Удалите профиль
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Разрешение конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: довести до педагогов сведения о способах разрешения конфликта.
Материалы: цитаты на плакатах: «Находясь в единстве с самим собой, невозможно даже помыслить о конфликте» (Экхарт Толле, «Спокойствие, только спокойствие».
Психолог: Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Разрешение конфликтов“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Конфликт (лат.) - столкновение противоположно направленных интересов.
Конфликтоген Определение по словарю Д. К. Ушакова
Приказ Обращение обычно к подчиненным, требующее выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-н. порядок, положение.
Критика Определение достоинств и недостатков, оценка, разбор
Насмешка Обидная шутка, издевка, выражение иронического отношения
Снисходительный тон Тот или иной оттенок поведения, общения с людьми
Хвастовство Крайне неумеренное, тщеславное высказывание своих, часто мнимых, достоинств, качеств.
Перебивание собеседника Не дав договорить, прервать.
Навязывание (советов) Неприятно-назойливый, нагло или надоедливо предлагающий свои услуги; такой, что всем навязывается с чем-н. или хочет навязать
Утаивание важной информации Скрыть, сохранить в тайне. У. правду
Конкуренция Соревнование, соперничество на каком-н. поприще
Допросы, загоняющие «в угол» Настойчивое, подробно расспрашивание
Отказ от разговора Отсутствие согласия на что-н., выражение несогласия, отклонение от себя чего-н., отречение от чего-нибудь.
Нарушение этики Преступить, не соблюсти правила поведения человека
Ложь, обман Неправда, намеренное искажение истины.
Эгоизм Себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других
Манипулирование Способы соц. воздействия на людей при помощи различных средств, с целью навязывания им определенных идей, ценностей, форм поведения и т. д.
Проявление агрессивности Проявление враждебности
Открытое недоверие Сомнение в правдивости, достоверности
Оценивание людей Высказать то или иное мнение, суждение о ценности кого-чего-н., понять правильно значение, качество кого-чего-н.
Угроза Обещание причинить кому-нибудь какую-нибудь неприятность, зло.
Замечание Краткое суждение, высказанное устно или письменно по поводу чего-нибудь увиденного, услышанного, прочитанного. Выговор, наставление
Упражнение «Мозговой штурм».
Цель: определить понятие «конфликт», главные причины конфликтов и систематизировать их в зависимости от источника.
Конфликтогены несут в себе психологическую склонность к эскалации конфликтов, и по сути каждый конфликтоген можно отнести к одной из трех психологических первопричин:
стремление к превосходству;
проявление агрессивности;
проявление эгоизма.
Какой вывод мы можем сделать, посмотрев на таблицу конфликтогенов.
Типы поведения
стремление к превосходству проявление агрессивности проявление эгоизма
Нарушение этики Открытое недоверие Нежелание признавать свои ошибки
Занижение вклада других людей Угроза Неумение выслушать
Замечания Проявление агрессивности Эгоизм
Насмешка Открытое недоверие Утаивание важной информации
Снисходительный тон Манипулирование Перебивание собеседника
Критика Повышение голоса Ложь, обман
Хвастовство Приказание
Манипулирование Допросы, загоняющие «в угол»
Оценивание людей
обвинения
2. Тест «Поведение в конфликтах»
Поведение участников в конфликтах можно определить по не сложному тесту.
(Участникам раздаются заранее подготовленные листы бумаги и ручки)
Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами.
1 5 9 П
2 6 10 И
3 7 11 С
4 8 12 К
1. Я стремлюсь оправдать ожидания коллег.
2. Я пытаюсь избежать быть втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения.
3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение.
4. В споре я стремлюсь показать правоту своей позиции.
5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других.
6. Я избегаю открытых дискуссий по спорным вопросам.
7. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с другими в решении проблем.
8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию.
9. Обычно я соглашаюсь с предложениями других.
10. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций.
11. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению.
12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы.
Обработка. Запишите число плюсов в каждой строке.
1-я строка — приспособление, т. е. принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
2-я строка — избегание, или уход, — уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. Хотя при этом сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, не уверенные в себе.
3-я строка — сотрудничество, или кооперация, — поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что здесь выигрывают обе стороны. Такой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
4-я строка — конкуренция, или соперничество, — стремление добиться своего за счет другого. Эта стратегия оправданна в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.
При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
3. Ролевая игра «Разыграем конфликт»
Участники делятся на две подгруппы, одна подгруппа в конфликте играет роль родителей, а другая – воспитателей. Раздаются тексты конфликтных ситуаций.
