Наталия Старцева
Семинар-практикум для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство родителей со способами развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов.
Задачи:
- Сформировать у родителей представления о связи между развитием мелкой моторики и развитием психических процессов ребёнка.
- Привлечь внимание родителей к развитию мелкой моторики детей в домашних условиях.
Публикация «Семинар-практикум для родителей на тему „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
- Предоставить родителям практические рекомендации по использованию разнообразных нетрадиционных материалов в условиях семьи, направленных на развитие мелкой моторики.
- Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать материалы для развития мелкой моторики рук у детей.
- Воспитывать у родителей стремление помочь детям в развитии мелкой моторики.
Ожидаемые результаты:
- У родителей сформированы представления о значении развития мелкой моторики в развитии ребенка;
- Родители приобрели практические навыки самостоятельного подбора материалов для развития мелкой моторики малышей;
- Родители самостоятельно изготовили для детей игру.
Предварительная работа:
- Анкетирование родителей.
- Консультации для родителей.
- Индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
- Подбор пособий, игр, методической литературы по теме.
- Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Материал: счётные палочки; цветные верёвочки; пробки от пластиковых бутылок; карточки с вопросами; карандаши; бумажный круг желтого цвета; цветная бумага; фломастеры; мяч; лист бумаги А-3; ножницы по количеству участников; клей; музыкальное оформление; клубок ниток; магнитная доска, памятка для родителей.
Участники практикума: воспитатель, родители.
Методы и приё мы:
Игровой метод – игры и игровые упражнения с предметами, традиционными и нетрадиционными материалами для развития мелкой моторики.
Словесный метод – краткое сообщение воспитателя, пальчиковая гимнастика с использованием стихов; поэтапные словесные инструкции к играм; поощрения, указания.
Наглядный метод – показ действий воспитателем, дидактический материал к играм.
Практический метод – самостоятельные действия воспитателя и родителей руками.
Ход семинара-практикума :
Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашем семинаре-практикуме. Начнём нашу встречу с приветствия друг друга. Встанем все в круг и, передавая соседу мяч, говорим при этом ему комплименты или добрые пожелания, например: «Я желаю Вам здоровья» или «Какая Вы сегодня неотразимая» и т. д.
Сегодня мы с Вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи.
Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывание родителей)
Сообщение
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Итак, начало развитию мышления даёт рука. Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками.
Упражнение «Пословицы о руках»
Цель: активизация мыслительной деятельности.
Инструкция: Давайте вспомним эти выражения.
Примерный перечень пословиц:
«Мастер на все руки»
«Золотые руки»
«Положа руку на сердце»
«Рукой подать»
«Руками развести»
«Руки опускаются»
«Обеими руками «за»
«Своя рука – владыка»
«Чужими руками жар загребать»
«Руки не оттуда растут»
«Как рукой сняло»
Теоретическая часть
Воспитатель: Давайте поговорим о пальчиковых играх. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Ещё наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Почему же развитие мелкой моторики так важно? В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребёнка ловкие руки. На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребёнка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребёнку! Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка. По своей сути пальчиковые игры это массаж для рук. Игра это один из лучших способов развития речи и мышления ребёнка. Она доставляет ребенку радость, удовольствие.
Пальчиковая гимнастика:
1. Способствует овладению навыками мелкой моторики;
2. Помогает развивать речь ребёнка;
3. Повышает работоспособность коры головного мозга;
4. Развивает у ребё нка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
5. Снимает тревожность.
Одно условие необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться без затруднения и приносить детям радость. Пальчиковые игры – это, прежде всего, весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение.
Воспитатель: Для следующих игр мне нужны две команды. Предлагаю разделиться на команды.
Упражнение «Вопрос – Ответ»
Цель: активизация мыслительной деятельности; развитие воображения, фантазии.
Инструкция: На карточках раздаются вопросы для двух команд родителей.
1. Какую работу можно дать детским пальчикам на кухне (ответы родителей?
Обобщение педагога:
На кухне у нас традиционным хит-парадом выступают игры с крупой. Занятие увлекательное, и на нём ребёнок может быть сосредоточен достаточно долго. Итак, достаётся крупа (гречка, горох, рис, ребёнку вручаются маленькие чашечки из кукольного сервиза (ими удобно пересыпать, ложечки, миски, стаканчики — всё это ставится на поднос. И дальше, малыш играет с крупой в свое удовольствие: загребает руками,
перебирает крупинки, пересыпает из одной ёмкости в другую и т. д. Однако, крупа — не единственный вид "кухонной деятельности". Например, перебирать и перемывать в кастрюле картофелины. Чистить руками вареные овощи (картофель, морковку) или яйца. Чем не развивающее упражнение для пальчиков?
2. Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки (ответы
родителей?
Обобщение педагога:
Тут можно долго рассказывать: все знают, насколько увлекает ребёнка собирание природного материала — камушков, каштанов, желудей и пр. Очень благодатная в этом плане пора осень — всегда нужно возвращаться из парка с запасами свежесобранных желудей и каштанов, которые дома перебрать, разложить по стаканчикам, потом сооружать незамысловатые поделки. А летом замечательно собирать ракушки и камушки на берегу реки или моря, бросать их в воду или, наоборот, пытаться захватить пальчиками из воды. Ещё лучше — совместными с мамой усилиями соорудить на берегу песчаный замок и украсить его природными материалами.
3. Какие игры направлены на развитие мелкой моторики (ответы
родителей?
Обобщение педагога:
Для игр можно использовать любую "мелочь" : фигурки от "киндер-сюрпризов", мелкий конструктор, бусы, пластилин, пазлы, мозаику, прищепки, пуговицы, крышки и т. д.
4. Что даёт ребёнку пальчиковый театр (ответы родителей?
Обобщение педагога:
Театр - это ещё и прекрасный речевой и сенсорно – двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук. Помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини – представления. А также помогает развивать пространственное восприятие, развивает воображение, память, мышление, помогает развивать словарный запас.
Упражнение «Придумай игру с предметом»
Цель: развитие воображения, фантазии.
Инструкция: Одной команде предложить цветные верёвочки; второй команде – пробки от пластиковых бутылок. Придумать игры с этими предметами.
Примерные игры:
Верё вочки: завязывать узелки, прятать в руке, выкладывать рисунки, заплетать косички…
Пробки: выкладывать узоры, строить башню, ходить «на лыжах»…
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних
занятий?
Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счётных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина. Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы. Учите ребёнка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
Практическая часть:
- Хочу показать вам несколько пальчиковых игр. Поиграем вместе, на минутку побудем детьми, окунёмся в прекрасное время – детство.
Самомассаж
Цель: стимуляция процесса речевого и умственного развития.
Вы готовы, глазки? (поглаживание век) Да!
Вы готовы ушки? (поглаживание ушей) Да!
Вы готовы, ручки? (поглаживание кистей рук) Да!
Вы готовы, ножки? (поглаживание ног) Да!
Вы готовы? (развести руки в стороны) Да!
Молодцы, вы готовы!
А теперь давайте расскажем, какая у нас семья.
Упражнение «Моя семья»
Цель: развитие мелкой моторики рук; учимся соотносить слова текста с движениями пальцев.
Ход:
Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого пальчика. По окончании покрутить кулачком. Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает /разгибает/ большой пальчик) Этот пальчик БАБУШКА. (загибает /разгибает/ указательный пальчик) Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает /разгибает/ средний пальчик) Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает /разгибает/ безымянный пальчик) Этот пальчик Я. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик) Вот и вся моя семья! (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
- А теперь всей семьей будем трудиться.
Упражнение «Мы капусту солим…»
Цель: развитие мелкой моторики рук; учимся соотносить слова текста с движениями рук.
Ход:
Проговариваем слова и выполняем движения руками. Мы капусту рубим, рубим. (ребро ладони) Мы морковку трем, трем. (кулачками трем друг о друга) Мы капусту солим, солим. (щепотками) Мы капусту жмём, жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)
- Пришло время показать, как мы живём.
Игра «Как живёшь?»
Цель: развитие мелкой моторики рук; учимся соотносить слова текста с движениями рук.
Ход:
Все становятся в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения. - Как живёшь? - Вот так! (большой палец кверху) - А плывешь? - Вот так! (ладошками вместе по воде) - Как бежишь? - Вот так! (перебирать руками, согнутыми в локте) - Вдаль глядишь? - Вот так! (над бровями ладонь, как смотрим вдаль) - Ждёшь обед? - Вот так! (щеку подпер рукой) - Машешь в след? - Вот так! (машем рукой) - Утром спишь? - Вот так! (сложить ладошки под щечку) - А шалишь? - Вот так! (надуть щеки и лопнуть их указательными пальцами).
Воспитатель: «В пальцах содержится большое количество нервных окончаний, и если их регулярно стимулировать, можно добиться более активного функционирования всех систем организма».
Предлагаю изготовить пособия «Мякиш» (для самомассажа ладоней)
Материал: мука (крупы, воздушный шар, ложка, разноцветные нитки «мулине», карандаш, ножницы, воронка, цветные маркеры.
Изготовление: Берёте воздушный шарик, помещаете в него воронку и насыпаете ложкой крупу (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, гречка или мука). Когда в воздушном шарике будет достаточно крупы, завязываете его нитками «мулине». Рисуете с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.
Совместная аппликация «Солнышко»
Цель: ощущение единства; развитие мелкой моторики рук.
Ход:
- Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков. А лучики нашему солнышку мы сделаем из наших ладошек. Каждый пусть обведет карандашом свою ладонь на цветной бумаге, вырежет, подпишет и приклеит к нашему солнышку. - Включаем музыку, начинаем работу! - Это разноцветное солнышко всегда будет освещать и согревать наш детский сад. И никакие капризы природы нам не страшны, ведь в каждом лучике этого солнышка есть частичка вашей доброй души.
Рефлексия семинара-практикума.
Упражнение «Мне сегодня.»
- И в завершении нашего мероприятия, я попрошу каждого участника, передавая клубок ниток, коротко завершить фразу: «Мне сегодня.». (Что понравилось или не понравилось на нашей встрече? и т. д.)
- На память о нашей встрече хочу раздать вам памятки.
Заключительное слово
- Уважаемые родители! Благодарим Вас за активное участие в нашем мероприятии. Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребёнка 2-3 лет и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от Вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Желаем Вам успехов в воспитании детей!