Лучший педагог года

Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием

Меринова Наталия Алекссевна
Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Формирование интеллектуальных умения, как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием через игру «Брейн-ринг»»

Преемственность между дошкольными и начальными звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразовании при переходе на следующую ступень.

Публикация «Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием» размещена в разделах

Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов.

Это дает основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.

Что же такое преемственность?

В психолого-педагогической литературе преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Преемственность - двусторонний процесс.

С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства», сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.

С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность в психолого-педагогическом аспекте – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Актуальность преемственности работы педагогов - психологов ДОУ и школы, произошла связи с введением ФГОС ДО, так как произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуального на личностную, произошло изменение парадигмы педагогического образования, а именно в превращение педагогического образования в психолого-педагогическое.

Актуальность преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразовании при переходе на следующую ступень.

Основным принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития. По мнению, «в дошкольном возрасте воспитываются и формируются те качества личности, которые войдут в «золотой фонд» зрелой личности», а именно способность детей к моделированию в познании, наглядно-образное видение мира, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

Основанием преемственности дошкольного и начального образования является формирование психологических качеств дошкольника, которые в последствии служат основой для формирования психологических качеств школьника.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

В соответствии с ФГОС воспитатель и учитель обязаны обеспечить индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально-психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.

Из этого следует, что целью обеспечения преемственности в работе ДОУ и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только стремление к единству содержания и методах обучения, а одинаковое положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности поведения, развития.

Таким образом, преемственность в работе педагога-психолога школы и ДОУ предусматривает проведение различных специальных мероприятий по подготовке детей к переходу из одной образовательной среды в другую, созданию условий для их успешной дальнейшей адаптации.

Основными задачами преемственности в работе педагога-психолога ДОУ и школы являются:

- улучшение подготовки 5-6 летнего возраста;

- обеспечение естественного перехода из ДОУ в школу;

- углубление интереса к жизни в школе;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы, ДОУ и семьи, психологическая помощь семьи до поступления в школу и в новой ситуации, возникающей при поступления ребенка в школу,

- помощь в выборе школы, с целью предотвратить негативные последствия;

- совместные педагогические советы школы и ДОУ, семинары, круглые столы, консультации родителям, педагогам, специалистам школы и ДОУ;

- планирование и осуществление совместной практической деятельности с детьми школы и дошкольниками (праздники, выставки, спортивные игры);

- психологические и коммуникативные тренинги для педагогов ДОУ и школы;

- проведение «дней выпускников» в ДОУ;

- совместное проведение диагностики по определению готовности детей в школу;

- организация встреч родителей с будущими учителями;

- анкетирование и тестирование родителей будущих первоклассников, для изучения самочувствия семьи;

- игровые тренинги и практикумы для родителей будущих первоклассников.

Ключевым моментом в реализации преемственности специалистов является определение готовности ребенка к обучению в школе.

Это является приоритетным направлением работы психологической службы в образовательном учреждении.

Психологическая преемственность способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит в новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент адаптации – «подушкой безопасности» должна стать работа педагога-психолога.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым и первостепенная задача педагогов психологов помочь детям и родителям.

При этом, такое сотрудничество было бы эффективно для реализации преемственности детского сада и школы и в работе с родителями старших дошкольников и педагогами (воспитателями и учителями).

Здесь ключевую роль играет психологическое просвещение, которое может реализовываться в различных формах:

- родительские собрания, проводимые психологом детского сада совместно с психологом и учителями школы;

- педагогические семинары для воспитателей и учителей начальных классов;

- взаимопосещение уроков в школе и непосредственно образовательной деятельности в детском саду и т. д.

Непосредственный контакт психологов ДОУ и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребенка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

Большое внимание к работе педагога-психолога уделяется психодиагностике готовности детей к школьному обучению, профилактике и психологической коррекции. В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программе начальной школы. Поэтому в совместной работе педагога-психолога ДОУ и педагога-психолога школы очень важно иметь информацию о результатах диагностики по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада. Педагог-психолог школы помогает учителю выстраивать свою работу, основываясь на достижениях дошкольника, на динамике его индивидуального развития, а так же выстроить реализацию мероприятий по преодолению трудностей, что будет являться одним из компонентов обеспечения преемственности работы педагога-психолога ДОУ и школы.

Очень важно, реализуя преемственность работы педагога-психолога ДОУ и начальной школы сохранить самоценность периода детства, активно использовать игровые технологии в классно-урочной модели обучения для младших школьников, учитывая ведущие типы деятельности дошкольников.

Для совместной работы школы и детского сада составляется:

- план по преемственности специалистов;

- план сотрудничества педагогов-психологов в рамках проведения методических и практических мероприятий;

- договор по обеспечению преемственности.

Сотрудничество осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Таким образом, взаимная работа педагогов психологов ДОУ и школы становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результатом преемственности работы этих двух специалистов предполагает оценку качества усвоения образовательной программы детского сада и школы.

Выигрывают от этого все, особенно - дети.

Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Интеллектуальная игра для старшего дошкольного возраста «Брейн-ринг»

Добрый день, дорогие дети.

Сегодня мы отправимся в путешествие «Страну знаний», где мы будем играть в интеллектуальную игру «Брейн-Ринг».

Цель: способствовать развитию познавательной активности, внимания, мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Задачи:

– Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

– Воспитывать умение работать в команде.

– Способствовать закреплению знаний, способов действий.

Ведущий

– Мы рады приветствовать всех в этом зале.

– И наши команды представим вначале.

– Встречайте, под громкие аплодисменты

– Спешат эрудиты на эксперименты.

– Узнаем сегодня, кто здесь самый умный,

– И самый спортивный, и остроумный.

– Команды «Умники» и «Мыслители»!

– Но кто же станет победителем!

– А теперь каждая команда произнесёт свой девиз, и мы начнём нашу игру.

Игроки.

– «Умники»: Один ум хорошо, а команда умов лучше.

– «Мыслители»: Мы будем мыслить, рассуждать. Идя к финалу, побеждать.

Ведущий

– Хочу напомнить и участникам игры, и зрителям правила совместной работы:

работать дружно, быть внимательными, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу.

– Позвольте представить вам членов нашего жюри. (Представление членов жюри.)

– Уважаемые члены жюри, прошу судить строго, но справедливо! А вы ребята, не спешите отвечать, хорошо обдумывайте каждый ответ, и не забывайте, что вы – команда!

1 тур Вопросы для интеллектуальной разминки

Правила проведения игры

Эта интеллектуальная игра, в которой две команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причем правильно ответивший первым, лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. На обсуждение вопроса дается 1минута. После того, как будет задан вопрос и дан сигнал, капитан той команды, которая знает ответ, подает сигнал (колокольчик, сообщает нам, кто будет отвечать. Во время ответа команда не может давать подсказки отвечающему игроку. Вопрос одного раунда оценивается в 1 очко.

– Желаю всем игрокам успехов.

– Начнем наш «Брейн-ринг» с первого раунда разминочного назовём его «Кто знает, тот и отвечает». Он состоит из пяти вопросов.

– Внимание!

Вопросы для интеллектуальной разминки:

1. Как называется часть одежды, куда кладут ключи и платки? (Карман.)

2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)

3. Люди бегают по всему полю и пинают мяч ногами, кто они? (футболисты).

4. Какой цветок имеет шипы? (Роза.)

5. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник.)

Ведущий

– Молодцы, ребята! Готовы у следующему заданию?

2 тур Конкурс капитанов – сказки

На экране появляются сказки, дети должны отгадать.

3 тур Конкурс художников.

Дорисованы фигур, превращение фигуры в рисунок. На столе у каждой команде листочки с заданием. Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Даем 3 минуты.

4 тур Азбука безопасности

5 тур найди 10 отличий в течении 3 минуты

«Найди отличия».

Ведущий.

– Прошу команды занять свои места за столами. Вам предстоит рассмотреть, сравнить картинки и найти отличия. Будьте внимательны. На выполнение задания отводится три минуты.

– Картинки эти рассмотри

– И все отличия найди.

– Не надо куролесить,

– Их будет только десять.

6 тур

– Человек немолодой

– Вот с такущей бородой.

– Обижает Буратино,

– Артемона и Мальвину,

– И вообще для всех людей

– Он отъявленный злодей.

– Знает кто-нибудь из вас

– Кто же это? …

(Карабас Барабас)

– Мучитель кукол

– Страшный, злой,

– С очень длинной бородой.

– Враг Пьеро и Буратино,

– Артемона и Мальвины.

(Карабас Барабас)

Игра: «Кривое зеркало» (показывает движение, а дети выполняют движение, наоборот. Например: Я наклоняюсь вправо, а вы влево. Я буду сидеть, а вы стоять. Я подниму руку вверх, а вы вниз и т. д.). Молодцы. Вопросы: – На чем летает Баба-Яга? (на метле, в ступе) – Чем машут волшебники, произнося заклинание? (волшебной палочкой) – Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает? (ковер-самолет) – Она все может сделать невидимым? (шапка-невидимка).

Черный ящик

– Мордочка усатая,

– Шубка полосатая,

– Часто умывается,

– Но с водой не знается. (Кошка)

– Этот зверь живёт лишь дома.

– С эти зверем все знакомы.

– У него усы как спицы.

– Он, мурлыча, песнь поёт.

– Только мышь его боится.

– Угадали? Это – … (Кошка)

Публикации по теме:

Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школыОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть,.

День интеллектуальных игр в ДОУДень интеллектуальных игр в ДОУ Лето- прекрасное время для разнообразных развлечений детей. В этот раз мы решили провести День интеллектуальной игры. В гости к ребятам.

Формирование у воспитанников умения выразительного пения, самовыражения в музыкальных импровизациях Музыкальное занятие с воспитанниками второй младшей группы (возраст 3-4 года). Материал подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей.

Формирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игреФормирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игре Формирование умения чистки зубов В период формирования умений чистки зубов используется в большей степени практический прием – упражнение,.

Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.

Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики»Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики» Цель: Создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие познавательной.

Поздравительная газета дошкольным работникамПоздравительная газета дошкольным работникам 27 сентября в нашей стране отмечается профессиональный праздник дошкольного работника. Мы со своими малышами младшей группы "Непоседы",.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Методические условия преемственности между начальной и средней школой Выступление на педагогическом совете «Методические условия преемственности между начальной и средней школой» Проблема преемственности начального.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием
Опубликовано: 22 июня 2022 в 09:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интеллектуальных умения как основа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием» (включая файлы) размещена пользователем Меринова Наталия Алекссевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД