МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов-психологов города «Психологическое сопровождение педагогов в соответствии с ФГОС ОО»

Ткачева Татьяна
Семинар-практикум для педагогов-психологов города «Психологическое сопровождение педагогов в соответствии с ФГОС ОО»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд. Психологическое сопровождение, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту является важнейшим условием повышения качества образования в современном образовательном учреждении.

Оно должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьями воспитанников и педагогическим коллективом учреждения.

2 слайд. Цель психологического сопровождения :

Публикация «Семинар-практикум для педагогов-психологов города „Психологическое сопровождение педагогов в соответствии с ФГОС ОО“» размещена в разделах

Содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса (а значит, и педагогов) в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Задачи психологического сопровождения :

- Повышать компетентность участников образовательного процесса (а значит, и педагогов) в вопросах организации психологического сопровождения в условиях реализации ФГОС;

- Формировать у педагогов способности к самопознанию, самообразованию и саморазвитию;

- Обновлять характер и формы профессионального общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно - деятельностного подхода.

Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса повышает эффективность образовательной работы с детьми. Повышение психологической культуры педагога — необходимая и важная составляющая психологического сопровождения образовательного процесса.

Отправной точкой в выборе стратегии психолого- педагогического сопровождения в ОУ должен стать анализ образовательной ситуации в данном учреждении.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой поддержка будет более эффективной.

Беседы, наблюдения, анкетирования педагогов ОУ позволяют сопоставить факторы, выявить ряд проблем в сопровождении педагогов.

Это могут быть следующие проблемы. Например:

1) Когда молодые специалисты, считают, что обладают достаточным уровнем психологических знаний. А старые, опытные педагоги думают, что их профессиональный багаж велик, и они «сами хорошие психологи».

2) Выделяются следующие категории педагогов : некоторые педагоги ОУ стремятся к творчеству и не хотят работать по-старому, всё время что-то придумывают, предлагают.

Другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы.

Третьи не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

И еще одна категория –есть педагоги, которые не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.

Таким образом, мы можем судить о недостаточном уровне психологической компетентности педагогов, работа которых во многом формальна и порождает в образовательной среде негативные явления.

3 слайд. Поэтому каждый педагог должен быть не просто психологически образован, но и психологически компетентен, т. е. способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

Что для этого необходимо?

- Чтобы педагоги в ОУ ощущали психологический комфорт;

4 слайд. - Были психологически здоровы;

- Эмоционально устойчивы, стрессоустойчивы;

- Защищены от профессионального выгорания;

- Умели разрешать конфликтные ситуации;

- Обладали коммуникативной компетенцией, то есть умением доброжелательно общаться со всеми участниками образовательного процесса;

- Чтобы использовали творческие подходы в своей профессиональной деятельности;

- И продолжали самообразовываться и саморазвиваться.

Поэтому перед нами встают следующие задачи:

– систематически отслеживать психологический комфорт и безопасность в ОУ всех участников –в частности педагога;

– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформацию в положительные;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

– оказывать помощь педагогу в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста, формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию.

В этих условиях повышение психологической компетентности педагогов должно перейти от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их психотехниками, позволяющими решать задачи развития, воспитания и обучения ребенка, преодолений профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости, повышение творческой активности педагогов, а также развитие коммуникативной компетенции и доброжелательного общения с другими участниками образовательного процесса.

Наша основная задача, требующая обязательного решения сегодня - стимулирование интереса педагогов к повышению психологической компетентности и нахождение внутреннего резерва для преодоления неконструктивного поведения.

Итак, психологическое сопровождение педагогов сегодня - это преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями страны. Сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди.

Основные формы работы с педагогами : деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, педагогический ринг, семинар-практикум и др.

Я сегодня хочу предложить некоторые тренинговые упражнения, способствующие развитию психологической компетентности педагогов.

Итак,

Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

1. Психолог : Для снятия напряжения, усталости, создания атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждения интереса к коллегам по работе предлагаю

Упражнение «Разогревки - самооценки»

Задания:

• если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

• если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

• если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

• если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

• если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

• если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

• если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

• если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

• если вы, входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

• если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

• если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

• если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, подмигните.

Вопросы к педагогам :

- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?

2. Для того, чтобы дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, последствиях;

Чтобы способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения, развитию воображения, умения понимать друг друга без слов;

Необходимо обучаться простым способам избавления от негативных эмоций.

Упражнение «Ассоциации».

- С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что «похож» конфликт? (Ответы)

- Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту)

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта».

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать, как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда, но зато … (2 команда))

Итак: Конструктивные стороны конфликта:

- Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

- Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

- Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

- Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

- Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

- Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

- Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

- Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

- Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

- Представление о победителях или побежденных как о врагах.

- Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний.

3. Психолог :

Хочу представить вашему вниманию Философскую притчу «Почему люди кричат?»

Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:

- Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?

- Наверное, потому, - ответил один из учеников, - что теряют спокойствие.

- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему человек кричит, если сердится?

Ученики предлагали разные ответы, ни один из которых не устроил Учителя.

Психолог : На ваш взгляд, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения? (ответы педагогов) А теперь послушайте, что же ответил Учитель.

Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:

- Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того, чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. И чем сильнее непонимание, чем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат.

- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому, что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь, тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так как они понимают друг друга без слов.

Подвести итог: Как вы считаете, что нужно, чтобы не конфликтовать?

Психолог : Да, Вы совершенно правы! Нужно уметь слышать и понимать другого человека. А также нужно уметь владеть своими эмоциями.

5 слайд. (Эмоции - это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. – на слайде)

Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, обучая детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

Давайте сейчас поработаем с эмоциями, и помогут нам в этом упражнения, которые я предлагаю сейчас выполнить:

6 слайд. Упражнение «Ассоциации».

Педагог – психолог : Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Выведем их на экран (участники предлагают названия эмоций).

1) радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2) злость (ярость, бешенство, негодование)

3) страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

4) удивление (изумление, интерес)

5) грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6) спокойствие (умиротворение)

- Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте подобрать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями – слова синонимы. (Список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

Упражнение «Интонация».

Педагог – психолог : Знаете ли вы, что произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.

С пренебрежением

С улыбкой

С недовольством

С интересом (Удивлением)

Со злостью

С сарказмом

Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.

Упражнение «Произнесите текст».

Педагог – психолог : Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

«Как здорово, что все мы тут сегодня собрались.»

1. Шепотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

Упражнение «Взгляд».

Педагог – психолог : Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

• с укоризной,

• с настойчивым запретом,

• с безмерным удивлением,

• с гневом,

• с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения.

4. Психолог : Мы знаем, что с каждым годом увеличивается нагрузка на интеллектуальную, психоэмоциональную, информационную сферы педагогов. Поэтому необходимо повышать свою психологическую устойчивость и овладевать способами сохранения и восстановления работоспособности.

Я хочу показать несколько упражнений для снятия напряжения, на эмоциональную саморегуляцию и повышение работоспособности.

- Массаж ушных раковин

Захватите пальцами ушную раковину полностью и делайте круговые движения вперёд и назад. Уши горят? Значит, делаете всё правильно - 8 раз.

- В течение рабочего дня при усталости и напряжении

Сложите руки в «замок» за спиной. Напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» - эндорфин.

Бодрость духа обеспечена.

- И конечно улыбнитесь.

Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат - чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10—15 секунд.

А еще хорошо расслабляет творчество с использованием различных материалов. Я Вам хочу предложить порисовать на пене.

7 слайд. Музыкальное сопровождение.

Что Вы чувствовали, когда рисовали? Какие ощущения? Чувства? Что хотелось сделать? А чего не хотелось делать?

8 слайд.

«Труд педагога можно сравнить с трудом садовника,

выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.»

Абдул-Баха

И я желаю всем Вам быть профессиональными «садовниками»!

9 слайд. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов-психологов города «Психологическое сопровождение педагогов в соответствии с ФГОС ОО»
Опубликовано: 6 октября 2020 в 15:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов-психологов города «Психологическое сопровождение педагогов в соответствии с ФГОС ОО»» (включая файлы) размещена пользователем Ткачева Татьяна (УИ 126458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД