Гришина Елена
Семинар-практикум для родителей «Кинезиологические упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей «Кинезиологические упражнения».
Цель: познакомить родителей с понятием кинезиология и кинезиологические упражнения, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Кинезиологические упражнения“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей через применение техники кинезиологических упражнений.
- научить родителей технике выполнения кинезиологических упражнений.
- воспитывать у родителей чувство ответственного отношения за воспитание и обучение детей.
Оборудование: мультимедиа, презентация; раздаточный материал: демонстрационный альбом «Рисуем двумя руками», ламинированные карточки для двуручного рисования (дорожки, геометрические фигуры, лабиринты, фломастеры (по 2 на одного родителя, резиновые мячики маленького размера (по 2 мяча на пару).
Содержание:
- теоретическая часть.
- практикум.
Ход семинара-практикума.
Добрый вечер, уважаемые родители!
С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого и психического развития.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика).
Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая, или мелкая, моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще не до конца сформирован процесс быстрой передачи информации, необходимой для регуляции высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, поведения, эмоций.
К тонкомоторным движениям можно отнести умение пользоваться вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги и пластилина, шнурование ботинок, застегивание пуговиц.
Однако следует учитывать, что у каждого ребенка существует свой темп созревания и развития, обусловленный индивидуальными особенностями и социальными условиями.
Оказывается, что чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии.
Многие родители, стремясь вырастить из своего ребенка маленького гения, начинают заменять психическое и психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет, что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития).
Л. С. Выготский (советский психолог) по поводу преждевременного обучения 7-летних детей писал, что «к началу обучения письменной речи все основные ВПФ, составляющие его основу, еще не закончили, а некоторые из них еще и не начали своего развития, и обучение письму опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы».
Очень часто мы слышим от ребенка:
• «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.
• «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
• «Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
• «Не могу представить» — проблема с воображением.
Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.
Правое - регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
Левое - носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.
Деятельность полушарий контролируется особой системой нервных волокон, которая передает данные из одного полушария в другое.
При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них, ведущее, берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Известно, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.
Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.
Сегодня я хочу рассказать вам о таком виде работы, которая способствует взаимодействию правого и левого полушария, тем самым улучшая работу мозга и, конечно же, развитию высших психических функций.
Это кинезиологические упражнения (в переводе кинезис – движение, логос – наука. То есть наука о движении). Кинезиологические упражнения еще называют нейрогимнастикой, то есть гимнастикой для мозга.
Преимущества кинезиологических упражнений:
- стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
- помогает получить энергию, необходимую для обучения;
- снижает утомляемость;
- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
- повышает продуктивную работоспособность;
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.
В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе.
К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
При выполнении таких упражнений нужно придерживаться следующих несложных правил:
- заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.
- лучше сделать меньше, но качественнее.
- продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
- не стоит ограничиваться стандартными рамками. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.
- в зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
- важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
- чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
- в одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
- Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений, поэтому нужно терпеливо относиться к возможным неудачам ребёнка.
Данные упражнения мы используем в качестве физкультминуток на занятиях, предлагаем детям в свободной деятельности, а также во время логочаса.
А теперь я предлагаю приступить от теории к практике. Приглашаю вас поиграть вместе со мной (родителям предлагается выполнить упражнения по показу и сопровождающей презентации).
I. Кинезиологические упражнения:
1. «Кулак - ребро-ладонь»
2. «Лезгинка»
3. «Ухо-нос»
4. «Лягушка»
5. «Мигающие фонарики»
6. «Колено-локоть» и многие другие.
II. Двуручное рисование.
1. Самостоятельное рисование предметов: геометрических фигур, букв, цифр и так далее.
2. По готовой модели (графомоторные дорожки для двуручного рисования, лабиринты, узоры)
III. Нейроигры с мячом.
Предлагаю родителям объединиться в пары.
- передача мяча друг другу,
- передача мяча перекрестным образом и так далее.
Как вы успели заметить, эти упражнения интересны не только детям, но и вам, взрослым. Данные упражнения полезны в любом возрасте.
На этом наш семинар-практикум подошел к завершению.
Спасибо всем за интересный и насыщенный вечер!