Наталья Булгакова
Семинар-практикум для педагогов МБДОУ «Организация развивающей среды в группах в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: повторить приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, сегодня я пригласила вас на очередную деловую встречу. Касаться она будет ФГОС ДО. Так как именно этот вопрос является сейчас наиболее актуальным, и педагоги должны осуществлять воспитательно – образовательный процесс именно в рамках ФГОС ДО. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное» : я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие специфику работы по ФГОС, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов МБДОУ „Организация развивающей среды в группах в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; осуществление индивидуально – личностного подхода в оснащении предметно – пространственной среды группы.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений в предметно – пространственной среде.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности.
4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в предметно – пространственной среде группы.
5. Учет этнокультурной ситуации развития детей в предметно – пространственной среде.
(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение предметно – пространственной среды в групповых помещениях ДОУ, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за самостоятельной деятельностью детей в развивающей среде.)
Старший воспитатель: Обобщая выступления, я закончу словами «Среда – формирует, среда, как никакой другой педагог – развивает, среда – воспитывает».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Деятельность воспитателя по организации, оснащению предметно – пространственной среды должна начинаться с проведения диагностики, которая помогает определить стартовое начало. Но для этого мы должны вспомнить требования примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, на основе которой построена наша образовательная программа, какие требования выдвигаются при организации предметно – пространственной среды в каждой возрастной группе.
(Заслушиваются выступления воспитателей, по содержанию игрового материала и оборудования по 5 образовательным областям в каждой возрастной группе и его количество на группу или подгруппу детей).
Старший воспитатель: Известно, что одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Сейчас мы с вами понаблюдаем за самостоятельной деятельностью детей в предметно – развивающей среде, которую организовал воспитатель средней группы. Одновременно вы будете оценивать игровые умения выбранного вами ребенка, какие игры и предметны вызывают наибольший интерес у детей, какие наиболее часто берутся детьми.
Участникам семинара предлагается взять по одной карточке с написанным на ней именем ребенка. У детей - участников игры на одежде значки с их именами. Воспитатель организует сюжетную игру : сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с детьми воспитатель побуждает их выполнять условные игровые действия : варить суп в кастрюльке, причесывать куклу и пр. ; использовать предметы-заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана, предлагает поиграть в настольно – печатные игры, взять посмотреть иллюстративный материал, предлагает организовать художественную деятельность: рисование, лепку, конструирование из бумаги и т. д. В ходе деятельности воспитатель называет свои действия, стимулирует детей на обозначение игровых действий словом и на речевое взаимодействие со сверстниками.
(После просмотра самостоятельной игровой деятельности детей в предметно – развивающей среде воспитатели оценивают уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребенка, умение заинтересовать себя различным игровым оборудованием, соответствуют ли игровые умения детей программным и возрастным требованиям).
Старший воспитатель: К развивающей предметно – пространственной среде в Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 прописаны основные требования, которые должны учитываться педагогами при реализации основной образовательной программы ДОУ. Вы их уже неоднократно слышали сейчас вам необходимо каждому взять по одному из требований и провести анализ развивающей предметно – пространственной среды представленной группы (в которой проводилась самостоятельная игровая деятельность детей) на соответствие или несоответствие данным требованиям. А так же вам необходимо разработать план по устранению выявленных нарушений (чем и в каком количестве дополнить игровой материал, дать рекомендации как его разместить в группе).
(воспитатели анализируют предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями: развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а так же территории, прилегающей к организации; развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей; развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать учет возрастных особенностей детей; развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной; развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой; развивающая предметно – пространственная среда должна быть полифункциональной; развивающая предметно – пространственная среда должна быть вариативной; развивающая предметно – пространственная среда должна быть доступной; развивающая предметно – пространственная среда должна быть безопасной;)
Старший воспитатель делает оценку представленного педагогами анализа развивающей среды :
- Предложенные вами рекомендации по оснащению и размещению игрового оборудования в групповых комнатах обеспечат формирование необходимых структурных компонентов игровой деятельности у детей. Они вполне могут быть реализованы в ближайшие 2-3 месяца.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Научившись проводить анализ и планировать работу по организации предметно – пространственной среды, вы решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития с помощью окружающего игрового материала. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними.