Жания Жарлыкасимова
Семинар-практикум для родителей «Воспитываем добротой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей, мотивация к улучшению детско – родительских отношений.
Задачи:
1. Помочь родителям сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы, доверие к окружающему миру.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Воспитываем добротой“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3. Повышение родительской компетентности в вопросах психологического здоровья детей.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедийный проектор, экран.
2. цветы (красного, желтого, зеленого цвета, квадратики зеленого и красного цвета, ручки, карандаши. По количеству участников.
3. Мольберт.
Ход семинара
Добрый вечер уважаемые родители. Я рада видеть вас на собрании родителей старшей группы на тему «Воспитываем добротой». Сегодня мы с вами будем говорить о доброте.
На нашей планете живёт примерно 6,5 миллиардов человек. Все были рождены женщиной. Воспитаны родителями, обществом и, естественно, никто из них не желал ребенку в будущем стать грубияном, эгоистом, или просто безразличным человеком. Но в данное время наше общество сталкивается с подобного рода людьми. На остановке, в маршрутке мы с удивлением и ужасом наблюдаем за нынешней молодёжью и задаём себе вопрос «Кто же вас воспитывал?» забывая о том, что сами, иногда даже не осознавая, виноваты в этом. Что же делать? Как быть? Ведь мы все мамы и у нас растут наши любимые детишки такие родные и такие хорошие. А вдруг мы делаем, что-то не так? И тогда мы начинаем искать ответы в книгах, в интернете, просим совета у наших мам и бабушек.
“Как воспитать ребенка хорошим?
Как воспитать ребенка добрым?”
“Воспитание доброты” – простое и одновременно нелегкое дело. И все же это удастся каждому из нас. Нужно только постараться.
Сегодня я предлагаю вам не только поговорить о доброте, а посадить целый сад доброты.
И первое дерево, которое мы посадим – это дерево добра.
Мы с вами, как взрослые люди можем иногда сразу определить добрый человек или нет. Увидев гуляющих взрослого сына с пожилой матерью под руку. Мы называем его добрым, потому что он заботиться о своих родителях, другой подкармливает кошек и собак он тоже добрый, потому что у него присутствует милосердие. Все мы разные, и у всех нас свои критерии и границы. Давайте вместе с вами попробуем дать определения словам (доброта, добрый человек, доброе дело)
Ответы родителей.
Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям. Это умение сочувствовать и сострадать людям, видеть только хорошую и светлую сторону в личности человека.
Добрый человек - это тот, кто любит других людей, часто совсем незнакомых, больше, чем себя. Такой человек живет не для себя, а для других.
Доброе дело - это дело, которое сделано с благими намерениями, от всей души, с любовью.
Задание - вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро» то есть корень добр (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, добропорядочный).
А сколько фамилий с таким прекрасным корнем.
(Добрынин, Добролюбов, Добронравов)
Перед вами сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Карточка красного цвета означает «нет», а карточка зелёного цвета означает «да». Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы при помощи этих карточек.
Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)
Вежливость помогает хорошо себя чувствовать среди людей. (ДА)
Нужно ли быть добрым к любому человеку? (ДА)
Воспитывать в детях нравственные качества (например доброту, отзывчивость) должны только воспитатели?
Я рада, что вы едины в своих ответах.
Следующее дерево, которое мы посадим в нашем саду, это дерево вежливых слов.
А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?
Р. Да.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора”.
Давайте поиграем в игру “Словарь вежливых слов”. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них отвечать.
1. Какие слова, следует говорить, когда вы здороваетесь с кем-нибудь? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)
2. Какие слова мы произносим, когда прощаемся с кем-нибудь? (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пути. Другу можно сказать - пока.)
3. Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу Вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)
4. Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините, простите; извините, пожалуйста; прошу прощения.)
