Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Искусство говорить с детьми»

Тарасова Наталья петровна
Семинар-практикум для педагогов «Искусство говорить с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов «Искусство говорить с детьми».

Цель: повышение культуры речи, как компонента профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Задачи:

- Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требований к ней;

- уточнить и закрепить на практике основные нормы речи;

- способствовать повышению грамотности речи и формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Искусство говорить с детьми“» размещена в разделах

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога. Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи педагогов, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. (Пример собственных детей).

Иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневаемся в использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи. Обязательно нужно обращаться к словарям или спрашивать у коллег.

К сожалению, бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

- неправильное ударение в словах^

1. Задание: расставить ударения в словах:

КвартАл, щавЕль, красИвее, столЯр, свЁкла, каталОг, месяцАми, творОг или твОрог, избалОванный, началсЯ, баловАть, облегчИть, звонИт.);

- частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и «сюсюканье» (в своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами. Ласковые слова очень нужны, но ваша речь не должна состоять преимущественно из них. Например, начиная занятие, воспитатель говорит: «Садитесь на стульчики». Дети ежедневно слышат это слово и запоминают его. А когда время подходит к тому, чтоб учиться изменять слова, ребёнку предлагают назвать стул ласково, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Он не понимает задания и изменяет слово неправильно. Правильно называть слова твёрдо, в единственном числе, именительном падеже. (Шкафчики, ложечки, ручки, шапочки, шарфики, сандалики, носочки и т. д.);

- засоренность речи словами-паразитами (слова-паразиты не несут в себе никакого смысла, а лишь отвлекают. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «типа», «ну», «блин», «прикинь», «ага», «короче», «по-любому», «якобы» и т. д. ;

- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания. Вы должны уметь работать с голосом. Дети должны слышать, когда вы требуете, когда хвалите их;

- ошибки в речи (самые распространенные ошибки «садитеся», «раздевайтеся», «играйтесь», «лавочка», «цыпочки», «здеся», «еслив», во время тихого часа, когда дети засыпают, нередко воспитатель, обращаясь к детям, произносит: «Ляж, ляжте все». Это неправильно. Лучше всего использовать словосочетания «положите голову на подушку, закрывайте глаза». В крайнем случае «ляг, лягте»).

Задания:

1. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: «Я встала, сняв ребёнка с (колени) коленей. В корзине много (помидоры) помидоров. Карантин по гриппу продолжается в течение 22 (сутки) двадцати двух суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) грабель и грАблей. Я (надеваю, одеваю) надеваю куртку. Воспитатель (одевает, надевает) одевает ребёнка.

2. Как правильно сказать: «пара (чулки, сапоги, ботинки, носки) чулок, пара сапог, пара ботинок, пара носков, килограмм (яблоки, груши, сливы, апельсины, вафли) яблок, груш, слив, но апельсинов, вафель.

3. Употребите слова в скобках в правильной форме: «Окна занавешаны (тюль) тюлем. Лицо скрыто (вуаль) вуалью. Крышу кроют (толь) толем. Вымою голову (шампунь) шампунем»).

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд требований. Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для нас он является основным средством труда. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учётом ситуации общения. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

Следующим компонентом речи является дикция.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Даже, если ваши воспитанники младшего возраста, не в коем случае не нужно искажать слова, говорите чётко, правильно.

Выразительность - ещё один элемент профессиональности речи педагога. Ваша речь должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Педагог обязан уметь выделять из фразы главные по смыслу слова или словосочетания путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, жаргонных слов. Дети, как «губка» всё впитывает быстро, а плохое ещё быстрее.

Богатство – воспитателю следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребёнка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребёнка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Вот сейчас и посмотрим на сколько богат ваш словарный запас. Предлагаю вашему вниманию блиц – опрос «В стране грамоты».

1. Закончи предложения, подобрав нужные слова:

- Звуки мы (что делаем) …. (слышим и произносим).

- Буквы мы (что делаем) …. (видим и пишем).

2. Ответь вопросы:

- какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? (ы)

- сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц)

- какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ)

- назови шипящие звуки (ш, ж, щ, ч).

Речевой тренинг «Волшебный мир слов»

1. Игра «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Сладкое слово: конфета, торт, пирожное, сахар.

Быстрые слова: ракета, самолёт, тигр, орёл.

Весёлые слова: праздник, клоун, подарок, музыка.

Кислые слова: лимон, яблоко,

2. Игра «Кошка».

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному. Загадка: вчера была мышегонятельной, вполне сметаноуплетательной, сегодня я диваноспальная, вполне подушкоодеяльная. (кошка).

-Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, кусаться, стоять, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, мыться, кувыркаться).

3. Игра «Мозговой штурм».

Задание: почему так произошло, предложить версии.

- Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло? (устал, отдыхал, обедал, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону, ждал машину).

4. Игра «Словарный штурм».

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия к слову. Загадка: знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки. Родом он из жарких в тропиках растёт …банан.

Представьте, что вы банан.

- как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).

- какой я? (жёлтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).

- что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).

- что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).

- кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).

- с какими предметами я дружу? (с водой, тарелкой, вазой, йогуртом, мороженым, тортом, конфетами, джемом, соком, мармеладом).

- как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Подведем итог: культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании человека. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет. Почаще открывайте толковый, орфографический словари, словарь ударений и трудностей русского языка, справочники норм речи и правописания. Читайте классическую литературу, учите стихотворения. Все это поможет вам в овладении грамотной, красивой речью.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Искусство говорить с детьми»
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 15:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Искусство говорить с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Тарасова Наталья петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД