Ольга Ситникова
Семинар для воспитателей «Ранняя профориентация как эффективный метод улучшения качества обучения и выбора профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. Определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОУ;
2. Изучить содержание профориентационной работы в ДОУ, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
Публикация «Семинар для воспитателей „Ранняя профориентация как эффективный метод улучшения качества обучения и выбора профессии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Ход семинара - практикума
1. Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем мы начнем наш семинар, я хотела бы спросить у вас:
- С какими современными профессиями вы знакомите детей?
- В какие сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями, вы играете с детьми?
Термин «Ранняя профориентация» что же это такое?
Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДОУ. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДОУ определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.
С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, смогли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Мы хотим, чтобы дети:
• понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место,
• что труд - это, по сути, основа жизни;
• уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
• познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
• были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
• учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.
Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Хочу предложить вашему вниманию несколько игр на ознакомление с профессиями. Возможно, Вы увидите то, что уже используете в своей работе, а может быть, что - то возьмете на заметку.
2. Практическая часть
Во второй части семинара приглашаю вас приняли участие в «Игротеке», в ходе которой мы обобщим и расширим представления о формах и методах активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника.
Поделитесь на 2 команды, так нам будет интереснее и продуктивнее работать. (1 команда – младшие и старшие группы, 2 команда – средние и подготовительные). Придумайте пожалуйста названия вашим командам. Обеим командам будут предложены задания, в конце игротеки подведём итоги.
Задание 1. На экране появляется слайд со словом «Профессия». Вам необходимо на каждую букву, написать название профессии. ( Например: «повар», «радист», «офицер», «фокусник», «егерь, естествоиспытатель, естествовед», «стоматолог», «слесарь», «инспектор, инженер, искусствовед, иплантолог», «ямщик».)
Задание 2. «Собери пословицу»
Вам предлагается соединить две части пословиц о труде.
Задание 3. Игра «Кто что делает?»
Команды отвечают по очереди:
Косметолог – делает макияж и косметические маски.
Эколог – защищает природу.
Тренер – готовит спортсменов к соревнованиям
Постижер – изготавливает на заказ косы, усы, бакенбарды, ресницы, бороды и парики.
Дизайнер – оформляет помещения.
Комбайнер – убирает в поле пшеницу, рожь.
Задание 4. Игра "Самая, самая профессия"
Я предлагаю Вам игру, в которую могут играть и дети. Встаем в круг, я бросаю Вам мяч, и говорю определение профессии, а вы называете профессию, подходящую под определение:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор, ландшафтный дизайнер.)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
Самая денежная (банкир, модель.)
Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)
Самая смешная (клоун, пародист.)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник, тамада.)
Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).
Самая красивая (визажист, парикмахер, стилист)
Задание 5. Игра «Профессиональный прогноз»
Кем бы могли работать в наши дни?
1. Волк из сказки «Волк и семеро козлят».
2. Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин.
(Волк из сказки «Волк и семеро козлят» - Пародистом, герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин -Коммерсантом, животноводом, председателем колхоза, фермером.)
Давайте мы с вами вспомним задачи и разделим их на группы. К каждой возрастной группе необходимо подобрать задачу.
Задание 6. Работа с карточками.
Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной группе» (педагоги соединяют разрезанные части задания).
Первая младшая группа Способствовать развитию интереса к труду. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.)
Вторая младшая группа Развивать интерес к труду взрослых в детском саду (медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующая)
Средняя группа Формировать представление об отдельных профессиях взрослых (шофер, врач, почтальон, продавец и др.). Формировать интерес к профессиям родителей. Вводится понятие «профессия»
Старшая Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.
Подготовительная Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи, и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
Задание 7. Как Вы думаете с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?
1 команда – пишет перечень профессий для младшей группы и старшей.
2 команда – для средней и подготовительной.
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач, повар, продавец.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т. д.).
Задание 8. «Вспомнить всё»
Уважаемые команды, предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями. Называем по очереди, за чьей командой будет последнее слово, та команда и выигрывает.
- организованная образовательная деятельность;
- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация
практических трудовых действий;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- познавательно-исследовательская деятельность ребенка;
- наблюдения за трудом взрослых;
- чтение художественной литературы;
- художественно-творческая деятельность;
- игровая деятельность;
- моделирование;
- целевые прогулки и экскурсии;
- культурно-досуговая деятельность;
- экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
- встречи с интересными людьми;
- живой пример окружающих взрослых.
В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм (на слайде) :
- Творческое моделирование и проектирование
- Разработка и составление алгоритмов
- Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии
- Изготовление технологических карт (показать примеры)
- Аукцион экономических идей
- Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»
- Мультимедийные презентации
- Виртуальные экскурсии
- Создание мастерских «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»
- Проектная деятельность
- Изготовление лэпбуков
- Поздравление родителей с профессиональными праздниками
- Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям
- Тематические недели
- Интерактивные игры
- Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)
Задание 9.
Подумайте, что необходимо в организации предметно-развивающей среды? Перечислите без чего невозможно знакомить дошкольников с профессиями? (Дидактические игры; настольно – печатные игры; сюжетно – ролевые игры; демонстрационный материал; подбор литературы)
Задание 10.
Как сделать так, чтобы ребёнку было легче рассказать о профессии? Мы можем применить метод наглядного моделирования. Что необходимо знать дошкольнику о профессии? Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы, помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме. (Команды составляют пиктограммы)
Пример, уточнение: Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями (что необходимо знать дошкольнику о профессии) :
-Название профессии
-Место работы
-Материал для труда
-Форменная одежда
-Орудия труда
-Трудовые действия
-Личностные качества
-Результат труда
-Польза труда для общества
Задание 11. Игра «Устами младенца»
Мы с вами работаем в детском саду, поэтому должны с полуслова понимать, что нам хотят сказать дети.
Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.
1. Так называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию. (Телерепортер)
2. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. (Орнитолог)
3. Он готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение лекарства, комплектует заказы на медикаменты? (Фармацевт)
4. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. (Нотариус)
3. Подведение итогов.
Сегодня мы с Вами очень оперативно и продуктивно поговорили о такой проблеме, как профориентация дошкольников. Вспомнили необходимые условия для успешной работы.
С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (восклицательный знак «да», вопросительный «сомневаюсь» :
- Был ли полезен для Вас семинар – практикум?
- Узнали ли Вы что-то новое?
- Приобрели ли новые навыки?
- Вам было комфортно в ходе проведения встречи?
Всем спасибо за внимание!