Светлана Александровна Воронова
Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями
2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
3. Помочь воспитателям в организации сотрудничества с семьей; научить устанавливать контакты с родителями
4. Учить проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.
Темочки:
5. Обучать практическим приемам и упражнением по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями.
6. Формировать способности к адекватной оценке себя в общении с родителями.
7. Познакомить педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.
8. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.
9. Активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыт коллег из других ДОУ
Формы работы с педагогами в ходе семинара – практикума : мини – лекция, практические задания, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии, креативные задания, самостоятельная работа с карточками, работа в малых группах, психологические упражнения.
Педагог-психолог : Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Сегодняшний семинар-практикум мы предлагаем посвятить вопросу: «Общению воспитателя с родителями воспитанников, развитию открытости, доверия, умения воспринимать родителей такими, какими они есть».
Работа педагога подчас сталкивается с некоторыми трудностями. В настоящее время запросы и требования родителей к детскому саду и в частности к педагогу очень высокие, что может привести к конфликтной ситуации.
Для того чтобы помочь, педагогу в решении конфликтных ситуаций мы предлагаем вам поучаствовать в семинаре-практикуме. Напоминаем, что это не занятие, не лекции. Здесь есть возможность высказаться, здесь нет неверных ответов, все, что вы скажете - принимается и не осуждается.
На нашем семинаре – практикуме мы хотели бы показать приемы, навыки, техники общения через упражнения тренингого характера. Их выбор был обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов социально – активного обучения подготовки педагога к общению. Общение при их выполнении помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учит анализировать ситуацию общения, понимать другого человека (в данном случае родителя, прогнозировать и проектировать его поступки.
Мини – лекция.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству образовательных учреждений и семьи.
В настоящие время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества родителей и педагогов. На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образовании и воспитании, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов
Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
(Чтобы хлопнуть в ладоши — нужны две ладони. Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней. Восточная пословица)
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обществом, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сотрудничество - это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения.
Взаимодействие воспитателей с родителями, это:
во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.
в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.
Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению.
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества.
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы (виды). Главное – донести до родителей знания.
Практическая часть
Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств. (В кругу, сидя на стульях).
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
Дискуссия «Я и родители моей группы».
Задание. «Вопросы – ответы»
1. Какие формы взаимодействия с родителями Вы используете?
2. Что не получается, каких знаний не хватает, какие проблемы волнуют?
3. Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы?
4. Какие эмоции Вы испытываете при общении с родителями?
5. Какие профессиональные / личностные качества Вы проявляете при общении с ним?
6. Из – за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями?» «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»
Теоретическая часть «Общение»
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения.
Выделяют три составляющих общения :
1. Перцептивная (Так, перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения)
2. Интерактивная. (Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем, которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партеров или обоих участников взаимодействия.)
3. Коммуникативная ( Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями, - это то, что мы говорим.)
Все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др. ; а паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонацию, паузы.
Практическая работа.
1. Игра «Тренировка интонации». (Интонация наиболее приемлема в общении с родителями).
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)
Произнести фразы:
1. Мне не безразличны успехи Вашего ребенка
2. Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности, вызова (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия.
1) с оттенком упрека.
2) С иронией
3) С оттенком вызова
4) С оттенком безразличия
5) С оттенком требовательности
6) С оттенком доброжелательности.
По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Теоретическая часть
«Принципы взаимодействия с родителями»
Принципами взаимодействия с родителями являются :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Принципы
К основным принципам, на основе которых строится общение педагогов с родителями относятся :
–– общение на основе диалога;
–– открытость, истинность в общении;
–– отказ от критики и оценки партнера по общению.
Условно модели общения можно выделить :
–– «Экспертная модель» – эту модель педагоги используют в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями. Особенностью таких отношений является то, что воспитатели осуществляют тотальный контроль над всем и сами принимают все решения. Эта модель не предполагает активного участия родителей.
–– «Трансплантантная модель» – педагоги пользуются этой моделью, когда считают себя главными экспертами во взаимоотношениях с родителями, но в то же время признают полезность участия родителей, рассматривая их как средство, ресурс для достижения поставленных целей.
–– «Потребностная модель» – эту модель педагоги используют, когда основной целью своей деятельности удовлетворение потребности семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг.
Динамическая пауза
Упражнение «Стой спокойно»
Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева — правую, сосед справа — левую. Кто ошибется, выходит из круга.
Теоретическая часть
«Правила построения эффективного общения»
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.)
Самые универсальные – это:
1. Улыбка,
2. Имя собеседника
3. Комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Практические задания.
Упражнение «Комплимент»
Цель: умение доброжелательно общаться с родителями. Сидя в кругу сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы. Чтобы расположить к себе собеседника.
Применить «Правило трех плюсов»
Самые универсальные – это:
улыбка,
имя собеседника
комплимент.
Задание: Сказать комплимент своему партнеру по общению. Каждый участник по кругу передает мяч и говорит своему соседу добрые, хорошие слова
Инструкция: Обратите внимание на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент
В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам : пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент дол жен быть немедленно возвращен.
Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Упражнение для педагогов "Руки" или «Две ладони».
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете?
Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Именно этого хочется, когда слышишь слова «семья и школа».
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение: В ответ на нажим мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть любая директива рождает отпор.
Если педагог настроен недружелюбно, это ощутимо и родителями неосознанно принимаются меры защиты.
Заключительная часть. Подведение итогов (обратная связь)
Психолог: Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.
Рефлексия впечатлений участников.
1. «Закончи предложение»
Сегодня я узнала ….
Сегодня я уточнила …
Сегодня я открыла…
Сегодня я вспомнила….
Рефлексия – оценка занятия
Вот и подошел к завершающему этапу наш семинар, надеюся, что все задуманное мной и реализованное вами не пропадет даром. Поэтому прошу Вас провести рефлексию своей деятельности по окончанию данного мероприятия, для этого запишите на капельках, которые расположены на столах «Ваши замечания, предложения, выводы» и прикрепить к вашей радуге.
Работа с кувшином
Кувшин разбит на сектора (Я могу применить полученные знания в своей работе, мне было интересно на этом тренинге, мне не понравился семинар.) Разместите бабочек в тот сектор, который, по вашему мнению, ближе вам.
Ритуал прощания
Ведущий: На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Мы надеемся, что сегодня Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста. Желаю вам успехов в работе. Еще раз благодарим вас.
Мы думаем, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!