Меринова Наталия Алекссевна
Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Формирование интеллектуальных умения, как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием через игру «Брейн-ринг»»
Преемственность между дошкольными и начальными звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразовании при переходе на следующую ступень.
Публикация «Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием» размещена в разделах
Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов.
Это дает основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.
Что же такое преемственность?
В психолого-педагогической литературе преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Преемственность - двусторонний процесс.
С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства», сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.
С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.
Преемственность в психолого-педагогическом аспекте – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Актуальность преемственности работы педагогов - психологов ДОУ и школы, произошла связи с введением ФГОС ДО, так как произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуального на личностную, произошло изменение парадигмы педагогического образования, а именно в превращение педагогического образования в психолого-педагогическое.
Актуальность преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразовании при переходе на следующую ступень.
Основным принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития. По мнению, «в дошкольном возрасте воспитываются и формируются те качества личности, которые войдут в «золотой фонд» зрелой личности», а именно способность детей к моделированию в познании, наглядно-образное видение мира, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.
Основанием преемственности дошкольного и начального образования является формирование психологических качеств дошкольника, которые в последствии служат основой для формирования психологических качеств школьника.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
В соответствии с ФГОС воспитатель и учитель обязаны обеспечить индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально-психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.
Из этого следует, что целью обеспечения преемственности в работе ДОУ и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только стремление к единству содержания и методах обучения, а одинаковое положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности поведения, развития.
Таким образом, преемственность в работе педагога-психолога школы и ДОУ предусматривает проведение различных специальных мероприятий по подготовке детей к переходу из одной образовательной среды в другую, созданию условий для их успешной дальнейшей адаптации.
Основными задачами преемственности в работе педагога-психолога ДОУ и школы являются:
- улучшение подготовки 5-6 летнего возраста;
- обеспечение естественного перехода из ДОУ в школу;
- углубление интереса к жизни в школе;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы, ДОУ и семьи, психологическая помощь семьи до поступления в школу и в новой ситуации, возникающей при поступления ребенка в школу,
- помощь в выборе школы, с целью предотвратить негативные последствия;
- совместные педагогические советы школы и ДОУ, семинары, круглые столы, консультации родителям, педагогам, специалистам школы и ДОУ;
- планирование и осуществление совместной практической деятельности с детьми школы и дошкольниками (праздники, выставки, спортивные игры);
- психологические и коммуникативные тренинги для педагогов ДОУ и школы;
- проведение «дней выпускников» в ДОУ;
- совместное проведение диагностики по определению готовности детей в школу;
- организация встреч родителей с будущими учителями;
- анкетирование и тестирование родителей будущих первоклассников, для изучения самочувствия семьи;
- игровые тренинги и практикумы для родителей будущих первоклассников.
Ключевым моментом в реализации преемственности специалистов является определение готовности ребенка к обучению в школе.
Это является приоритетным направлением работы психологической службы в образовательном учреждении.
Психологическая преемственность способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит в новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент адаптации – «подушкой безопасности» должна стать работа педагога-психолога.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым и первостепенная задача педагогов психологов помочь детям и родителям.
При этом, такое сотрудничество было бы эффективно для реализации преемственности детского сада и школы и в работе с родителями старших дошкольников и педагогами (воспитателями и учителями).
Здесь ключевую роль играет психологическое просвещение, которое может реализовываться в различных формах:
- родительские собрания, проводимые психологом детского сада совместно с психологом и учителями школы;
- педагогические семинары для воспитателей и учителей начальных классов;
- взаимопосещение уроков в школе и непосредственно образовательной деятельности в детском саду и т. д.
Непосредственный контакт психологов ДОУ и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
Большое внимание к работе педагога-психолога уделяется психодиагностике готовности детей к школьному обучению, профилактике и психологической коррекции. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программе начальной школы. Поэтому в совместной работе педагога-психолога ДОУ и педагога-психолога школы очень важно иметь информацию о результатах диагностики по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада. Педагог-психолог школы помогает учителю выстраивать свою работу, основываясь на достижениях дошкольника, на динамике его индивидуального развития, а так же выстроить реализацию мероприятий по преодолению трудностей, что будет являться одним из компонентов обеспечения преемственности работы педагога-психолога ДОУ и школы.
Очень важно, реализуя преемственность работы педагога-психолога ДОУ и начальной школы сохранить самоценность периода детства, активно использовать игровые технологии в классно-урочной модели обучения для младших школьников, учитывая ведущие типы деятельности дошкольников.
Для совместной работы школы и детского сада составляется:
- план по преемственности специалистов;
- план сотрудничества педагогов-психологов в рамках проведения методических и практических мероприятий;
- договор по обеспечению преемственности.
Сотрудничество осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.
Таким образом, взаимная работа педагогов психологов ДОУ и школы становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результатом преемственности работы этих двух специалистов предполагает оценку качества усвоения образовательной программы детского сада и школы.
Выигрывают от этого все, особенно - дети.
Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Интеллектуальная игра для старшего дошкольного возраста «Брейн-ринг»
Добрый день, дорогие дети.
Сегодня мы отправимся в путешествие «Страну знаний», где мы будем играть в интеллектуальную игру «Брейн-Ринг».
Цель: способствовать развитию познавательной активности, внимания, мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Задачи:
– Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
– Воспитывать умение работать в команде.
– Способствовать закреплению знаний, способов действий.
Ведущий
– Мы рады приветствовать всех в этом зале.
– И наши команды представим вначале.
– Встречайте, под громкие аплодисменты
– Спешат эрудиты на эксперименты.
– Узнаем сегодня, кто здесь самый умный,
– И самый спортивный, и остроумный.
– Команды «Умники» и «Мыслители»!
– Но кто же станет победителем!
– А теперь каждая команда произнесёт свой девиз, и мы начнём нашу игру.
Игроки.
– «Умники»: Один ум хорошо, а команда умов лучше.
– «Мыслители»: Мы будем мыслить, рассуждать. Идя к финалу, побеждать.
Ведущий
– Хочу напомнить и участникам игры, и зрителям правила совместной работы:
работать дружно, быть внимательными, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу.
– Позвольте представить вам членов нашего жюри. (Представление членов жюри.)
– Уважаемые члены жюри, прошу судить строго, но справедливо! А вы ребята, не спешите отвечать, хорошо обдумывайте каждый ответ, и не забывайте, что вы – команда!
1 тур Вопросы для интеллектуальной разминки
Правила проведения игры
Эта интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причем правильно ответивший первым, лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. На обсуждение вопроса дается 1минута. После того, как будет задан вопрос и дан сигнал, капитан той команды, которая знает ответ, подает сигнал (колокольчик, сообщает нам, кто будет отвечать. Во время ответа команда не может давать подсказки отвечающему игроку. Вопрос одного раунда оценивается в 1 очко.
– Желаю всем игрокам успехов.
– Начнем наш «Брейн-ринг» с первого раунда разминочного назовём его «Кто знает, тот и отвечает». Он состоит из пяти вопросов.
– Внимание!
Вопросы для интеллектуальной разминки:
1. Как называется часть одежды, куда кладут ключи и платки? (Карман.)
2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
3. Люди бегают по всему полю и пинают мяч ногами, кто они? (футболисты).
4. Какой цветок имеет шипы? (Роза.)
5. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник.)
Ведущий
– Молодцы, ребята! Готовы у следующему заданию?
2 тур Конкурс капитанов – сказки
На экране появляются сказки, дети должны отгадать.
3 тур Конкурс художников.
Дорисованы фигур, превращение фигуры в рисунок. На столе у каждой команде листочки с заданием. Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Даем 3 минуты.
4 тур Азбука безопасности
5 тур найди 10 отличий в течении 3 минуты
«Найди отличия».
Ведущий.
– Прошу команды занять свои места за столами. Вам предстоит рассмотреть, сравнить картинки и найти отличия. Будьте внимательны. На выполнение задания отводится три минуты.
– Картинки эти рассмотри
– И все отличия найди.
– Не надо куролесить,
– Их будет только десять.
6 тур
– Человек немолодой
– Вот с такущей бородой.
– Обижает Буратино,
– Артемона и Мальвину,
– И вообще для всех людей
– Он отъявленный злодей.
– Знает кто-нибудь из вас
– Кто же это? …
(Карабас Барабас)
– Мучитель кукол
– Страшный, злой,
– С очень длинной бородой.
– Враг Пьеро и Буратино,
– Артемона и Мальвины.
(Карабас Барабас)
Игра: «Кривое зеркало» (показывает движение, а дети выполняют движение, наоборот. Например: Я наклоняюсь вправо, а вы влево. Я буду сидеть, а вы стоять. Я подниму руку вверх, а вы вниз и т. д.). Молодцы. Вопросы: – На чем летает Баба-Яга? (на метле, в ступе) – Чем машут волшебники, произнося заклинание? (волшебной палочкой) – Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает? (ковер-самолет) – Она все может сделать невидимым? (шапка-невидимка).
Черный ящик
– Мордочка усатая,
– Шубка полосатая,
– Часто умывается,
– Но с водой не знается. (Кошка)
– Этот зверь живёт лишь дома.
– С эти зверем все знакомы.
– У него усы как спицы.
– Он, мурлыча, песнь поёт.
– Только мышь его боится.
– Угадали? Это – … (Кошка)