Татьяна Башлыкова
Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных организаций «Педагогическая этика воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогическая этика воспитателя»
.(Слайд 1)
Цель: Формирование положительных взаимоотношений
между педагогами, благоприятного микроклимата.
Повестка:
1. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания.
2. Дискуссия «Педагогическая этика».
3. Профессиональный и карьерный рост педагогических работников.
4. Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности.
Ход семинара- практикума
Публикация «Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных организаций „Педагогическая этика воспитателей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
(Слайд 2) Профессия ВОСПИТАТЕЛЬ стоит одной из первых в списке профессий, подверженных синдрому эмоционального выгорания. Жертвами синдрома чаще всего становятся сотрудники, чья деятельность связана с постоянным, личным общением с людьми и нервным перенапряжением. (Слайд 3) Передовыми психологами активно внедряются игры и специальные упражнения, тренинги по профилактике эмоционального выгорания. Приглашаю Вас на тренинг по данной теме.
Самомассаж. (все педагоги лицом в круг)
Начинаем самомассаж с легких растирающих движений ладоней, затем кистей рук, запястья, не забудем и про плечи.
Массаж спины для друга. (Педагоги встают друг за другом, кладут руки на плечи и выполняют массажные движения. После выполнения педагоги поворачиваются на 180 градусов и выполняют массаж снова. Выполняют: похлопывание по спине всей ладонью;постукивание по спине подушечками пальцев; постукивание по спине кулачками; ребром ладони растирают поверхность спины; легкое поглаживание спины сверху вниз.)
Упражнение "Сосулька/мороженое". Инструкция: «Руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. При желании можно повторить 1-2 раза»
Игра «Кого я вижу». Правила игры: На счет (1,2,3) ведущего все присутствующие в хаотичном порядке, с опущенной головой перемещаются по комнате. На счет «3» поднять голову и со словами «Ба, кого я вижу!» обнять встреченного участника. (игра повторяется 5-7 раз)
Игра «Я по горенке иду, друга я себе ищу». (Игра проходит под музыку. (Слайд 3)Правила хороводной игры. Педагоги стоят лицом в круг. Ведущий (Если играющих больше 15- 2 ведущих) Идет по кругу и припевает: «Я по горенке иду. Себе друга я ищу. Вот ты, вот я! Вот компания моя!». На слова «друга я ищу» останавливается, обращаясь к игроку напротив: «Вот ты – (2 хлопка перед собой); Вот я!- (2 хлопка в паре); Вот компания моя!- (повороты под ручку). Ведущих становится в 2 раза больше. Игра продолжается до тех пор, пока все участники будут ведущими.
Игра «Вейся, вейся, капустка». Правила коллективной игры. (Под музыку. (Слайд 4) Игроки берутся за руки, образуя собой длинную вереницу. Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом притопывают.
Ведущий вереницы- кочерыжка неспешно формирует («закручивает» по спирали) кочан капусты.
Когда играющие «сформировали плотный кочан капусты», все поднимают руки, не расцепляя их, образуя «ворота». Затем ведущий проходит через ворота, «расплетая капусту», пока не приведет хоровод в своё первоначальное исходное положение.
1. Дискуссия «Педагогическая этика»
На столе карточки с вопросами. (Работа в группах. Приложение №1)
Сопоставьте термин с содержанием:
Что такое этика?
Что означает «педагогическая этика»?
Что такое культура человека?
Что такое «Профессионализм»?
Педагогический такт это…
Имидж-
Этика общения это…
Внимание на экран с правильными ответами. (Слайд 5, 6, 7, 8)
Вопросы для обсуждения:
1. В чем проявляется мастерство педагога?
2. Какие условия необходимы для формирования этикетного поведения у детей?
(Ответы педагогов фиксируются на магнитной доске)
Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой.
Нельзя обижать, чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.
2. Пример взрослых.
Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости
соблюдения этикета и соответствия собственным словам.
3. Единство требований родителей к детям.
Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей.
Из ответов педагогов «сложен» большой уютный дом – детский сад, с доброжелательной атмосферой в нем.
Каким должен быть современный воспитатель?
По итогам анкетирования (Анкета №1) большинство воспитателей отметили, что воспитателем быть хорошо, т. к. (зачитываются ответы педагогов из анкет) это интересная работа, это счастье — видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.
педагоги считают, что современный воспитатель (педагог) должен.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, развирающийся в многообразии программ и методических разработках, эрудированный человек.
Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это и чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.
Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – всё это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально востребованной.
Известный педагог-новатор Ш. Амоношвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека».
При осуществлении своей деятельности воспитатель руководствуется следующими принципами: гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм, взаимное уважение.
Старший воспитатель:(слайд 9) «Перед вами на экране начало устоявшихся известных высказываний.
Как именно Вы продолжили бы высказывание?»
Если возникает сомнение, как вести себя с другим человеком, (постарайтесь поставить себя на место этого человека).
Будьте тактичны – никогда не подчеркивайте (своего превосходства).
Не ставьте другого человека в неловкое положение, сделайте вид … (что не заметили его оплошности).
В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, (с вас строже спрос за поведение ребенка).
Воспитатель сам должен… (быть воспитан»).
В человеке все должно быть прекрасно…
(и лицо, и одежда, и душа, и мысли).
2. Профессиональный и карьерный рост педагогических работников. (Слайд 10)
В педагогической науке проблемы карьерного роста изучались многими советскими и российскими учеными. Сегодня человек, который “делает карьеру” рассматривается скорее как личность, имеющая ориентацию на реализацию профессионального потенциала.
Вертикальный и горизонтальный карьерный рост. Что это такое?
Долгое время удачной считалась только та карьера, которая подразумевала продвижение вверх. Однако для одного человека успех – это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для другого – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. (Слайд 11) Профессиональный и карьерный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности.
Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:
-Точка зрения руководителя;
-Наличие внешних характеристик успеха перемещения в специальности (заслуги, результаты научно-исследовательской деятельности и другое);
-Наличие адекватной системы оценки, ее сопоставление с ценностями определенного работника;
-Помощь и стимулирование творчества;
-Выработка рефлексивно-творческих качеств.
(Дать краткий анализ анкет №1 присутствующих педагогов)
(Слайд 12)
Анкета №2 "Выявление способности педагога к саморазвитию" (методика В. И. Зверевой, Н. В. Немовой) наглядно показывает уровень, степень готовности педагогов к саморазвитию, самообразованию (Педагоги подсчитывают сумму баллов. Дается расшифровка по баллам)
Стремление педагога к самосовершенствованию, непрерывному самообразованию, адаптации к постоянным изменениям образовательной политики государства становятся ключевыми моментами, способствующими карьерному росту сотрудника дошкольного образования.
Целенаправленное, правильно организованное обучение играет в становлении профессионала немалую роль.
В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива. Что для Вас является мотивацией в вопросах самообразования? (Ответы педагогов)
(Слайд 13)
Формы организации самообразования.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки (Педагоги сами отмечают положительные и отрицательные стороны)
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
(предполагаемые ответы)
Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.
(предполагаемые ответы)
Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов. (предполагаемые ответы)
В заключение скажу об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного ребенка- воспитанника- школьника, но и педагогическое сообщество.