Наталья Колисниченко
Семинар-практикум для педагогов «Детская дизайнерская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 22 «Журавушка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей»
Семинар-практикум для педагогов
«Детская дизайнерская деятельность в ДОУ»
Воспитатель:
Колисниченко Наталья Сергеевна
2023 год
Цель: повышение педагогических знаний педагогов в вопросе детской дизайнерской деятельности в ДОУ.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Детская дизайнерская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- систематизировать знания педагогов в вопросах детской дизайнерской деятельности в ДОУ;
- развивать педагогическое мастерство, практические умения в дизайнерской деятельности;
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Ход семинара практикума:
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема семинара-практикума : «Детская дизайнерская деятельность в ДОУ».
Мир ребенка сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает, полностью овладевая им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в нем с рождения.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайнерской деятельности важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Детская дизайн-деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Технология детского дизайна отличается от традиционных методик обучения детей изобразительной деятельности. Эта деятельность представляет собой область художественного проектирования объектов и предметов, направленную на гармонизацию окружающей среды.
Задачи дизайнерской деятельности :
- воспитывать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности, произведениям искусства;
- приобщать к благоустройству и украшению своего игрового пространства, ближайшего окружения;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.
Дизайн-деятельность может быть ориентирована как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн – творчества могут быть
использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Выделяют три типа дизайна :
- плоскостной (аппликативно-графический);
- объёмный (предметно-декоративный);
- пространственный (архитектурно-художественный).
По каждому типу осуществляется три направления деятельности
(виды детского дизайна) :
- Первое направление – «аранжировки» - предполагают развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластилина, игровые детали и элементы сюжетно-тематических,
сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
- Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделкой платья.
-Третье направление – «декоративно-пространственный дизайн» - он ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию культурно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам
детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
Основные этапы знакомства детей с дизайном таковы :
- Знакомство с основными понятиями дизайна (замысел, гармония, композиция) и композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура).
- Знакомство с основными профессиями дизайн индустрии (модельер, стилист, архитектор).
- Изучение технологии выполнения различных творческих работ.
- Использование правил оформления готового изделия.
- Введение технологий дизайна.
- Создание изделий по собственному замыслу.
- Оценивание результата своей работы.
Формы организации совместной дизайн-деятельности дошкольников :
- объединение в общую композицию (выставку) индивидуальных работ детей, выполненных по одной теме на фронтальных занятиях;
- работа группы детей «на одном листе» : фриз, панно и т. п., где каждый ребёнок выполняет свою часть листа, согласовывая её с работами сверстников;
- поэтапный характер работы типа «эстафеты», «конвейера».
Педагог – руководитель детей и непосредственный участник дизайн-деятельности организует выполнение:
- заданий с установкой «дорисуй», «докрась», «дострой», где ребёнок проявляет себя «фрагментарно», подражая мастеру;
- заданий с установкой на результат сотворчества, где он более самостоятелен;
- заданий, требующих полной самостоятельности ребёнка в творческом поиске, где он уже сам планирует свои действия. Прямое руководство педагога в этом случае меняется на косвенное, опосредованно и тактично координирующее деятельность ребёнка.
Педагог должен помнить, что нельзя:
предъявлять к детям завышенные требования, перегружая заданиями значительной сложности и объёма.
нельзя «улучшать» детские работы без ведома и согласия автора.
нельзя останавливать его работу, предлагая другое задание, мешать исполнить задуманное до конца.
нельзя захваливать или подчёркивать недостатки ребёнка.
Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли, декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.
Плодотворна дизайн – деятельность в художественно – игровых ситуациях: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве».
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и многое другое). Занимаясь с рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.
А сейчас мы проведем с вами мозговой штурм. Нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать название команды.
1-я команда: «Творческие люди»
2-я команда: «Мы-дизайнеры»
Участники отвечают на поставленные им вопросы и зарабатывают за правильные ответы фишки, побеждает та команда, чьих правильных ответов окажется больше, чем у оппонентов.
Итак, мы начинаем!
1 задание. Решение кроссворда “Я - дизайнер”.
По горизонтали:
1. Сочинение стихов, музыки без предварительной подготовки. (Импровизация)
5. Один из методов нетрадиционного рисования. (Монотипия)
6. Один из наиболее интересных и доступных материалов для детского творчества. (Бумага)
7. Ритмически построенный узор. (Орнамент)
9. Человек, владеющий профессией красиво и модно одевать людей. (Модельер)
10. Природный материал для изготовления поделок. (Кора)
По вертикали:
2. Создание лепной картины на горизонтальной поверхности. (Пластилинография)
3. Вид декоративно-прикладного искусства. (Ткачество)
4. Специалист по проектированию, умеющий разрабатывать новые изделия. (Дизайнер)
8. Разноцветные стеклянные шарики для украшения женской одежды и обуви. (Бисер)
11. Использование разных материалов и техник в одной поделке. (Коллаж)
12. Стиль современной моды, повторяющая в деталях и приемах моду 20-летней давности. (Ретро)
13. Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит)
2 задание. «Продолжи пословицу».
1. Рукам работа, а душе. (праздник).
2. Есть терпенье, будет и (уменье).
3. Не учись безделью, а учись… (рукоделию).
4. Глаза страшатся, а руки… (делают).
5. Семь раз отмерь … (один раз отрежь).
3 задание. «Ребусы».
Каждой команде розданы ребусы на тему: виды детского дизайна. Чья команда быстрее справилась с заданием, получает фишку.
Ребусы: аранжировка, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн.
4 задание. Анаграммы.
Каждой команде необходимо составить из набора букв слова, связанные с технологиями дизайна.
1 команда:
кожалл (Коллаж)
няллтцсиаяи (Инсталляция)
таркиолсиф (Флористика)
2 команда:
глиилквн (Квиллинг)
дажуепк (Декупаж)
скрбуиапнг (Скрапбукинг)
5 задание. «Мы дизайнеры».
Сейчас мы с вами превратимся в дизайнеров-модельеров. Перед вами лежат заготовки платьев, различные виды бумаги, ткани, тесьма, пуговицы, цветные камешки. Вам необходимо создавать платье мечты.
На этом наша практическая часть подходит к концу. Давайте с вами посчитаем фишки и определим победителя.
Хотелось бы сказать, задача педагога организовать работу по детскому дизайну так, чтобы не только научить детей конструкторским навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной поделки.
Рефлексия. «Солнышко и дождик».
А сейчас хотелось послушать ваши впечатления о проведенном семинаре. Я раздам вам бумажные лучи солнца и капельки дождя. На доске изображено солнце и туча. Если вам все понравилось, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к солнцу лучик, если не понравился – к тучке капельку.
Надеюсь, что сегодняшний семинар-практикум был вам интересен и полезен, поможет развивать творческое мастерство ваших воспитанников. Не зря бытует мнение, что “от поделки до произведения искусства один шаг”. А мне остаётся поблагодарить вас за внимание. Творческих всем успехов!