Учите вежливости вежливо. Важно, запомнить одну истину не будьте грубы с ребенком, если задались целью научить его вежливости. Не заставляйте ребенка говорить «до свидания», если сами этого еще не сделали. Говорите и сами ребенку «пожалуйста», а за выполненное действие «спасибо». Пусть ребенок подражает вам, а не боится вас. Результаты не заставят себя ждать. Собственным примером, вы сформируете основные качества, которые будут в дальнейшем и у вашего ребенка. «Проповедь всегда воздействует слабее, чем пример» : Самюэль Джонсон.
Следующее дерево, которое появится в нашем саду, это дерево добрых дел.
Я предлагаю вам разобрать несколько ситуаций и ответить на вопросы, как бы вы поступили в том или ином случае.
Решение педагогических ситуаций.
Ситуация 1.
Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь? ” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты! ”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты! ”)
Ситуация 2.
Мальчик крикнул прохожему “Сколько время? ” Какие ошибки допустил мальчик?
(Надо было не кричать, а говорить; Скажите, пожалуйста; Правильнее говорить который час, а не сколько время) .
Ситуация 3.
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть! ”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем)
Следующее дерево, которое мы посадим это дерево мудрости.
Слово доброта является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась народом. Недаром у нас существует огромное количество пословиц и поговорок о доброте и добрых делах. Давайте попробуем вспомнить их?
Доброе слово и кошке приятно.
Вражда не принесет добра.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злое слово дом разрушит, а доброе слово дом построит.
Доброе слово окрыляет, а грубое обижает.
Доброе слово дороже золота.
Следующее дерево, это дерево добрых сказок.
Сегодня под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Сказка же, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды, в ней добро торжествует над злом. В сказке также присутствуют добрые и злые герои.
Назовите положительных героев сказок.
Иван-царевич
Иван-дурак
Василиса Прекрасная
Василиса Премудрая
Волк, Лиса, Заяц, Медведь.
Почему образы животных мы тоже относим к добрым силам? (они помощники людей)
Чьи образы и характеры воплощают животные в сказке? (людей)
Назовите отрицательных героев сказок.
Кощей Бессмертный
Баба Яга
Змей Горыныч
Колдун
Ведьма
Задание: Назовите сказку по отрывку.
1. Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить. Сестрица Аленушка, я пить хочу! Подожди, братец, дойдем до колодца. (Сестрица Алёнущка и братец Иванушка)
2. Прошло несколько лет. Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе, на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает: "Не выдам меньшой прежде старших!" - а проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе. (Василиса прекрасная)
3. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь. (Заяц – хваста)
Чему учат нас сказки?
• Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности.
• Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.
• Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.
• Сказка учит слушаться родителей.
• Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь богатыри с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.
• Сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.
Кстати, некоторые сказки было бы полезно перечитать и взрослым. Вырастая, мы частенько забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности преодолимы, что прекрасный принц на белом коне уже ищет свою принцессу. Поэтому читайте сказки детям, читайте вместе с детьми и позволяйте себе хоть на минутку побыть в детстве, вспомнить любимые сказки и посетить волшебную страну.
Наш сад наполнился деревьями, но кажется на них не хватает цветов, я предлагаю вам подойти к волшебной поляне и найти его, тот который вам понравился больше всего. Присаживайтесь за столы (Родители присаживаются за столы)
Цвета выбраны не случайно. Зелёный цвет – цвет милосердия, сочувствия. Красный – сердечность, любовь. Жёлтый – цвет солнца, счастья, щедрости. Сердечность, милосердие, щедрость – все эти качества можно объединить в одно, а именно доброта. А сейчас я предлагаю вам на цветной стороне написать те качества, которые вы бы хотели видеть в вашем ребенке. На другой - свои положительные стороны. А теперь посмотрите, какие мы есть. и чего мы хотим добиться о детей.
Видео (социальный ролик о воспитании детей)
Материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.
Такой сад доброты цветёт только в сердце доброго, воспитанного и вежливого человека. Мы не можем изменить мир, но можем изменить себя, своё отношение к тому, что происходит вокруг нас. В наших силах сделать жизнь добрее. Характер детей формирует то, что их окружает. Их учат те, кто находится рядом с ними. Будьте сами добры и постарайтесь научить детей быть добрым.