МААМ-картинки

Семинар–практикум для родителей и педагогов «Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь»

Ирина Чадова
Семинар–практикум для родителей и педагогов «Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар– практикум для родителей и педагогов "Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь"

1 блок

I. Оргмомент

приветствие

выбор форм общения (ты, вы, и. о)

Основные правила поведения участников

семинара-практикума (правила поведения в

тренинге) :

Упражнение «Презентация». Участники

разбиваются на пары, в течение 10 минут беседуют

Публикация «Семинар–практикум для родителей и педагогов „Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь“» размещена в разделах

друг с другом, затем каждый рассказывает кругу о

своём собеседнике.

2 блок

Информационная справка «Что такое

агрессивность»

Агрессивное поведение — одно из самых

распространённых нарушений среди детей

дошкольного возраста, так как это наиболее

быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия — это действие человека,

противоречащее нормам и правилам поведения и

наносящее вред объекту нападения одушевлённому

или нет, приносящее физический или моральный

ущерб либо вызывающий психологический

дискомфорт. (Может быть направлена на человека, а

может на животное, предметы и т. д.)

Агрессивность — агрессивность — это свойство

личности, выражается в готовности к совершению

агрессивных действий.

Э. Фромм считает, что существуют два вида

агрессии — «доброкачественная» и

«злокачественная». Первая появляется в момент

опасности и носит оборонительный характер. Как

только опасность исчезает, затухает и данная

форма агрессии. «Злокачественная» агрессия

представляет собой жёсткость и деструктивность,

бывает спонтанной и связанной со свойствами

личности человека.

А. Баас и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии,

которые можно наблюдать у людей всех возрастов,

иногда они проявляются с раннего детства.

Агрессия (схема).

Причины появления агрессии у детей и методы её

коррекции

Причина Метод коррекции

Недостаток двигательной активности,

физической нагрузки Подвижные игры, спортивные эстафеты,

«минутки радости» между занятиями.

Гипоопека, неприятие родителями Совместная деятельность,

Налаживание

эмоционального контакта с ребёнком

Повышенная тревожность, страх

нападения со стороны родителей Прекратить любые физические наказания,

оскорбления, унижения

Наладить с ребёнком

эмоциональный контакт

Обращение администрации ДОУ, соседей в органы

защиты прав детей

Усвоения манеры агрессивного поведения

родителей, как эталона В первую очередь изменить собственное

поведение, научиться контролировать и выражать

свои эмоции позитивно

Косвенно стимулируемая агрессивность

(СМИ, игрушки) Препятствовать появлению дома, в группе

таких игрушек или направлять их агрессивный

потенциал в положительное русло

Проигрывать и

оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и

сказок

Ненавязчивые разъяснения поступков

действующих лиц

Давать варианты и образцы миролюбивых способов

общения

Перевод драк в конструктивное русло: игры в

пиратов, похитителей сокровищ

Низкий уровень развития игровых и

коммуникативных навыков Подвижные, сюжетно — ролевые игры на

понимание эмоционального состояния

Психогимнастика,

игры на мимическое и пантомимическое

самовыражение

Обучение приёмам саморасслабления

Внутренняя неудовлетворённость

ребёнком своего положения в группе сверстников,

отсутствие внимания, особенно если ему присуще

стремление к лидерству Включение ребёнка в коллективные игры

на эмоциональное общение и сближение

Вовлечение

в совместную деятельность где могут раскрыться

его достоинства

Социально-культурный статус семьи Изменение семейной среды и воспитания

«Очеловечить»

эмоциональные отношения

Не использовать как «одобряемые» вербальные и

физические способы агрессивного поведения

Определить для всех членов семьи границы

дозволенного

Выявить и при необходимости изменить типичные

реакции на те или иные проступки и действия

Нестабильная социально-экономическая

ситуация

Так же причинами агрессивности могут быть

индивидуальные особенности человека (сниженный

контроль над своим поведением). Так же

агрессивные реакции могут быть физически и

психически обусловлены (возрастные кризисы, у

младенца это реакция на физический дискомфорт,

дети раннего возраста ещё не умеют себя

контролировать и не знают нравственные правила и

нормы)

В целом же можно с огромной долей уверенности

предполагать, что решающее значение в

становлении агрессивного поведения ребёнка

играет семейная среда и воспитание. Если ребёнка

строго наказывать за любое проявление

агрессивности, то он научится скрывать свой гнев

в присутствии родителей, но это не гарантирует

подавление агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение

взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка так же

приводит к формированию у него агрессивных черт

личности. Дети часто используют агрессию и

непослушание, чтобы привлечь к себе внимание

взрослых. Неуверенность и колебания родителей

при принятии каких-либо решений провоцируют

ребёнка на капризы, вспышки гнева, с помощью

которых он может влиять на дальнейший ход

событий и при этом добиваться своего.

3 блок

Упражнение «Портрет агрессивного

ребёнка»

Группа делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдаётся

карточка №1 (Приложение 1)

участники совместно выбирают черты,

свойственные агрессивному ребёнку, затем

проводится обсуждение

Заполнение родителями анкеты «Признаки

агрессивности» (Приложение 2)

Если у вас получилось 15-20 положительных

ответов, то ваш ребёнок с высокой степенью

агрессивности; если 7-14 — со средней степенью,

если 1-6 — с низкой степенью агрессивности.

«Критерии выявления агрессивного ребёнка» (Приложение 3)

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у

ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно

предположить, что ребёнок является агрессивным.

4 блок

Информационная справка «Как помочь

агрессивному ребёнку»

Коррекционная работа должна вестись

параллельно с работой родителей и педагогов над

собой, в частности:

изменение негативной установки по отношению к

ребёнку на позитивную

изменение стиля взаимодействия с ребёнком

расширение своего поведенческого репертуара

через развитие собственных коммуникативных

навыков

Независимо от причин агрессивного поведения

ребёнка существует общая стратегия действия

окружающих людей по отношению к нему:

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные

порывы ребёнка непосредственно перед их

проявлением (остановит занесённую для удара

руку, окрикнуть ребёнка)

2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного

поведения, физической или вербальной агрессии по

отношению к неживым предметам, а тем более к

людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности

ребёнку в отдельных случаях действует довольно

эффективно

3. Установить чёткий запрет на агрессивное

поведение, систематически напоминать о нём

4. Обучение детей способам выражения гнева в

приемлемой форме

Существует 4 основных способа выражения

гнева:

Прямо (вербально или невербально) выразить

свои чувства, при этом давая выход отрицательным

эмоциям.

Выразить гнев в косвенной форме выместив его на

человеке или предмете который представляется

разгневанному неопасным, кто «подвернётся под

руку», кто слабее.

5. Сдерживать свой гнев «загоняя» его внутрь. В

этом случае накапливающиеся отрицательные

чувства и эмоции будут способствовать

возникновению стресса.

Задерживать негативную эмоцию до момента её

наступления, не давая ей возможности развиться,

при этом пытаться выяснить причину гнева и

устранить её в кратчайший срок.

Приемлемыми формами выражения гнева являются —

прямое заявление о своих чувствах и выражение

гнева в косвенной форме с помощью игры.

6. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению

владеть собой в различных ситуациях

Часто агрессивным детям свойственны мышечные

зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для

таких детей очень полезны релаксационные

упражнения. Например, в карман можно положить

знак «стоп». Как только ребёнка начнут

одолевать незваные мысли и желания он достанет

этот знак и мысленно или в слух произнесёт

!стоп». чтобы этот приём начал действовать нужна

многодневная тренировка.

Очень полезны постановки сценок,

спектаклей, где агрессивный ребёнок, или

стремящийся к лидерству получают роли

положительных сильных героев (рыцари, богатыри

ит. д.) однако должен быть у них и опыт

проигрывания отрицательных ролей

6. Отработка навыков общения в возможных

конфликтных ситуациях.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию

лишь потому, что не умеют выразить свои чувства

словами или другим способом. Задача взрослого —

научит выходить из конфликтных ситуаций

приемлемым способом, например с помощью ролевой

игры

Формирование таких качеств, как эмпатия,

доверие к людям и т. д.

Эмпатия — способность сопереживать

другим людям. Считается, что развить эмпатию и

формировать другие качества личности можно в

процессе совместного чтения с ребёнком. Обсуждая

прочитанное, взрослый поощряет выражение

ребёнком своих чувств. Очень полезно сочинять с

ребёнком сказки, истории, где герои разными

способами решают конфликтные ситуации.

У взрослых имеется ряд способов контроля

детских чувств:

Позитивные способы — просьбы, мягкое

физическое манипулирование, подкрепление

хорошего поведения.

Просьбы и дружеское обращение к ребёнку не

всегда бывает эффективно. Например, нет смысла

уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент,

когда его рука уже почти коснулась горячей

поверхности. В этой ситуации лучше родителю

увести ребёнка и объяснить, почему родитель это

сделал. Это и будет пример мягкого физического

манипулирования. Наиболее эффективно при

общении с маленькими детьми.

Часто взрослые обращают внимание только на

плохое поведение и воспринимают хорошее

поведение как должное. Для детей важно создавать

«ситуацию успеха», что развивает позитивную

самооценку и уверенность в своих силах.

Негативные способы — наказания,

приказы.

Они могут вызвать либо гнев ребёнка, либо

постоянное подавление этого гнева. Поэтому

наказывать следует только в исключительных

случаях, объясняя за что конкретно. Если гнев

ребёнка будет постоянно подавляться, ведь не

всегда можно возразить сильному взрослому, то он

может перерасти в пассивно-агрессивные формы

поведения. Ребёнок может начать действовать

изподтишка, специально делать что-то назло,

например, подчёркнуто медленно выполнять

указания родителей, даже если вся семья в это

время опаздывает в гости и т. д.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка

нужно помнить, что их страх перед его выходками,

способствует повышению агрессивности, а

проявление гнева, криков или частого применения

силы это в глазах ребёнка и есть проявление

слабости взрослыми. Этому же способствует

навешивание ярлыков (Раз я такой плохой, то я вам

покажу)

Нейтральные способы — модификация

поведения.

Техника очень проста: за хорошее поведение

ребёнок получает поощрение, за плохое — наказание

или лишение привилегий. Однако этот метод не

стоит использовать слишком часто, иначе родители

получат вполне законный вопрос — а что мне за это

будет?. Поощрения должны быть небольшими, не на

перёд (будешь себя вести хорошо, к лету купим

велосипед, а в тот же момент, который поощряем, и

нечастыми.

А лучшим гарантом хорошего самообладания и

адекватного поведения детей является умение

родителей владеть собой. Многие взрослые сами не

умеют этого делать, а значит, не могут требовать

подобного от своих детей.

После этого родителям раздаётся памятка с

общими рекомендациями как избавляться от

собственного гнева (Приложение 4)

5 блок

Игры проводятся с родителями, говорится цель и

возраст на который рассчитана игра

Игровое упражнение «Пальцы добрые, пальцы

злые»

Цель: Игра хорошо развивает мелкую

моторику, даёт возможность выявить особенности

общения ребёнка, помогает ощутить возможности

своего тела, новые способы налаживания контакта,

преодолеть боязнь физического контакта,

развивает эмоциональную сферу, коммуникативные

навыки. Возраст 3-4 года

Представьте, что ваши пальчики — добрые

кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата

и т. д. на правой руке пальчики превратились в

добрых волчат, а на левой в злых мышат. Им надо

поговорить друг с другом, познакомиться,

поиграть, поссориться и т. д. если хорошо

получается можно познакомиться с ручками других

детей, мамы или папы.

Игровое упражнение «Если «да»-похлопай,

если «нет»-потопай»

Цель: развитие коммуникативных

навыков детей, развитие слухового внимание.

Возраст 3-4 года

Взрослый называет предложения, дети должны их

оценить и показать своё отношение, похлопав или

потопав.

Например: Рома навестил бабушку и так

обрадовался, что обиделся на неё

Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя с ним

поссорился

Миша подарил Даше конфеты и она очень

обрадовалась

Игровое упражнение «Говори!»

Цель: развитие внимания, произвольности, так

как детям сложно управлять своими чувствами и

поведением. Возраст 5-6 лет

Взрослый бросает мяч и задаёт вопрос. Ребёнок

должен поймать мяч, а ответить только после

разрешения «Говори!»

Какие времена года ты знаешь…Говори!

Какой сегодня день недели…Говори

Сколько дней в недели? :Говори!

Какого цвета платье у Маши? :Говори!

Какого цвета твой стул…Говори!

Игровое упражнение «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных

навыков, снятие отрицательных эмоций, возраст 4-5

лет

Перед игрой можно провести беседу, что люди

обижаются на обидные слова и начинают тоже

обзываться.

Детям предлагается передавая по кругу мячик

обзывать друг друга необидными словами, например

названиями овощей и фруктов, при этом

обязательно называть имя того к кому обращаешься

и даё шь мячик : «А ты Лёшка-картошка», «А ты —

Иришка-редиска».

Обязательно предупреждаем, что на обзывали

нельзя обижаться. Завершаем игру обязательно

хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А

ты, Антошка — солнышко»

Мячик передавать быстро, долго не задумываться.

Пантомима

Цель: развитие выразительности

движений, произвольности. Возраст 5-6 лет

Каждому (или паре) предлагается изобразить

задание, написанное на карточке (крокодил

высматривает добычу, кот греется на солнце и т. д.).

При необходимости попросить помощь другого

человека. Все должны угадать, что или кого

изображает игрок.

Помимо этих игр можно использовать другие

игры:

«Ладонь в ладонь» — пройти препятствия

взявшись за обе руки друг друга,

«Сиамские близнецы» — связаны по 1 руке и этими

руками нарисовать 1 рисунок,

«Третий лишний»-снятие физических зажимов,

формирование произвольности,

«Час «тишины» и час «можно» — оговаривается

время, когда нужно вести себя очень тихо, а когда

можно шуметь, кричать и т. д. ,

«Падающая башня» — из подушек, мягких игрушек

сооружается, а потом разрушается башня,

«Динозаврики» — дети изображают разных

динозавров, диких животных. Хорошо помогает

выплеснуть лишнюю энергию и плохие эмоции.

«Сотвори чудо» — один волшебник выполняет

желания другого, потом меняются местами. Хорошо

развивает эмпатию, коммуникативные навыки.

Упражнение «Работа с гневом» (Приложение 5)

Группа делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдаётся

список выражения гнева. Обсуждают 5 минут, затем в

кругу выбирают наиболее приемлемые способы

общения с детьми. Список можно уточнить и

дополнить.

6 блок

Обратная связь

Каждый участник по кругу, передавая мяч,

отвечает на вопросы: Чем была полезна для вас эта

встреча.

Какие конкретные приёмы вы будете использовать.

Список литературы

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного

взаимодействия с детьми- СПб., 2001

2. Крейри Э. Я злюсь. Серия Учимся владеть

чувствами — СПб., 1995

3. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности-

М., 1994

4. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского

психолога. — Ростов-на-Дону, 2005

Оборудование

Бланки для работы (приложение 1)

Карточка №2 и №3 из приложений 2,

приложений 3 выдаются каждому

участнику

Памятка рецептов избавления от гнева — каждому

участнику (Приложение 4)

Задание — пантомима каждому участнику

Карточка №5 (Приложение 5) по 1

на каждую подгруппу

Ручки, мяч

Бейджи.

Листы для записи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Мой ребенок агрессивный — что делать?» Мой ребенок агрессивный – что делать? Проблема детской и подростковой агрессии в последние годы стала одной из самых актуальных. Основные.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок. Что делать?» Ваш ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками? Не торопись ругать и наказывать! Психологи говорят, так дети реагируют.

Консультация для родителей «Если ваш ребенок агрессивный» Агрессия (от латинского «aggredi» - нападение) – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического.

Фотоотчёт «Семинар-практикум «Такой разный фоамиран. Мастер-класс по изготовлению ёлочной игрушки»Фотоотчёт «Семинар-практикум «Такой разный фоамиран. Мастер-класс по изготовлению ёлочной игрушки» Жизнь - это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Агрессия - это поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: как ему помочь?»Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: как ему помочь?» «Агрессивный ребенок: как ему помочь?» Ребенку в раннем возрасте присуща определенная агрессивность. Агрессивность имеет свои положительные.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок — какой он?» Каждый, кто хоть раз общался с детьми, наверное, имел дело с проявлениями детской агрессии. Для взрослых такое детское поведение представляет.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум с родителями «Как помочь эмоциональным детям» Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросе воспитания эмоциональных детей. Задачи: Оборудование: мультимедийный проектор,.

Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Семинар-практикум «Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» Цель: повышение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар–практикум для родителей и педагогов «Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь»
Опубликовано: 25 июля 2019 в 12:27
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар–практикум для родителей и педагогов «Кто такой агрессивный ребенок и как ему помочь»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чадова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД