготовьте для игры кубики. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился.
«Не звени тарелками».
Представим себе, что в соседней комнате кто-то спит. Его будить нельзя. А нужно положить одну на другую 3-4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произвел меньше шуму.
«Волшебный столик».
Играющие, зрители, произносят слова:
«Столик, столик, послужи,
Нам игрушки покажи.
Все что ты покажешь,
мы потом расскажем».
Один из играющих ставит на стол ширму и под ее прикрытием достает из коробки игрушки, показывает сценку. Зрители должны понять содержание этой сценки, назвать персонажей, их действия и предметы
Игры на развитие логики. Логические связи — очень важная часть в развитии мышления ребенка. Понимать, зачем и почему, помогут простые и увлекательные задания.
Найди лишнее.
Для этой развивающей игры понадобятся специальные карточки или листы, которые можно найти в интернете и распечатать. Задание для такого возраста обычно содержит четыре простых предмета, один из которых не подходит в группу по определенному признаку. Это могут быть цвет, форма, умения (например, летает – не летает, назначение предмета (одежда, посуда и т. п.) и другие признаки. Важно давать возможность ребенку размышлять самостоятельно.
Раздели на группы.
Похожее задание, но здесь нужно из обилия предметов выделить те, что относятся к определенной группе. Например, овощи, фрукты, домашние животные, игрушки и т. п.
Скажи наоборот.
Ребенок в 4 года уже понимает, что такое антонимы, то есть, слова с противоположным значением. Родитель произносит «горячо» — ребенок отвечает «холодно», и т. д. Используйте понятные слова: тихо-громко, белый-черный, грустный-веселый, глубоко-мелко, мокрый-сухой.
Игры на развитие памяти.
Игра «Повтори за мной действия» - помогает развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, учит их последовательно повторять действия за взрослыми.
Описание: взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.
Игра «Что пропало?» - направлена на развитие произвольной зрительной памяти, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».
Игра «Посмотри — запомни — нарисуй» - развивает у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Игры на восприятие.
«Снежки» из бумаги
Подготовьте бумагу разной текстуры: альбомный лист, тетрадный лист, салфетку, газетный лист. Предложите ребенку сминать бумажные листы и скатывать из них шарики — снежки. Во время игры просите малыша комментировать свои ощущения - какие из образцов легче сминаются, какие снежки получаются плотнее (тяжелее, а какие — легче. «Слепив» снежки, можно устроить соревнование — кто дальше бросит бумажный шарик. Бросая «снежки» с высоты, понаблюдайте, шарик из какой бумаги летит быстрее, объясните малышу, почему так происходит. Игры, формирующие представление о форме предметов.
Подбери пару.
Вырежьте из картона 10 геометрических фигур. 6 из них должны образовать 3 пары, совпадающие по всем параметрам — форма, цвет, размер. Остальные — с ярко выраженными отличиями. Смешайте все фигурки. Предложите ребенку отобрать все одинаковые фигурки. Затем нарисовать и вырезать пары к остальным формам. Обратите внимание малыша на то, что цвет каждой пары должен быть одинаковым, пусть кроха самостоятельно выберет из набора цветного картона лист нужного цвета.
Уважаемые родители! Хочу обратить ваше внимание на то, что качество игровой деятельности является для вас диагностикой уровня развития вашего ребенка. Успешность ребенка напрямую зависит от всестороннего развития!
Заключительный этап
Рефлексия
-Мне очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии (Выслушиваются мнения родителей).
- Какие направления игр для вас были новыми? (ответы родителей).
- Увидели ли вы проблемы в развитии игровой деятельности у ваших детей?
Мы благодарим всех, кто сегодня пришел на наше родительское собрание, за совместную работу.
(Раздача памяток).