Елена Косторнова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Раскрыть значение инновационных техник и технологий в изодеятельности детей дошкольного возраста.
Задачи: Познакомить педагогов с организацией работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Раскрыть значение инновационных технологий в изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Повышение педагогической компетенции в формировании у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе необычной изобразительной техники.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
План семинара - практикума.
I.Теоретическая часть.
1.1. Выступление для педагогов : «Инновационные техники и технологии в изодеятельности детей дошкольного возраста».
II.Практическая часть «Использование арттерапии для развития творческий способностей детей».
2.1. Дискуссия о значении использования нетрадиционных техник рисования и арттерапии в изодеятельности детей дошкольного возраста
2.2. Упражнение «Дорисовка».
2.3. Дидактическая игра «Волшебная клякса».
2.4. Задание «Нарисуй музыку».
2.5. Упражнение «Волшебный лес».
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Ход семинара-практикума :
I.Теоретическая часть.
Воспитатель: Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается отразить свои знания и представления об окружающем мире, где передает образы воображения, воплотив с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Согласно ФГОС осуществление художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников проектируется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Данная образовательная область включает решение задач в аспектах «приобщения детей к изобразительному искусству, развития творчества и освоения изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
Одной из технологий, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности.
Новые материалы, новые способы и представленные нетрадиционные виды техник интересно организуют творческий процесс, как в ходе образовательной деятельности, так и в работе по изобразительной деятельности в свободное время, совместно с родителями, в решении проблемных ситуаций, в ходе проектной деятельности. К изобразительным техникам и приемам они относят: в рисовании: создание изображения гуашью, акварелью, масляными и акриловыми красками, цветными карандашами; печатание (коробками, штампиками); набрызг по трафарету; техники кляксографии, монотипии. При лепке: использование наряду с глиной, соленым тестом и пластилином репейника, пищевой фольги, теплого воска. При аппликации: сочетание материалов, использование пищевых продуктов, окрашенного песка и других материалов.
Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. Изучив литературу по данному направлению, можно систематизировать материал по нетрадиционным техникам по разделам изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование, а также выделить нетрадиционные инструменты.
В каждом дошкольном возрасте используется определенный набор нетрадиционных техник. Так, в младшем дошкольном возрасте :
1. в рисовании– это кляксография, рисование ладошками и пальчиками, скомканной бумагой, валиками, поролоном, печатают пробками и штампами изкартофеля.
2. в лепке – делают поделки из бумажного теста (когда смешивается туалетная бумага, мыло и вода, из соленого теста.
3. в аппликации делают работы, коллажи из открыток, из мятой бумаги, мозаичные аппликации (из манной крупы, из кусочков цветной бумаги).
В средней группе к вышеперечисленным техникам добавляются :
1. В рисовании – оттиск пробкой и листьями, тычком жесткой кисти, восковой мелок+акварель, печать по трафарету, черный маркер+акварель, черно-белый граттаж, рисование на шарах, монотипия.
2. В лепке – остаются те же поделки из бумажного и соленого теста.
3. В аппликации делают объемные изображения из бумаги, из пряжи, из яичной скорлупы, из крупы и макарон.
В старшем дошкольном возрасте работа над техниками усложняется. Появляются новые нетрадиционные техники :
1. в рисовании – точечный рисунок, цветной граттаж, рисование свечой+акварель, рисование гуашью с разными добавками (в гуашь добавляется либо манка, либо соль, либо опилки, либо клейстер, «рисунок ветра».
2. В аппликации усложняется техникаработы над объемной аппликацией, появляется техника тычкование, ниткография (к листу картона приклеиваются отрезки ниток или на экране из бархатной бумаги, фланели выкладывается изображение, аппликация из самоклеящейся пленки, пришивание элементов к общей композиции, используют в работе засушенные цветы, травинки, крупу, макароны.
3. В лепке знакомятся с техникой папье-маше, продолжают делать поделки из соленого теста, рисуют пластилином (на картоне делается набросок, а потом он заполняется разноцветным пластилином разными способами: либо тонким слоем, либо маленькими шариками из пластилина).
При проведении образовательной деятельности также можно использовать элементы арт-терапии. Воспитанникам предлагается перевоплотиться в деревья, цветы, животных и т. д. Дети от их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Например, мальчик нарисовал себя в образе волка с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень сильный, большой, меня все боятся».
Также неоценимое значение имеет использование ИКТ. В процессе обучения изобразительной деятельности можно использовать интерактивную доску, что позволяет качественно, интересно и продуктивно предоставлять информацию детям, применять игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы.
Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно- иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.
II. Практическая часть: «Использование арттерапии для развития творческий способностей детей».
2.1. Дискуссия о значении использования нетрадиционных техник рисования, а также элементов арттерапии в изодеятельности детей дошкольного возраста
2.2. Упражнение «Дорисовка».
Участникам семинара предлагаются карточки с хаотично расставленными точками, необходимо увидеть какой-либо образ и дорисовать его.
Упражнение помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ и дорисовывать его. Развивает творческие способности детей.
2.3. Дидактическая игра «Волшебная клякса».
Участникам предлагается карточки с нарисованными на них кляксами различных форм, размеров и цветов. Необходимо «превратить обычную кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нё м по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.
Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов.
2.4. Задание «Нарисуй музыку».
Трём участникам предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его.
Остальные участники должны определить, какое произведение нарисовал каждый из участников, объяснить почему они так думают.
Такие задания помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира, развивать творческие способности, более глубокое восприятие музыки и изобразительной деятельности.
2.5. Упражнение «Волшебный лес».
Участникам предлагается представить, что они являются частью волшебного леса, кем они будут. (деревья, цветы, животные и т. д.) Представить, какие они и нарисовать себя в любом месте большого ватмана. Рассказать о себе. Все вместе они нарисуют волшебный лес.
Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка.
3. Итоговая часть.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться …
Выполнять задание мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар…
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
III. Заключительная часть. Рефлексия.