Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-практикум для педагогов и родителей «Современный родитель — компетентный родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов и родителей
«Современный родитель – компетентный родитель»
(правовое воспитание в ДОУ – занятие № 1).
Автор: Светлана Валентиновна Варкентин
педагог – психолог МАДОУ ЦРР – Д/ С № 131
Структура семинара :
1. Пре – тест (саморефлексия).
2. Информационная часть:
• законы и документы, регулирующие права ребенка;
• правовые основы защиты детства:
-цели и задачи по укреплению правовой защиты детства; меры обеспечения;
- государство и защита детей (цели и принципы);
Публикация «Семинар-практикум для педагогов и родителей „Современный родитель — компетентный родитель“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
-направления защиты прав детей;
• история принятия Конвенции о правах ребенка;
• управление образовательными процессами по защите прав ребенка в ДОУ;
• направления деятельности ДОУ по правовому воспитанию дошкольников;
3. Практический инструментарий:
-положение об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребенка в ДОУ ( рекомендуется использовать материалы первоисточника: Доронова Т. Н. Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ);
-примерный план работы по охране прав детства на учебный год ( рекомендуется использовать материалы первоисточника: Борисова 0. Правовое образование дошкольников в ДОУ и семье);
- Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».
4. После – тест (саморефлексия); ценность приобретенного опыта).
Пре – тест (после – тест) :
три уровня законов, регулирующих права ребенка;
нормативные документы ДОУ;
основные направления защиты прав детей;
правовой статус несовершеннолетних детей.
Ключевые слова и выражения.
Законы и документы, регулирующие права ребенка.
Можно выделить три уровня законов:
1 –ый уровень – международный.
Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году) – носит не столько законодательный характер, сколько «характер нравственного ориентира»);
Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года);
2 – ой уровень:
Конституция РФ.
Гражданский кодекс РФ.
3 – ий уровень:
Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одаренные дети» и др.
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 года;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 20.07.2000 года.
Нормативные документы ДОУ:
1. Устав образовательного учреждения;
2. Положение о родительском собрании;
3. Положение о постановке на учет семей, оказавшихся в опасном положении;
4. Положение об общественном инспекторе;
5. Положение об уполномоченном по защите прав ребенка.
Правовые основы защиты детства в ДОУ.
Цель: закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, с Конституцией Российской Федерации.
Задачи:
Предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;
Обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях;
Меры:
Обеспечение правовых гарантий интересов детей, воспитывающихся в условиях вынужденной миграции;
Образование и функционирование системы государственного социального обслуживания семьи и детей;
Установление более строгих мер ответственных лиц, виновных в детском травматизме, причинении ущерба здоровью детей.
Государство и защита детей (цели и принципы, направления работы) - рекомендуем использовать первоисточники: Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», пособия Широ С. В., Алексеевой Т. Н. Правовые основы защиты детства.
Управление образовательным процессом по защите прав ребенка в ДОУ:
Заведующий ДОУ;
Старший воспитатель;
Педсовет;
ПМПк;
Общественные организации;
Службы администрации района и города;
Родительский комитет;
Социально – психологическая служба;
Общественный инспектор;
Уполномоченный по правам ребенка.
Практический инструментарий.
История принятия Конвенции о правах ребенка.
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже.
В июне 1989 года от побережья Бретани курсом Дакар – Фор – де – Франс – Нью – Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находились молодые люди разных национальностей. Подростки представляли пять континентов. Они отправились в путешествие с целью: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку. В конце пути молодые люди посетили штаб – квартиру ООН в Нью – Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 году.
И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребенка» узнало все прогрессивное человечество.
Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследователей?
Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний?
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выборе местожительства.