Виктория Субочева
Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку снять тревожность»
семинар-практикум для родителей
«Как помочь ребенку снять тревожность»
Цель:
-Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
-Доказать, что комплексная работа более эффективна, если родители и педагоги приобретут необходимые знания и научатся приемам по взаимодействию с детьми.
-Обучение родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него тревожных состояний.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Как помочь ребенку снять тревожность“» размещена в разделах
Оборудование: мультимедийные слайды с отображением диагностических данных, бланки для составления психологического портрета тревожного ребенка, бланки с вопросами для родителей.
Содержание:
1. Приветствие. Игра «Нас с вами объединяет…»
2. Мини-лекция «Что такое тревожность».
3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».
4. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».
5. Игра «Кенгуру».
6. Упражнение на релаксацию.
7. Упражнение «Царская семья».
8. Игра «Щепки на реке».
9. Обратная связь.
Ход семинара-практикума :
1. Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме. В этот раз мы рассмотрим приемы, помогающие нашим детям справиться с тревожностью. Для начала предлагаю поиграть.
Игра-энергизатор: «Нас с вами объединяет…»
Цель: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
Материал: мягкая игрушка «сердечко»
Содержание игры: Участники сидят лицом в круг, у ведущего в руках «сердечко». Ведущий говорит: «Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом», передает игрушку соседу справа и говорит: «Нас с вами объединяет то, что мы сейчас находимся в детском саду», следующий участник проговаривает свою версию и передает игрушку следующему участнику и т. д. («Нас объединяет то, что наши дети одного возраста», «Наши дети - девочки» и т. д.)
2. Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с. 386).
Эти два термина часто смешивают, однако, это совсем неидентичные термины. «Тревога» - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются : учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах и т. п. Однако помимо физиологических существуют и поведенческие проявления тревоги : ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы.
Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.
Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.
Причиной повышенной тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.
Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможности им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.
3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».
Родители разбиваются по группам и каждая группа составляет словесный портрет тревожного ребенка : какие качества и свойства поведения ему характерны.
По истечении 5 минут групповой работы составляется общий портрет тревожного ребенка. Ватман с характеристиками вывешивается на доску.
4. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».
Повышенный уровень тревожности приводит к серьезным затруднениям в учебе, общении, сказывается на всех сферах жизни ребенка. У детей сирот тревога часто является следствием какой-либо пережитой психологической травмы.
На наш взгляд, работу с тревожными детьми необходимо проводить в трех основных направлениях:
1) повышение самооценки ребенка;
2) обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
3) отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
1). Повышение самооценки ребенка.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта». Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.
Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.
Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).
При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время.
Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно чтобы учитель в классе проводил беседы на классных часах, во время которых все дети рассказывали бы о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях.
Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.
2). Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.
Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения.
3). Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях.
Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической, относиться к нему как к менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
5. Игра «Кенгуру».
Цель: отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.
Содержание: участники делятся на пары. Один из них — кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно, а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д.
На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем — партнерами.
Обсуждение: участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.
6. Упражнение на релаксацию.
Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго — отгадать «написанное» («нарисованное»).
Затем происходит смена ролей.
Обсуждение: участники отвечают на вопрос: какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.
7. Упражнение «Царская семья».
Для повышения самооценки ребенка предлагаем вам следующее упражнение.
Содержание: участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет».
1-я подгруппа - представляет царскую семью;
2-я подгруппа - семью всемирно известного ученого;
3-я подгруппа - семью «новых русских»
4-я подгруппа - семью кинозвезды.
Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото». Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость
8. Игра «Щепки на реке».
Цель: эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе
Содержание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.
Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь.
Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).
9. Обратная связь.
Игра «Пирог»
Цель: Осмысление качественных изменений, происходящих с участниками.
Материал: каждому участнику набор из желтого, белого и черного куска пирога.
Инструкция: итогом нашей встречи является пирог, но мы, не знаем, получился ли он. Сейчас вы мысленно ответите себе на вопросы:
• Было ли полезным это занятие, и вы уходите с хорошим настроением?
• Была ли встреча бесполезна для вас?
• Чтобы посмотреть каким получился пирог, вы свое впечатление о встрече выразите одним из кусочков пирога, объясняя свой выбор.
Желтый – наше общение принесло пользу, во мне произошли изменения;
Белый – я еще не определился;
Черный – встреча ничего не принесла, пустая трата времени.
После того, как все выбрали нужный кусок пирога, ведущий подводит итог, о том, какой получился пирог.
Источники:
1 https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/09/25/psihologo-pedagogicheskiy-seminar-dlya-roditeley-tema
2 https://infourok.ru/seminarpraktikum-dlya-roditeley-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-temu-trevozhniy-rebenok-v-seme-3439222.html
3. Лютова Е. К., Монеша Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: ООО изд-во «Речь», 2010.
4. Фролова Н. В. Влияние рассогласования когнитивного согласования стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Авт. канд. дис. Бийск, 2015.
5. Эйберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.
6. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути её профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. Томск, 2016.
7. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – М., 2007.
8. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – СПб, 2009.