Елена Шлычкова
Семинар-практикум для педагогов «Логопедический калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДГОТОВИЛА: учитель-логопед МБДОУ д/с №34 Шлычкова Е. Г.
Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов МБДОУ по развитию речи детей
Задачи:
-обогащение теоретических знаний педагогов по основным направлениям речевого развития детей;
-практическое освоение педагогами игровых и моделирующих технологий по речевому развитию детей
ПЛАН
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1) освещение вопроса о видах детской речи
2) знакомство с понятием биоэнергопластика
3)раскрытие значения дыхательной гимнастики для развития речи ребенка
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Логопедический калейдоскоп“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4) обсуждение понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»
5) представление игровых технологий по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников
6) рассмотрение эффективности использования мнемотехники в развитии связной детской речи
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1) выполнение артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
2) освоение первичных приемов дыхательной гимнастики
3) применение на практике игровых технологий на развитие фонематического восприятия
4) выполнение упражнений по звуковой культуре речи (подготовка к обучению грамоте)
5) отработка игры на формирование и развитие лексико-грамматического строя речи
6) составление мнемотаблиц по стихотворным текстам
Оборудование: индивидуальные зеркала и флажки по количеству участников; бубен; карточки с картинками, различающимися одним звуком; карточки разные по размеру со словами, сходными по звучанию; фишки для звукового разбора слов; бумага и фломастеры для рисования мнемотаблиц
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Вопрос для педагогов :
Какие виды речи вы знаете? (устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя)
Направления работы педагогов ДОУ по развитию речи дошкольников включают в себя:
- преодоление нарушений звукопроизношения (звуковая культура речи);
- развитие фонематического восприятия;
- развитие звукового анализа и синтеза (подготовка обучению грамоте);
-развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие пространственного восприятия
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя и фонетическую, и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора, речевым слухом.
1. БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА
Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен данному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также для развития мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.
Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия: «био» - человек как биологический объект, «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий, «пластика» - связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Для коррекционно-развивающей работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы. Целью данной работы является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.
Практические задания для педагогов
Выполнение артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики «Бегемотик», «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Лопатка», «Качели».
«Бегемотик»
И. П. – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык лежит свободно во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении на счет от 1 до 10, затем закрыть рот, держать рот закрытым на счет от 1 до 5. (повтор 4-5 раз).
Движение кисти
И. П. – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1 до 5. (повтор 4-5 раз)
«Улыбка»
И. П. – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. (повтор 4-5 раз)
Движения кисти
И. П. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1 до 5. (повтор 4-5 раз)
«Хоботок»
И. П. – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. (повтор 4-5 раз)
Движения кисти
И. П. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь расслаблена и направлена вниз. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1 до 5. (повтор 4-5 раз)
«Заборчик»
И. П. – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. (повтор 4-5 раз)
Движения кисти
И. П. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1 до 5. (повтор 4-5 раз)
«Лопатка»
И. П. – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть язык и губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. (повтор 5-6 раз)
Движения кисти
И. П. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10. Вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1 до 5. (повтор 5-6 раз)
«Качели»
И. П. – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Упереть язык в альвеолы за верхними зубами. На счет «два» опустить язык к альвеолам за нижними зубами. Выполнять упражнение на счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами, слегка упираясь в них.
Движения кисти
И. П. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение на счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от1 до 5. (повтор 5-6 раз)
2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
В логопедической работе важным является речевое дыхание, которое отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.
«Бегемотик»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
И. П. – ребенок находится в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.
Взрослый произносит рифмовку:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох через нос, то животик опускается (выдох через нос).
«Качели»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
И. П. – ребенку в положении лежа кладут на живот в области диафрагмы небольшую мягкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох через нос,
Качели вниз (выдох через нос,
Крепче ты, дружок, держись!
«Ныряльщики за жемчугом»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Воспитатель объявляет, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.
И. П. – ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Эхо»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.
Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово, а другая повторяет его тихо.
Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, 2-3-сложные слова без стечения согласных: «А», «АУ», «МАМА»
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Фонематический слух – это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи. фонематический слух формируется в онтогенезе спонтанно. Он включает в себя 3 операции:
- способность услышать и определить наличие данного звука в слове;
-способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова
Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей. Оно включает в себя 3 операции:
-умение определять линейную последовательность звуков в слове;
-умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине и концу;
-осознание или подсчет количества звуков в слове
Фонематический слух – основа правильной речи
Этапы развития фонематического восприятия:
1) развитие неречевого слуха (развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма)
2) развитие фонематического слуха
3) формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Практические задания для педагогов
«Угадай, что делать?»
Цель: научить детей соотносить характер своих действий с изменением силы звучания предмета
Участникам раздаются по два флажка, и предлагается выполнить следующее задание: если бубен звучит громко, то надо поднять флажки, если бубен звучит тихо, то надо держать руки внизу.
«Полянка»
Цель: узнавать ритмический рисунок
На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, белка – 3 раза, а ежик – 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришел на полянку.
«Найди пару»
Участникам раздаются картинки, названия которых отличаются одним звуком. Один из играющих называет свою картинку, тот, у кого находится картинка, обозначающая слово-пароним, должен отозваться и стать рядом. Игра продолжается до тех пор, пока не соберутся все пары.
Речевой материал: тачка – пачка, челка – пчелка, бочка – ночка, пирожок – бережок, усы – уши, мишка – миска, крыса – крыша, нос – нож, майка – зайка, кочка – почка, дом – том, ложки – рожки.
«Так ли это звучит?»
Участникам раздаются большие карточки с изображением каких-либо больших предметов и предлагаются маленькие карточки с изображением различных предметов. Дается задание: подобрать к большой карточке картинки, названия которых сходны по звучанию с названием большого предмета.
Речевой материал: 1) мишка – шишка – мышка - миска
2) птенцы – зайцы – овцы - певцы
3) лягушка – кукушка – катушка - старушка
4) козленок – теленок – утенок - котенок
5)кошка – мошка – ложка - матрешка
6) белка – стрелка – грелка – тарелка
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ
«Прохлопай слово»
Играющим предлагается разделить слова на слоги при помощи хлопков и посчитать количество слогов в слове.
Речевой материал: кот, лошадь, решето, стройка, завтрак, елка, юла, тетрадь, ручка, дом, земляника, перевозка, ежик.
«Найди слово»
1)Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
2) найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Речевой материал: паровоз, ель, конь, елка, еж, белье, яблоко, телефон, рельса, якорь, ясли, вельвет, юла, юмор.
Звуковой разбор слов
Выложите при помощи фишек звуковые схемы слов
Речевой материал: мороз, речка, шишка, щенок, яхта, пляж.
«Скажи по цепочке»
Первый игрок называет слово, следующий должен назвать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Каждой команде дается по 2 существительных, к которым нужно подобрать как можно больше прилагательных.
Речевой материал: 1) зима, кошка
2) небо, цыпленок
Игра «Ассоциации»
Необходимо подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово - «конфета»,
Есть быстрое слово – «ракета»,
Есть слово с окошком – «вагон»,
Есть кислое слово – «лимон»!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова (ракета, самолет, гепард, орел и т. д.)
Сладкие слова (конфеты, торт, пирожное, сахар и т. д.)
Веселые слова (праздник, клоун, подарок, музыка и т. д.)
Холодные слова (снег, лед, мороз, зима, мороженое и т. д.)
«Скажи наоборот»
Участники должны подобрать словосочетания, противоположные по смыслу тем, что предлагает ведущий.
Темная ночь – белый день
Добрый друг – злой враг
Большое трудолюбие – маленькая лень
Прекрасный мир – ужасная война
Богатый дворец – бедная лачуга
Веселые праздники – скучные будни
«Чего не стало?»
Игрокам необходимо образовать форму род. п. мн. ч предложенных существительных.
Речевой материал: носки – носков, чулки- чулок, торты – тортов, ключи – ключей, ведра – ведер, сапоги – сапог, туфли – туфель, помидоры – помидоров, граммы – граммов, колокольня – колоколен, дела – дел, места – мест, пальто – пальто, куры – кур.
«Родственные слова»
Игрокам необходимо к данному слову подобрать родственное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Речевой материал: стакан – подстаканник, береза – подберезовик, окно – подоконник, лес – перелесок, пилот – беспилотник, снег – подснежник, работа – разработчик, каблук – подкаблучник, думать – выдумка, гадать – загадка, свеча – подсвечник, конец – бесконечность.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, который заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо делать цветные мнемотаблицы, т. к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Практическое задание
Составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1) Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят, улететь хотят.
2) В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря,
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной!
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Бушлакова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
2. eppmsp-mosk-spp.ru
3. sch1080.mskobr.ru
4. nsportal.ru