1 ситуация:
- Воспитатель: Ваш малыш постоянно мочиться в штанишки. А в сончас и вовсе с головы до ног промок!
- Родитель: Вы знаете, дома ведь он по-другому себя ведет…просится в горшок.
- Воспитатель: Только спросила, хочет ли он в туалет - говорит, нет, отвернешься – штанишки мокрые и глаза полные слез. Вам, наверное, нужно к врачу. Я не могу все время за ним бегать!
- Родитель: Я думала присмотр и уход за ребенком пока он в саду, ваша задача. Вы за это деньги получаете!
- Воспитатель: У меня в группе 20 детей … Я не могу заниматься только Вашим ребенком!
Вариант разрешения 1 ситуации :
- Воспитатель: Замечательный малыш, очень любит слушать стишки-потешки, начал играть с детьми, но часто мочиться в штанишки.
- Родитель: Вы знаете, дома ведь он по-другому себя ведет…просится в горшок.
- Воспитатель: Не волнуйтесь, адаптация – это стресс для каждого ребенка. Старайтесь придерживаться рекомендаций специалистов, и принесите сменное белье.
- Родитель: Спасибо Вам, думаю мы скоро привыкнем к саду. (сотрудничество).
2 ситуация:
- Родитель: Моя знакомая водит ребенка в д/с «Мотылек». Очень хорошие воспитатели: читают детям сказки, стихи, учат песни.
- Воспитатель: (смеется) Мы нашим деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Вас что именно не устраивает?
- Родитель: Я спрашивала у дочери, она не знает наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.
- Воспитатель: Ко мне какие могут быть претензии? Вас здесь никто не держит, идите в «Мотылек»!
Вариант разрешения 2 ситуации :
- Родитель: Моя знакомая водит ребенка в д/с «Мотылек». Очень хорошие воспитатели: читают детям сказки, стихи, учат песни.
- Воспитатель: (смеется) Мы нашим деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Можете в любой день прийти и послушать.
- Родитель: Я спрашивала у дочери, она не знает наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.
- Воспитатель: У нас в группе очень много талантливых и творчески активных ребят, и Алиса не исключение. В группе со всеми детками поет и читает стихи. Чтобы полностью раскрыть ее таланты, думаю, нужно чаще заниматься с ней: вам – дома, а нам - в саду. (сотрудничество)
3 ситуация:
- Воспитатель: Здравствуйте! Нужно перенести, вон с той кучи ведро песка в нашу песочницу.
- Родитель: Здравствуйте! Я тороплюсь, неужели, кроме меня некого попросить…
- Воспитатель: Просила пап, никто не пришел. Теперь чтобы не было никому обидно, я прошу всех приходящих родителей принести по одному ведру песка. Это много времени не займет.
- Родитель: Нужно заранее сообщать о таких просьбах. Я опаздываю, у меня запись к стоматологу.
- Воспитатель: Облизываешь ваших детей с головы до пяток, и никакой благодарности.
Вариант разрешения 3 ситуации :
- Воспитатель: Здравствуйте! Я прошу Вас, если вам не трудно, вон с той кучи перенести ведро песка в нашу песочницу.
- Родитель: Здравствуйте! Я тороплюсь, неужели, кроме меня некого попросить…
- Воспитатель: Просила пап, никто не пришел. Теперь чтобы не было никому обидно, я прошу всех приходящих родителей принести по одному ведру песка. Это много времени не займет.
- Родитель: Давайте, в другой раз… (приспособление)
4 ситуация:
- Родитель: Мой сын жалуется, что Сергей его обижает, а вы не разобравшись, наказываете только его одного.
- Воспитатель: Да, мальчики действительно дерутся. А Ваня часто сам провоцирует Сергея, на мои замечания не реагирует, мне приходится их рассаживать по углам. Вам бы не помешало хотя бы изредка уделять внимание ребенку.
- Родитель: Значит, вы считаете, что мы его не правильно воспитываем? И мой сын – провокатор! Ваши воспитательные методы портят психику моего ребенка. Если не прекратите, я найду Вам управу.
Вариант разрешения 4 ситуации :
- Родитель: Мой сын жалуется, что Сергей его обижает, а вы не разобравшись, наказываете только его одного.
- Воспитатель: Да, мальчики действительно дерутся. А Ваня часто сам провоцирует Сергея, на мои замечания не реагирует, мне приходится их рассаживать по углам.
- Родитель: Значит, вы считаете, что мы его не правильно воспитываем? И мой сын – провокатор! Ваши воспитательные методы портят психику моего ребенка. Если не прекратите, я найду Вам управу.
4. Заключительное слово.
В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете, почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.