Елена Клинова
Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные методы оздоровления детей. Здоровые дети — в здоровой семье»
▼ Скачать
Семинар-практикум для родителей
Тема: Нетрадиционные методы оздоровления детей по теме :
«Здоровые дети в здоровой семье»
Аудитория: родители группы с детьми с нарушением зрения № 12
Участники: родители, воспитатели.
Задачи:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросе здоровьесбережения;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Нетрадиционные методы оздоровления детей, Здоровые дети — в здоровой семье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
2. Формировать ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей;
3. Обучить родителей конкретным приемам оздоровления : массаж, пальчиковая гимнастика;
4. Актуализировать родительские отношения посредством проведения оздоровительных мероприятий в условиях семейного воспитания.
Материалы и оборудование: пригласительные билеты на семинар, памятки для родителей «Компоненты здорового образа жизни».
Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители! Мы вас приглашаем в гости, но путь вам предстоит проделать самим.
(родители в группу заходят, преодолевая препятствия - прыжки из обруча в обруч, пролезание в обруч, ходьба по канату и массажным дорожкам)
Воспитатель (Проблема) : В современном обществе, в эпоху ХХI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводят к ухудшению состояния здоровья детей.
Актуальность этой темы в наши дни очевидна. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - первостепенные задачи для всех нас. Здоровье вашего ребенка зависит не только от физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, но и от условий жизни в семье, так как семья - среда, где закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня вы станете участниками занятия, где получите практические советы и рекомендации, которые помогут вам вырастить своих детей здоровыми.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём семинар – практикум. Я прошу вас стать его активными участниками. Как вы считаете, что для человека дороже всего на свете? (Здоровье.) Быть здоровым – естественное желание каждого человека. А что же такое здоровье? (ответы родителей) «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней. Здоровье и состояние ребёнка во многом зависит от вас родители.
И тема нашего семинара «Нетрадиционные методы оздоровления детей»
Начать нашу встречу мне хотелось бы с притчи:
«Случилось это давным-давно, в те времена, когда Боги создали Человека и наделили его силой и могуществом. Человек ещё и на ноги не успел встать, как Боги осознали, что совершили большую ошибку. Они поняли, что ум Человека, его любопытство и неуемный дух познания таят в себе великую опасность: Человек может применить свои силы и мощь во вред себе и окружающему Миру.
И боги не на шутку испугались. Чтобы решить эту проблему, собрался Великий Форум. Были приглашены Боги из всех известных миров. Обсуждение было долгим и детальным. Все Боги
были совершенно уверены в одном: самые главные ресурсы и силы, которыми может воспользоваться Человек, надо спрятать так, чтобы он смог найти их лишь тогда, когда станет достаточно мудрым.
Но где спрятать самые драгоценные ресурсы? Именно этот вопрос стал основной причиной споров на Форуме Богов. Некоторые предлагали спрятать их на вершине самой высокой горы, другие предлагали поместить их в глубочайшие впадины океана. Но в итоге Боги поняли, что любопытный Человек всюду проникнет и может найти сокровища слишком рано. В этой ситуации даже у мудрейших Богов не было достойных идей. Наконец, самый младший Бог, который молчал до этого момента, сказал так:
- Почему бы нам не поместить главные сокровища внутрь Человека? Пока он не достаточно мудр, он сосредоточен на внешнем Мире и ни за что не догадается искать сокровища внутри себя. Боги так и сделали». И действительно, человек до сих пор ищет здоровье в себе, а найденное бережет и охраняет
Воспитатель: Сейчас мы с вами выясним, что необходимо нашим детям, чтобы быть здоровыми! Предлагаю поиграть в игру «Неоконченное предложение»
Игра «Неоконченное предложение»
(Передавая мяч, родители договаривают предложение)
– Мой ребёнок будет здоров, если будет …
– Мой ребёнок будет здоров, если будет …
– Мой ребёнок будет здоров, если будет …
- Мой ребёнок будет здоров, если будет …
– Мой ребёнок будет здоров, если будет …
Для охраны жизни и здоровья детей мы внедряем в работу нашей группы «Нетрадиционные методы оздоровления детей». Для успешной
реализации методов оздоровления необходимо проводить оздоровительную работу совместно с родителями.
II ЧАСТЬ: «ПРАКТИЧЕСКАЯ»
1. Гимнастика для глаз.
Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
2. Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
1. Способствует овладению навыками мелкой моторики.
2. Помогает развивать речь.
3. Повышает работоспособность коры головного мозга.
4. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
5. Снимает тревожность
Родители, выполняют пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая игра «Гонки»
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики руки полезными являются занятия с разнообразными предметами. В представленных играх для проведения массажа используются маленькие детские машинки и обычный карандаш, словом то, что всегда найдется под рукой. (Муз. сопровождение В. Агутин «Шоферская», слова Н. Нищева, авт. аранжировка О. Мячикова)
Массаж выполняется с помощью маленькой детской машинки.
Раз, два, три, четыре, пять (Возят машинку по каждому пальчику
вперед и назад, начиная с большого пальца.)
Можно гонки начинать. Теперь – начиная с безымянного.
По кругу, по кругу. Теперь – по кругу в одну и другую сторону.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою. Вновь катают машинку по пальчикам
Тормозят, которые слегка согнуты.
Закрылись. Машинка стоит в гараже. Сжимают кулак.
И фары погасли, не светят уже. Заглядывают в маленькое отверстие
в кулаке.
Заводим мотор, выезжаем! Действия повторяются на другой руке.
Пальчиковые игры «Гусенок» и «Птички клюют»
Пальчиковые массажные игры с использованием бельевых прищепок.
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук полезными являются занятия с разнообразными предметами.
Такие игры является эффективным способом развития тактильной чувствительности, координации движений пальцев и кистей рук. Также стимулируют развитие пространственно - образного мышления и творческих способностей.
Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе.
Музыка же в свою очередь создает благоприятный эмоциональный фон, учит вслушиваться и повторять заданный ею ритм, повышает активность.
Гусенок
(Слова Е. А. Ульева, муз. сопр. «Утренняя роса» ООО «Астико-центр»)
Массаж проводится с использованием не тугих бельевых прищепок.
Шел гусенок по тропинке.
Видит: вкусные травинки. Растопыриваем пальчики.
Ам-ам-ам, ам-ам-ам! «Гусенок щиплет пальчики, как травку» -
Никому я их не дам. прихватить поочередно каждый
пальчик прищепкой.
По другой тропинки шел, Упражнение повторяется на другой руке.
Снова травку он нашел!
Ам-ам-ам, ам-ам-ам!
Все гусенок скушал сам.
Массаж «Птички клюют»
Массаж проводится с помощью не тугих пластмассовых прищепок. Поочередно «кусаем» подушечки пальцев от большого пальца к мизинцу.
Снегири и сорока, и клест и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Музыкальные массажные игры с шишками.
Играя с шишками, дети познают окружающий мир, становятся общительнее и спокойнее. Колючие шишки для массажа дарят силу рукам, гибкость, свободу движений. Это прекрасный природный стимулятор речи ребенка.
Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.
Педагог предлагает детям корзину, в которой лежат еловые и сосновые шишки. И задает примерные вопросы: С какого дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа?
Далее педагог показывает и выполняет вместе с детьми круговые движения шишкой между ладонями.
Такие игры под музыкальное сопровождение дарят детям положительные эмоции, раскрепощают, помогают созданию сказочного сюжета.
Сказка, о которой пойдет речь в предложенных играх посвящена маленькому мишутке.
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут,
Колются не больно,
Малыши довольны.
Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения.
3 Дорожка Здоровья.
Плоскостопие приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить, поэтому главное внимание нужно уделять профилактике данного заболевания. Для профилактики плоскостопия применяем нестандартное оборудование, изготовленное родителями и педагогами. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности, используем разные виды ходьбы. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют. И сейчас предлагаю вам пройти по дорожке здоровья, по которой наши дети ходят босиком.
Педагоги 2-3 раза проходят по выложенным на полу массажным дорожкам.
4 Физкультминутка
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
5. «Релаксация»
Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Уважаемые коллеги и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и получить удовольствие.
Включается звуки лесного водопада
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы слышите необычный звук. Вам интересно, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.
Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно - образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. А главное – всё это доставляет огромное удовольствие.
Спасибо. Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Литература:
1. Давыдова, М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников / [Текст] М. А. Давыдова. – М. : ВАКО, 2007 г.
2. Доскин, В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка / [Текст] В. А. Доскин – М. : Просвещение, РОСМЕН, 2006 г.
3. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие / [Текст] О. Л. Зверева. – М. : Айрис-пресс, 2007 г.
4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / [Текст] Н. И. Крылова. – Волгоград.