МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка»

Елена Гуц
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Развитие речи у детей в дошкольном возрасте происходит быстро. В старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связанности и грамматической правильности, по способности к творческим речевым проявлениям. Многие дети допускают грамматические ошибки в разговорной речи, неохотно участвуют в словесных играх, не проявляют интереса к письменной речи. Таких детей большинство. Но ряд речевых недостатков устранить легко и доступно не только педагогу, но и родителям.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка“» размещена в разделах

Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам и из личного опыта.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы грамотно построить работу с родителями направленную на развитие речи детей. От того насколько внимательны будут взрослые к речи ребенка, зависит благоприятное в дальнейшем развитие речи и мышления ребенка, успешное обучения в школе.

Цель.

• Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

• Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.

• Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.

• Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.

Задачи.

• Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.

• Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

• Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.

Методы и приё мы образовательной деятельности:

• наглядный – наглядно-зрительные, предметная наглядность, наглядно-слуховые;

• информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и родителя;

• словесный – описание и объяснение;

• игровой – использование игр для организации деятельности;

• практический.

Ожидаемые результаты.

• Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей.

Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.

• Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.

• Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам развития речи детей.

• Повысить уровень развития речи детей.

Ход семинара-практикума :

Теоретическая часть. Презентация

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь - это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

Предлагаю вам подумать, по каким критериям можно судить о нормальном развитии речи.

Предлагаю родителям выбрать качества речи, выложенные на слайде (3) :

- отсутствие ошибок в согласовании слов;

- умение правильно употреблять глаголы;

- уметь пересказывать тексты;

- умение читать.

Идеальный результат: нам бы всем хотелось, чтобы ребенок достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, умел применять свои высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах, у ребенка были сформированы предпосылки грамотности. (Слайд 4.)

Рассмотрим, с какими проблемами сталкиваются в детских садах (слайд 5) :

• односложная речь (состоит из простых предложений);

• речь бедная (недостаточный словарный запас);

• слова-паразиты (употребление нелитературных слов и выражений);

• неграмотные вопросы (неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос);

• не могут логически выражаться;

• речь не выразительна;

• плохая дикция.

На занятиях по развитию речи детей в подготовительной группе мы учим понимать и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.

Работа по развитию речи ведется по таким направлениям: (слайд 6)

• воспитание звуковой культуры речи (учим произносить внятно определённые звуки - водичка льётся с-с-с; комар пищит – з-з-з-з);

• обогащение активного и пассивного словаря;

• формирование грамматического строя речи (учим согласовывать существительное с прилагательным; учим употреблять предлоги – в, на, под, за; учимся употреблять существительные во множественном и единственном числе);

развитие связной речи (учим слушать внимательно, понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить не перебивая друг друга, употреблять в речи вежливые слова).

Для повышения результативности работы по развитию речи целесообразно использовать словарь, как эффективный метод. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. (Слайд 7.)

В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. (Слайд.)

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. (Слайд 8.)

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Таким образом, важнейшей задачей в развитии ребенка на уровне получения дошкольного образования является развитие диалогической и монологической речи - чистой, правильной и выразительной; расширение словарного запаса – использование его в творческой речевой деятельности (сочинении загадок, рассказов, сюжетно-ролевых игр и др.)

Практическая часть. Игра.

«Дети редко перевирают наши слова. Они удивительно точно повторяют все то, чего нам не следовало говорить».

Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь. (Слайд 10.)

Я предлагаю вам подборку игр, которые вы можете проводить с детьми без специальной подготовки, в любом месте и в любое время.

Игра «Подбери признак».

Целью, которой является развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, родители отвечают.

Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие) – кожаные, белые.

Шляпа (какая) – черная, большая…

Туфли (какие) – осенние, красивые…

Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая) - белая, праздничная….

Шуба (какая) - меховая, теплая…

Игра "Найди противоположное слово".

В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а лимон. (кислый).

Луна видна ночью, а солнце. (днем).

Огонь горячий, а лед. (холодный).

Тополь высокий, а шиповник. (низкий).

Река широкая, а ручей. (узкий).

Камень тяжелый, а пух. (легкий).

Редька горькая, а груша. (сладкая).

Игра «Пословицы и поговорки».

Цель игры - развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

«Ученье - свет, а неученье - тьма».

«Меньше говори, а больше делай».

«Труд кормит, а лень портит".

«Готовь сани летом, а телегу зимой».

«Большая работа лучше большого безделья».

«Лето собирает, а зима подъедает».

«Чужбина - калина, родина – малина».

Игра «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов».

Предлагаю несколько картинок, из которых нужно выбрать подходящую.

- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами

Он на севере живет, вместо сена мох жует.

- Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы.

- Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты,

черненькие глазки, остренькие зубки.

- Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

Игра «Речевые аналогии».

Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).

Игра «Назови лишнее слово»

Среди имен существительных

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Среди имен прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Желтый, красный, сильный, зелёный; и т. д.

Среди глаголов

Думать, ехать, размышлять, соображать;

Бросился, слушал, ринулся, помчался;

Ненавидеть, презирать, наказывать;

Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

Пришел, явился, смотрел;

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Заключение.

Успешное взаимодействие воспитателя и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

И в завершении рекомендации (слайд 11) :

• Поддерживайте проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Развивайте умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

• Поддерживайте использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

Развивайте речевое творчество, учитывайте индивидуальные способности и возможности детей.

• Воспитывайте интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

Развивайте умения письменной речи : читайте отдельные слова и словосочетания, учите писать печатные буквы.

Развивайте умения анализировать содержание и форму произведения, развивайте литературную речь.

Обогащайте представления об особенностях литературы: о родах (фольклор авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

В качестве методической и практической помощи для использования дома я подготовила для вас тематическую картотеку игр «Обогащение словарного запаса».

Список литературы.

1. Бабаева Т. И., А. Г. Гогоберидзе. З. А. Михайлова и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.-528с.

2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», «Просвещение» Москва,1976

3. Евдокимова Н. В, Додокина Н. В, Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика-Синтез, 2007

4. Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок, «Просвещение» Москва,1988

5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. : просвещение, 1990.

6. Ушакова О. С., А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина: под ред. О. С. Ушаковой. – Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей. М. : Изд. Института Психотерапии, 2001.

7. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Москва «ВАКО» 2008.- 336с.

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка»
Опубликовано: 28 марта 2021 в 08:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гуц в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД