Жукова Наталья Валерьевна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Говорим правильно»
Цель семинара-практикума: повышение культуры речи педагогов ДОУ.
Задача: формирование стремления педагогов к совершенствованию речи.
Как влияет речь взрослого на развитие речи ребенка?
Речевое общение является важным средством связи между ребенком и окружающим миром. Поэтому роль общения значимо для всестороннего развития ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.
Ребенок учится говорить так, как говорят окружающие взрослые, ему необходим правильный образец для подражания.
В детском саду одна из задач заключается в овладении детьми правильной речи, значит важно, чтобы примером для подражания служил правильный литературный язык. Ребенок проводит много времени в детском саду и тут для него авторитет воспитатель, кроме того пример самого воспитателя – один из приемов педагогического воздействия. В первую очередь воспитатель является правильным образцом! Но не только воспитатель в окружении, так и другие сотрудник детского сада. Поэтому к речи педагога предъявляются определённые методические требования: правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность. Речь их должна быть грамотной, приветливой, вежливой, плавной, ритмичной, нормальной громкости (чрезмерно тихая речь снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, чрезмерно громкая приводит к быстрому утомлению акустического анализатора).
Культура речи человека всегда уделяли много внимания, так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
Мы должны сохранить литературный язык и передать его следующему поколению. Необходимым условием существования литературного языка являются его нормы, то есть определённые правила произношения, словоупотребления и грамматического выражения мысли. Если отнять эти правила у литературного языка, то нам будет трудно общаться между собой и понимать друг друга. К особо важным и необходимым нормам литературного языка относятся:
1. Орфоэпические нормы
2. Лексические нормы
3. Грамматические нормы
4. Стилистические ошибки
Порой сложно передать мысль и подобрать нужные слова. Приходится говорить лишние слова, которые не относятся совсем к теме разговора. Даже сам того не замечая, но другие замечают. А нужны ли они? Такие слова можно назвать «паразитам», которые живут за счет других. Мозг человека, который слушает богатую паразитам речь, не понимает суть и важности мысли, устает, теряет интерес.
Слова - паразиты - это как вредная привычка, от которых нужно избавляться. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее понимаю. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое…
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители –
Видишь ли…
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на туже букву. Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.
Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин», «короче», «типа», «дакаете»- не понятно то ли утверждаете, то ли спрашиваете. Есть звуки паразиты «эээ», «ааа», «ммм» тянут при подборе нужного слова.
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
Как же избавиться от слов паразитов?
Предлагаю несколько способов:
1. Составьте список своих слов-паразитов, запишите их (на листочке, на диктофон и т. д.) и повесьте на видном месте (по всему дому, на работе и т. д.). С каждым разом отрабатывайте список, откладывайте в голове.
2. Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.
3. Старайтесь общаться с людьми без слов-паразитов, если у собеседника не получается, то напомните ему.
4. Говорите простыми предложениями и медленно, делайте паузы, чтобы собраться с мыслями.
5. Повышайте самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас». С. Я. Маршак.
Примеры ошибок, встречающихся в нашей речи:
свеклА, звОнит, прОдал, я пропылесошу,.
Ложи или клади?
Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» только с приставками.
Еду ни лОжить, ни ложИть,
Да и накласть нельзя.
А можно класть и положить
– Запомните, друзья!
Беги или бежи, ляг или ляж, езжай или поезжай?
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов бежать, лежать, ехать ПРАВИЛЬНО.
БЕГИ – БЕГИТЕ
ЛЯГ – ЛЯГТЕ
ПОЕЗЖАЙ – ПРИЕЗЖАЙ – ЗАЕЗЖАЙ
Хочешь ЕХАТЬ? ПОЕЗЖАЙ!
Но не едь и не езжай.
ЗАЕЗЖАЙ и ПРИЕЗЖАЙ!
Ехай — не употребляй!
Одевать и надевать?
Любезный друг, не надо забывать,
Что «одевать» не значит «надевать»;
Не надо путать эти выражения,
У каждого из них свое значение!
Одеть можно кого-то, а надеть что-то!
Одевают Надежду Надевают одежду
Слазь, слазий или слезай?
Слазь оттудова! Неправильно!
Слезай оттуда! Правильно!
Нет полотенцев или полотенец?
Полотенце – полотенец
Блюдце – блюдец
Грамм – граммов
Килограмм – килограммов
Солдаты – солдат
Туфля – туфель
Шорты – шорт
Носки – носков
Чулки – чулок
Победить, убедить, пылесосить
Одержу победу
Заставлю поверить,
склоню к чему-нибудь
Почищу пылесосом
Есть – кушать
Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении.
Слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим.
В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста, где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.
Проверим себя!
Задание 1. Поставьте ударение в словах:
- Придралась, проданы, прирученный, воткнутый, добыча, забралась, включен, повторим, откупорить, деньгами, подбодрить, красивее, звонит, километр, каталог, творог, столяр, петля, свекла, сироты, баловать, жалюзи, завидно, обеспечение, включишь, черпать, облегчить, избалованный, осуждённый, красивее, пробралась, деньгами
- Феномен, клала, включишь, включит, пиала, афера, афиняне, бармен, вперить (взгляд, всенощная, тайная вечеря, каталог, договор, квартал, ракушка, средства, сливовый, танцовщица, уведомить, уведомление, феномен, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, обеспечение, банты, туфля, оптовый, квартале, торты, позвонишь, позвонит, звонишь.
Задание 2. Если есть ошибка, исправьте:
На улице шёл дождь, поэтому Оля одела плащ.
Маша одела на куклу платье.
Задание 3. Исправить предложение:
Он полный невежа в вопросах искусства.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
Задание 4. Прочитайте, исправьте, если есть ошибка:
Опять заболел мозоль.
Я вымыла волосы новой шампунью.
Сын разлил новый гель.
В спальне повесили новую тюль.
Мне нужна жёлтая гуашь.
Голова покрыта пушистой шалью.
Задание 5. Если есть ошибка, исправьте:
Завтра я не смогу к тебе придти.
Я в школу завтра не прийду.