Ирина Чадова
Семинар–практикум для родителей и педагогов «Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар– практикум для родителей и педагогов "Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь"
1 блок
I. Оргмомент
приветствие
выбор форм общения (ты, вы, и. о)
Основные правила поведения участников
семинара-практикума (правила поведения в
тренинге) :
Упражнение «Презентация». Участники
разбиваются на пары, в течение 10 минут беседуют
Публикация «Семинар–практикум для родителей и педагогов „Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
друг с другом, затем каждый рассказывает кругу о
своём собеседнике.
2 блок
Информационная справка «Что такое
агрессивность»
Агрессивное поведение — одно из самых
распространённых нарушений среди детей
дошкольного возраста, так как это наиболее
быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия — это действие человека,
противоречащее нормам и правилам поведения и
наносящее вред объекту нападения одушевлённому
или нет, приносящее физический или моральный
ущерб либо вызывающий психологический
дискомфорт. (Может быть направлена на человека, а
может на животное, предметы и т. д.)
Агрессивность — агрессивность — это свойство
личности, выражается в готовности к совершению
Э. Фромм считает, что существуют два вида
агрессии — «доброкачественная» и
«злокачественная». Первая появляется в момент
опасности и носит оборонительный характер. Как
только опасность исчезает, затухает и данная
форма агрессии. «Злокачественная» агрессия
представляет собой жёсткость и деструктивность,
бывает спонтанной и связанной со свойствами
личности человека.
А. Баас и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии,
которые можно наблюдать у людей всех возрастов,
иногда они проявляются с раннего детства.
Агрессия (схема).
Причины появления агрессии у детей и методы её
коррекции
Причина Метод коррекции
Недостаток двигательной активности,
физической нагрузки Подвижные игры, спортивные эстафеты,
«минутки радости» между занятиями.
Гипоопека, неприятие родителями Совместная деятельность,
Налаживание
эмоционального контакта с ребёнком
Повышенная тревожность, страх
нападения со стороны родителей Прекратить любые физические наказания,
оскорбления, унижения
Наладить с ребёнком
эмоциональный контакт
Обращение администрации ДОУ, соседей в органы
защиты прав детей
Усвоения манеры агрессивного поведения
родителей, как эталона В первую очередь изменить собственное
поведение, научиться контролировать и выражать
свои эмоции позитивно
Косвенно стимулируемая агрессивность
(СМИ, игрушки) Препятствовать появлению дома, в группе
таких игрушек или направлять их агрессивный
потенциал в положительное русло
Проигрывать и
оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и
сказок
Ненавязчивые разъяснения поступков
действующих лиц
Давать варианты и образцы миролюбивых способов
общения
Перевод драк в конструктивное русло: игры в
пиратов, похитителей сокровищ
Низкий уровень развития игровых и
коммуникативных навыков Подвижные, сюжетно — ролевые игры на
понимание эмоционального состояния
Психогимнастика,
игры на мимическое и пантомимическое
самовыражение
Обучение приёмам саморасслабления
Внутренняя неудовлетворённость
ребёнком своего положения в группе сверстников,
отсутствие внимания, особенно если ему присуще
стремление к лидерству Включение ребёнка в коллективные игры
на эмоциональное общение и сближение
Вовлечение
в совместную деятельность где могут раскрыться
его достоинства
Социально-культурный статус семьи Изменение семейной среды и воспитания
«Очеловечить»
эмоциональные отношения
Не использовать как «одобряемые» вербальные и
физические способы агрессивного поведения
Определить для всех членов семьи границы
дозволенного
Выявить и при необходимости изменить типичные
реакции на те или иные проступки и действия
Нестабильная социально-экономическая
ситуация
Так же причинами агрессивности могут быть
индивидуальные особенности человека (сниженный
контроль над своим поведением). Так же
агрессивные реакции могут быть физически и
психически обусловлены (возрастные кризисы, у
младенца это реакция на физический дискомфорт,
дети раннего возраста ещё не умеют себя
контролировать и не знают нравственные правила и
нормы)
В целом же можно с огромной долей уверенности
предполагать, что решающее значение в
становлении агрессивного поведения ребёнка
играет семейная среда и воспитание. Если ребёнка
строго наказывать за любое проявление
агрессивности, то он научится скрывать свой гнев
в присутствии родителей, но это не гарантирует
подавление агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение
взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка так же
приводит к формированию у него агрессивных черт
личности. Дети часто используют агрессию и
непослушание, чтобы привлечь к себе внимание
взрослых. Неуверенность и колебания родителей
при принятии каких-либо решений провоцируют
ребёнка на капризы, вспышки гнева, с помощью
которых он может влиять на дальнейший ход
событий и при этом добиваться своего.
3 блок
Упражнение «Портрет агрессивного
ребёнка»
Группа делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдаётся
карточка №1 (Приложение 1)
участники совместно выбирают черты,
свойственные агрессивному ребёнку, затем
проводится обсуждение
Заполнение родителями анкеты «Признаки
агрессивности» (Приложение 2)
Если у вас получилось 15-20 положительных
ответов, то ваш ребёнок с высокой степенью
агрессивности; если 7-14 — со средней степенью,
если 1-6 — с низкой степенью агрессивности.
«Критерии выявления агрессивного ребёнка» (Приложение 3)
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у
ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно
предположить, что ребёнок является агрессивным.
4 блок
Информационная справка «Как помочь
агрессивному ребёнку»
Коррекционная работа должна вестись
параллельно с работой родителей и педагогов над
собой, в частности:
изменение негативной установки по отношению к
ребёнку на позитивную
изменение стиля взаимодействия с ребёнком
расширение своего поведенческого репертуара
через развитие собственных коммуникативных
навыков
Независимо от причин агрессивного поведения
ребёнка существует общая стратегия действия
окружающих людей по отношению к нему:
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные
порывы ребёнка непосредственно перед их
проявлением (остановит занесённую для удара
руку, окрикнуть ребёнка)
2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного
поведения, физической или вербальной агрессии по
отношению к неживым предметам, а тем более к
людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности
ребёнку в отдельных случаях действует довольно
эффективно
3. Установить чёткий запрет на агрессивное
поведение, систематически напоминать о нём
4. Обучение детей способам выражения гнева в
приемлемой форме
Существует 4 основных способа выражения
гнева:
Прямо (вербально или невербально) выразить
свои чувства, при этом давая выход отрицательным
эмоциям.
Выразить гнев в косвенной форме выместив его на
человеке или предмете который представляется
разгневанному неопасным, кто «подвернётся под
руку», кто слабее.
5. Сдерживать свой гнев «загоняя» его внутрь. В
этом случае накапливающиеся отрицательные
чувства и эмоции будут способствовать
возникновению стресса.
Задерживать негативную эмоцию до момента её
наступления, не давая ей возможности развиться,
при этом пытаться выяснить причину гнева и
устранить её в кратчайший срок.
Приемлемыми формами выражения гнева являются —
прямое заявление о своих чувствах и выражение
гнева в косвенной форме с помощью игры.
6. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению
владеть собой в различных ситуациях
Часто агрессивным детям свойственны мышечные
зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для
таких детей очень полезны релаксационные
упражнения. Например, в карман можно положить
знак «стоп». Как только ребёнка начнут
одолевать незваные мысли и желания он достанет
этот знак и мысленно или в слух произнесёт
!стоп». чтобы этот приём начал действовать нужна
многодневная тренировка.
Очень полезны постановки сценок,
спектаклей, где агрессивный ребёнок, или
стремящийся к лидерству получают роли
положительных сильных героев (рыцари, богатыри
ит. д.) однако должен быть у них и опыт
проигрывания отрицательных ролей
6. Отработка навыков общения в возможных
конфликтных ситуациях.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию
лишь потому, что не умеют выразить свои чувства
словами или другим способом. Задача взрослого —
научит выходить из конфликтных ситуаций
приемлемым способом, например с помощью ролевой
игры
Формирование таких качеств, как эмпатия,
доверие к людям и т. д.
Эмпатия — способность сопереживать
другим людям. Считается, что развить эмпатию и
формировать другие качества личности можно в
процессе совместного чтения с ребёнком. Обсуждая
прочитанное, взрослый поощряет выражение
ребёнком своих чувств. Очень полезно сочинять с
ребёнком сказки, истории, где герои разными
способами решают конфликтные ситуации.
У взрослых имеется ряд способов контроля
детских чувств:
Позитивные способы — просьбы, мягкое
физическое манипулирование, подкрепление
хорошего поведения.
Просьбы и дружеское обращение к ребёнку не
всегда бывает эффективно. Например, нет смысла
уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент,
когда его рука уже почти коснулась горячей
поверхности. В этой ситуации лучше родителю
увести ребёнка и объяснить, почему родитель это
сделал. Это и будет пример мягкого физического
манипулирования. Наиболее эффективно при
общении с маленькими детьми.
Часто взрослые обращают внимание только на
плохое поведение и воспринимают хорошее
поведение как должное. Для детей важно создавать
«ситуацию успеха», что развивает позитивную
самооценку и уверенность в своих силах.
Негативные способы — наказания,
приказы.
Они могут вызвать либо гнев ребёнка, либо
постоянное подавление этого гнева. Поэтому
наказывать следует только в исключительных
случаях, объясняя за что конкретно. Если гнев
ребёнка будет постоянно подавляться, ведь не
всегда можно возразить сильному взрослому, то он
может перерасти в пассивно-агрессивные формы
поведения. Ребёнок может начать действовать
изподтишка, специально делать что-то назло,
например, подчёркнуто медленно выполнять
указания родителей, даже если вся семья в это
время опаздывает в гости и т. д.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка
нужно помнить, что их страх перед его выходками,
способствует повышению агрессивности, а
проявление гнева, криков или частого применения
силы это в глазах ребёнка и есть проявление
слабости взрослыми. Этому же способствует
навешивание ярлыков (Раз я такой плохой, то я вам
покажу)
Нейтральные способы — модификация
поведения.
Техника очень проста: за хорошее поведение
ребёнок получает поощрение, за плохое — наказание
или лишение привилегий. Однако этот метод не
стоит использовать слишком часто, иначе родители
получат вполне законный вопрос — а что мне за это
будет?. Поощрения должны быть небольшими, не на
перёд (будешь себя вести хорошо, к лету купим
велосипед, а в тот же момент, который поощряем, и
нечастыми.
А лучшим гарантом хорошего самообладания и
адекватного поведения детей является умение
родителей владеть собой. Многие взрослые сами не
умеют этого делать, а значит, не могут требовать
подобного от своих детей.
После этого родителям раздаётся памятка с
общими рекомендациями как избавляться от
собственного гнева (Приложение 4)
5 блок
Игры проводятся с родителями, говорится цель и
возраст на который рассчитана игра
Игровое упражнение «Пальцы добрые, пальцы
злые»
Цель: Игра хорошо развивает мелкую
моторику, даёт возможность выявить особенности
общения ребёнка, помогает ощутить возможности
своего тела, новые способы налаживания контакта,
преодолеть боязнь физического контакта,
развивает эмоциональную сферу, коммуникативные
навыки. Возраст 3-4 года
Представьте, что ваши пальчики — добрые
кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата
и т. д. на правой руке пальчики превратились в
добрых волчат, а на левой в злых мышат. Им надо
поговорить друг с другом, познакомиться,
поиграть, поссориться и т. д. если хорошо
получается можно познакомиться с ручками других
детей, мамы или папы.
Игровое упражнение «Если «да»-похлопай,
если «нет»-потопай»
Цель: развитие коммуникативных
навыков детей, развитие слухового внимание.
Возраст 3-4 года
Взрослый называет предложения, дети должны их
оценить и показать своё отношение, похлопав или
потопав.
Например: Рома навестил бабушку и так
обрадовался, что обиделся на неё
Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя с ним
поссорился
Миша подарил Даше конфеты и она очень
обрадовалась
Игровое упражнение «Говори!»
Цель: развитие внимания, произвольности, так
как детям сложно управлять своими чувствами и
поведением. Возраст 5-6 лет
Взрослый бросает мяч и задаёт вопрос. Ребёнок
должен поймать мяч, а ответить только после
разрешения «Говори!»
Какие времена года ты знаешь…Говори!
Какой сегодня день недели…Говори
Сколько дней в недели? :Говори!
Какого цвета платье у Маши? :Говори!
Какого цвета твой стул…Говори!
Игровое упражнение «Обзывалки»
Цель: развитие коммуникативных
навыков, снятие отрицательных эмоций, возраст 4-5
лет
Перед игрой можно провести беседу, что люди
обижаются на обидные слова и начинают тоже
обзываться.
Детям предлагается передавая по кругу мячик
обзывать друг друга необидными словами, например
названиями овощей и фруктов, при этом
обязательно называть имя того к кому обращаешься
и даё шь мячик : «А ты Лёшка-картошка», «А ты —
Иришка-редиска».
Обязательно предупреждаем, что на обзывали
нельзя обижаться. Завершаем игру обязательно
хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А
ты, Антошка — солнышко»
Мячик передавать быстро, долго не задумываться.
Пантомима
Цель: развитие выразительности
движений, произвольности. Возраст 5-6 лет
Каждому (или паре) предлагается изобразить
задание, написанное на карточке (крокодил
высматривает добычу, кот греется на солнце и т. д.).
При необходимости попросить помощь другого
человека. Все должны угадать, что или кого
изображает игрок.
Помимо этих игр можно использовать другие
игры:
«Ладонь в ладонь» — пройти препятствия
взявшись за обе руки друг друга,
«Сиамские близнецы» — связаны по 1 руке и этими
руками нарисовать 1 рисунок,
«Третий лишний»-снятие физических зажимов,
формирование произвольности,
«Час «тишины» и час «можно» — оговаривается
время, когда нужно вести себя очень тихо, а когда
можно шуметь, кричать и т. д. ,
«Падающая башня» — из подушек, мягких игрушек
сооружается, а потом разрушается башня,
«Динозаврики» — дети изображают разных
динозавров, диких животных. Хорошо помогает
выплеснуть лишнюю энергию и плохие эмоции.
«Сотвори чудо» — один волшебник выполняет
желания другого, потом меняются местами. Хорошо
развивает эмпатию, коммуникативные навыки.
Упражнение «Работа с гневом» (Приложение 5)
Группа делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдаётся
список выражения гнева. Обсуждают 5 минут, затем в
кругу выбирают наиболее приемлемые способы
общения с детьми. Список можно уточнить и
дополнить.
6 блок
Обратная связь
Каждый участник по кругу, передавая мяч,
отвечает на вопросы: Чем была полезна для вас эта
встреча.
Какие конкретные приёмы вы будете использовать.
Список литературы
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного
взаимодействия с детьми- СПб., 2001
2. Крейри Э. Я злюсь. Серия Учимся владеть
чувствами — СПб., 1995
3. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности-
М., 1994
4. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского
психолога. — Ростов-на-Дону, 2005
Оборудование
Бланки для работы (приложение 1)
Карточка №2 и №3 из приложений 2,
приложений 3 выдаются каждому
участнику
Памятка рецептов избавления от гнева — каждому
участнику (Приложение 4)
Задание — пантомима каждому участнику
Карточка №5 (Приложение 5) по 1
на каждую подгруппу
Ручки, мяч
Бейджи.
Листы для записи.