Ольга Гусева
Семинар-практикум для педагогов «Финансовая грамотность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Финансовая грамотность в ДОУ»
Слайд 2. Финансовая грамотность – это система знаний и навыков о том, как рационально распоряжаться своими деньгами, ориентироваться в финансовых услугах и не попадаться на уловках финансовых мошенников
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Финансовая грамотность в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовая грамотность – это способность понимать, как работают деньги в современном мире: как «делать деньги», зарабатывать их и управлять ими, как инвестировать и приумножать сбережения. Все это подразумевает наличие набора знаний и навыков, которые позволяют принимать обоснованные решения на основе выбора и с учетом возникающих рисков.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
По мнению психологов, знакомить детей с финансовыми терминами нужно с 5-7-летнего возраста. То есть, с этого возраста рекомендовано проводить систематическую работу по данному направлению. Понимание ценностей происходит в следующем порядке: труд — товар — деньги.
Но предварительную работу и знакомство детей с этическими понятиями, такими как честность, щедрость и экономность возможно уже с 4 летнего возраста, так же можно беседовать о важности труда, профессиях, торговле, формировать навыки и привычки, в частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.
Слайд 3. Цель - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Слайд 4. Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ИКТ.
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Беседы: «Что такое потребности?», «История денег», «Что мне нужно?» (личные жизненные потребности и желания ребёнка, «Что такое труд?», «Зачем всему надо учиться?», «Кем я хочу стать и почему?», «Профессии моих родителей»,«Что такое деньги?», «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» и т. п.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Ярмарка» и т. п.
Художественные произведения: чтение сказок «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень, «Петушок и бобовое зернышко» (формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности, Романов А. «Чудеса в кошельке», Чуковский К. И. «Муха-цокотуха» (формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду, «Пятачок», «Три поросенка» (сформировать у детей представление о рациональности выбора материала, «Как старик корову продавал» С. Михалков (раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, «Выгодное дело»Братья Гримм (познакомить с разными способами получения дохода; развивать смекалку, умение предвидеть результат,«Телефон»К. И. Чуковский (расширять представления о разнообразии потребностей,рассказ «Про мышь зубастую да, про воробья богатого» В. И. Даль (расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости) и др., пословицы и поговорки о труде.
Просмотр мультфильмов: про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему, «Как мужик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Азбука денег тетушки Совы» и др.
Мы вам предлагаем проверить свои финансовые знания в игровой форме:
Слайд 5 - 7 «Отгадай валюту страны»
Посмотрите внимательно на картинки и скажите валюты каких стран на них изображены и как они называются
1. Китай - юань
2. Россия - рубль
3. Таиланд – бат (монеты – сананги)
4. Вьетнам - донг
5. Египет - фунт
6. Турция - лира
Слайд 8 - 12 «Мульти – пуль»
Постарайтесь отгадать из какого мультфильма эти слова
1. Чтобы продать что—нибудь ненужное, нужно сначала купить что—нибудь ненужное, а у нас денег нет. «Трое из Простоквашино»
2. Это наш конь — он нам денег должен. «Алёша Попович и Тугарин Змей»
3. - Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем. «Приключения домовёнка Кузи»
4. Безвозмездно – то есть даром «Винни Пух и все-все-все»
5. За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введен налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчать! Кроме того вводиться налог н осадки :за обыкновенный дождь – сто лир, за проливной дождь – двести лир, с громом и молнией – триста лир. «Чипполино»
Слайд 13 Литература:
Есть много разной литературы для изучения финансовой грамотности с детьми, некоторые из них представлены на слайде.