Айслу Мустакова
Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать +Заказ
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
/Венгер Леонид Абрамович/
В условиях реализации ФГОС ДО и ФЗ «Об образовании в РФ», где говорится о непрерывности образования, и дошкольное учреждение выступает первой ступенью образования детей в начальной школе, наиболее актуальной задачей становится преемственность детского сада и школы, предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в 1 классе. Чтобы каждый ребенок был успешен и имел равные стартовые возможности, чтобы помочь детям адаптироваться в школе, необходимо создание единой развивающей среды, где все участники образовательного процесса (педагоги и специалисты дошкольных учреждений, учителя начальной школы, родители воспитанников, дети) будут взаимодействовать и сотрудничать. Неоценимый вклад в воспитание и обучение детей вносят родители, именно они являются авторитетом в глазах ребенка. Поэтому наша задача сделать родителей нашими партнерами, сформировать у них правильный взгляд на проблему готовности к школьному обучению и создать условия для активного включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки детей к школе.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
Для привлечения родителей необходимо использовать не только традиционные родительские собрания и консультации, но и интерактивные методы, такие как семинар-практикум, мастер-класс, круглый стол, т. к. «я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю» (Конфуций).
Поэтому вашему вниманию представляется разработка семинара – практикума для родителей детей подготовительных к школе групп и других заинтересованных лиц, желающих повысить свою компетентность в области подготовки детей к школе. В семинаре–практикуме раскрываются основные компоненты психологической готовности детей к школе : интеллектуальная, волевая, социальная, личностная и физическая готовность. Материал носит практико-ориентировочный характер, содержит игры и упражнения на развитие психических процессов, стимулирование умственной деятельности дошкольников и рекомендации по подготовке детей к школе.
Цель: формирование родительской компетентности в области психолого-педагогической готовности детей к школе
Задачи:
1. Познакомить родителей с содержанием понятия психологической готовности.
2. Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию познавательных способностей ребенка.
3. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу;
4. Способствовать оптимизации общения с детьми.
Участники: родители и воспитатели детей подготовительных групп.
Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях введения ФГОС ДО.
Оборудование: проектор, ноутбук, листы бумаги А-4 на каждого участника, ручки или фломастеры, доска, мел или маркеры для доски, мячик, фигурки-силуэты мальчиков и девочек, картинка с изображением школы и три дороги к ней : сиреневая, желтая, зеленая, анкета-отзыв, памятки для родителей, видеофильм с интервью детей, школьные фотографии родителей, клей, ватман.
Ход семинара
1. Упражнение «Имя-движение» («Снежный ком»)
Цель: повысить тонус группы и сплотить участников, дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
Упражнение проводится по типу игры «Снежный ком». Все участники сидят в кругу и каждый по очереди называет свое имя, при этом показывает какое-то движение. Следующий участник повторяет за первым его имя и движение и называет свое имя и показывает свое движение, третий называет имя и действие первого и второго, а потом свое и т. д.
2. Упражнение «Закончи предложение»
Цель: определить, какие компоненты «готовности ребенка к школе» являются значимыми для родителей.
Родителям предлагается, передавая мяч по кругу, закончить предложение: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…», формулируя свой вариант окончания данного предложения.
Варианты ответов записываются на доске. Затем идет обсуждение.
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе» (см. Презентация - слайды с 1 по 13)
4. Игра-ассоциация «Школа»
Цель: поделиться представлениями о школе, опираясь на опыт школьного обучения родителей
К поступлению ребенка в школу готовятся и родители, и у каждого из нас школа ассоциируется с разными эмоциями, т. к. за плечами уже есть опыт. Родителям предлагается подумать, с каким словом у них ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)
После выполнения упражнения обсуждаются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра эмоций и ощущений, связанных с представлениями о школе, которые определяются на опыт родителей, оставивших за плечами школьные годы.
5. Упражнение «Выбор»
Цель: познакомить родителей с факторами успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
На слайде перечислены факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, родителям предлагается выбрать из них три фактора, на их взгляд главных и объясните их (см. Презентация, слайд №14).
6. Упражнение: «Знаем ли мы своих детей?».
Цель: Узнать переживания и опасения родителей по поводу предстоящего обучения ребенка в школе.
Родителям предлагаются фигурки человечков (Приложение №1) и карандаши или ручки для записи. Дается инструкция: подумайте и напишите в верхней части человечка те черты вашего ребенка, которые, по вашему мнению, помогут ему в школе. А в нижней части те черты, которые, по вашему мнению, затруднят предстоящую учебу в школе.
После выполнения упражнения, родителям предлагается поставить фигурку на одну из трех полосок-дорожек, которые ведут в школу ( На мольберте прикреплены 3 дорожки разного цвета: сиреневая, желтая, зеленая) : сиреневая полоска означает ваше сильное беспокойство, желтая – умеренное, а зеленая полоска- нет особого беспокойства. (Приложение 2).
(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)
7. Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» (авт. С. К. Нартова-Бочавер, Е. А. Мухортова) - см. Презентация, слайд №15-17
8. Упражнение «Гимнастика мозга»
Цель: Научить родителей стимулировать умственную деятельность ребенка.
«Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. От указательного пальца к мизинцу и обратно, сначала 1 рукой, затем другой.
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
«Лягушка» - Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.
9. Практические советы: Памятка - Рекомендации для родителей «Как подготовить ребенка к школе» (Приложение 3)
10. Игра «Рисунок на спине»
Цель: практическое упражнение для детей на развитие тактильных ощущений, умения воспринимать и передавать информацию, умения работать в команде.
Родители выстраивают «паровозик» из стульчиков в линию (если участников много, то несколько «паровозиков»). Каждому участнику выдается ручка (фломастер) и листочек, который он кладет на спину впереди сидящему человеку. Ведущий (тренер) показывает картинку родителю, сидящему в «паровозике» последним. Этот родитель рисует такую же картинку на спине у человека, сидящего впереди него. Тот, в свою очередь, пытается понять, что же было нарисовано у него на спине и нарисовать то же самое у сидящего впереди него, и т. д. до конца цепочки (Игра проходит по типу игры «Испорченный телефон»). После окончания все показывают рисунки и сверяют. Данная игра способствует сплочению и развитию внимательности, проходит весело.
11. Творческая работа «Как малыш и родители в школу ходили»
Цель: Рефлексия. Получение обратной связи от родителей.
На столе перед родителями лежит ватман, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага и т. п. Всем родителям заранее было дано задание, принести свою школьную фотографию (отсканированную, напечатанную, отксеренную и т. д.).
Участникам предлагается, используя те знания, которые они получили в ходе семинара, составить коллаж для детей, где ребята смогут найти фотографии своих родителей и прочитать пожелания от своих родителей и напутствия в первый класс.
12. Анкета-отзыв родителей о мероприятии (Приложение 4)
Список использованной литературы
1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. - Тренинг эффективного взаимодействия с детьми - Издательство: Речь 2005.
4. Оптимизация детско–родительских отношений. Школа для родителей будущих первоклассников : : Статьи Фестиваля «Открытый урок»/ https://festival.1september.ru/articles/537829/
5. Учебно-методическое пособие по теме: Сборник тренингов и семинаров - практикумов с родителями. Методическая разработка. | Социальная сеть работников образования - https://nsportal.ru