Наталья Мурыгина
Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста «Развиваем творческие способности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
для родителей детей дошкольного возраста
«Развиваем творческие способности»
Задачи:
- обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей;
- ознакомить родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребенка.
Участники семинара : музыкальный руководитель, родители.
Оборудование:
Публикация «Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста „Развиваем творческие способности“» размещена в разделах
Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, карандаши; памятки, в которых записано краткое содержание каждой игры; детские музыкальные инструменты.
Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации; листы бумаги, ручки, незаконченные рисунки (по количеству родителей, набор музыкальных инструментов, буклеты с описанием игр.
Ход семинара-практикума :
Организационный момент: звучит тихая музыка, родители удобно рассаживаются.
I. Теоретическая часть.
Вступительная беседа. (Слайд 1)
- Нередко родители замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
И сейчас мы поговорим о том, как развить творческие способности детей с помощью музыки…
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Ребенок, слушающий, например: «Весна» Антонио Вивальди (Слайд 2) и представляя себе весну, будет так же ясно представлять все излагаемое вами и от этого лучше запоминать.
Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. История знает массу людей, талант которых многогранен. Леонардо да Винчи (Слайд 3) был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел и преподавал пение.
Александр Сергеевич Грибоедов (Слайд 4, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка (Слайд 5) прекрасно рисовал. Эйнштейн (Слайд 6) играл на скрипке.
И каждый человек по-своему уникален. В каждом заложены некие творческие задатки, творческий потенциал, о которых он, может быть, и не подозревает. А сейчас мы попробуем выяснить какой же у вас творческий потенциал. Предлагаю вам пройти небольшой тест…
Тест «Ваш творческий потенциал»
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно.
Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать.
Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Стоит только прислушаться – и в лёгком постукивании карандашом по столу и в бумажном шелесте можно услышать целую сказку.
Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке (Слайд 7, чтобы самому её потрясти, и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Спонтанные исследования звучащего мира продолжаются ещё несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчёски и булькающие звуки, извлекаемые просто пальцем из нижней губы, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. (Слайд 8)
Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.
Полная свобода фантазии и способов манипуляции с предметами являются основой для творческих проявлений детей. Ключевая фраза «сыграй, как ты хочешь», запускает механизм этой импровизации.
Побуждать детей к действиям можно такими словами:
– Сыграй музыку, как ты САМ хочешь;
– НАУЧИ МЕНЯ, как можно поиграть с этим инструментом.
В этой серьёзной для себя игре ребёнок приобретает навыки творческого обращения с простейшими элементами музыкального языка.
Может быть, окажется, что вы сами у своего малыша узнаете что-то новое для себя, и, наверняка вспомните – «Да, это то, чего мне хотелось, когда я был маленьким!» и с сожалением подумаете: «А со мной так никто не играл…»
Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас играть, а потом научим играть наших детей, пока они способны всё воспринимать с присущей им природной живостью ума.
Существуют специально разработанные упражнения, игры, с которыми мы сегодня познакомимся. (Слайд 9)
II. Практическая часть
1). Упражнение «Незаконченный рисунок». Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками, линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача — используя различные элементы, изобразить весенний пейзаж или любой сюжет на весеннюю тематику.
(Звучит «Весна» А. Вивальди)
2). Игра «Музыка весны». (Слайд 10) На экране вы видите изображения: жаворонок, цветок, дождь, подснежник, цветущее дерево, воробьи, дятел. Вы по желанию выбираете себе образ, подбираете к нему определённый музыкальный инструмент и попробуйте передать его звучание.
(Инструменты расположены на столе)
3). Игра «Рифмоплет». Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково, например:
• птички — невелички
• цветок – лепесток
• ветер – дети
• ромашка – Наташка
• тепло – светло
• стужа – лужа
• солнце – оконце
• туча – лучик
Нужно сочинить двустишья на заданные рифмы. В конце игры можно предложить сочинить стихотворение на весеннюю тему, используя как можно больше наработанных рифм. В конце игры озвучить это стихотворение на музыкальных инструментах.
III часть. Подведение итогов
Конечно, это не все полезные игры для развития творческих способностей детей, но они могут послужить примером для создания аналогичных упражнений. Ваша задача — отводить хотя бы полчаса в день на проведение подобных упражнений. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже участвовали в игре – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает.
Хвалите ребёнка. Похвала служит толчком к его дальнейшим занятиям.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.