Светлана Лифатова
Семинар «Особенности использования метода проекта в современной начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Особенности использования метода проекта в современной начальной школе».
Руководитель МО
учителей начальных классов
Лифатова С. В.
МОУ ООШ №2
5 апреля 2011 года
Публикация «Семинар „Особенности использования метода проекта в современной начальной школе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
I. Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность.
(Лифатова С. В.)
Модернизация российского образования потребовала таких методов обучения, которые:
• способствуют формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции, обучающихся в учении;
• развивают исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки;
• формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;
• направлены на развитие познавательного интереса обучающихся;
• реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Анализ мирового опыта показывает широкое распространение метода проектов в системах образования разных стран. Причина этого в том, что в условиях информационного общества не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
В начальной школе проектная деятельность является продолжением игровой деятельности, характерной для данного возраста.
Участие в проектах способствует социализации обучающихся, преодолению свойственного возрасту эгоцентризма, освоению социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений.
По мнению доктора педагогических наук Хуторского А. В., в начальной школе формируются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции:
• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
II. Подготовка учащихся младшей школы к проектной деятельности.
(Кучина Н. А.)
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Д. Г. Левитес, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
• умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
• умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
• умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
• умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся:
• развитие аналитико-синтетических действий;
• сформированность алгоритма сравнительного анализа;
• умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
• возможность выделять общий способ действий;
• перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
В качестве третьего показателя выступает уровень сформированности самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
• адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
• обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
• выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний, распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника :
1. Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2. Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
III. Особенности использования проектной деятельности в начальной школе.
(Постнова Н. В.)
Рассмотрим особенности использования проектной деятельности в начальной школе.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении проектной деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.
Приобщение детей к проектной деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учё ного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
Каковы же они, эти маленькие исследователи? Одна из самых главных их особенностей - наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали. Подобные «открытия» совершаются на каждом шагу. Часто школьники находят отпечатки в своих учебниках, оговорки в словах учителя, логические нестыковки в книгах и рисунках. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, заданий. Учитель, поощряющий исследования, постоянно задает универсальный вопрос: «Что интересного вы здесь заметили?», тем самым нацеливая детей на продуктивную деятельность, а не на припоминание ответа на конкретно поставленный вопрос.
Другой особенностью маленьких исследователей являются их необычайная скрупулезность, аккуратность и исполнительность.
И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.
Следующей характеристикой исследовательской деятельности учеников младших классов является, к сожалению, недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У детей этого возраста еще не очень хорошо развиты навыки письменной речи. Они не умеют грамотно составлять тексты (тем более научные, допускают орфографические и стилистические ошибки. Конечно же, ребятам необходима помощь взрослых- учителей, родителей, старшеклассников. Поэтому нам кажется интересным путь создания разновозрастных групп учащихся для выполнения исследований, одинаково интересных и старшему, и младшему школьникам, в которых малышу можно поручить посильную часть работы над темой, а в итоге оформить работу в соавторстве.
Большое значение для исследовательской деятельности школьников имеет то, по каким программам и учебникам занимается класс, какие технологии использует учитель.
Умелое и последовательное применение учителем метода проектов позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет.
Необходимо отметить, что организация работы по методу проектов учащихся в раннем возрасте имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Учителю нужно умело регулировать эту работу, регламентируя умственные и эмоциональные нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияния на здоровья и психику детей.
Особо подчеркнем : учитель не должен навязывать тему исследования. Пусть ребенок изучает то, что ему интересно, то, что для него значимо.
IV. Тематика исследовательской деятельности младших школьников.
(Гусева М. Е.)
Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы младших школьников можно условно разделить в 3 группы.
1. Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
2. Эмпирические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности.
3. Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах В настоящее время издается очень много хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований детьми младшего школьного возраста.
Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные.
Существует несколько общих правил по поводу выбора темы исследования младшего школьника.
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе.
-Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
• мотивационный ( учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
• планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
• информационно-операционный ( ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
• рефлексивно-оценочный ( ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Схема работы
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.
Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т. е. стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
V. Формирование ОУУНов через проектную деятельность.
(Баннова О. В.)
В процессе проектной деятельности, по мнению И. С. Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. ;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Учебно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие основные задачи:
• приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом - как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений (освоение исследовательского метода - путь приобретения общей компетентности исследователя, основа которой заключена в способности строить достоверные представления об окружающем; исследовательский метод направлен на развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения);
• создание познавательной базы исследовательской компетентности - представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом;
• развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности (или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности);
• возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества - освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.
В заключение хочется отметить, что метод проектов - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Для этого необходимо организовать научное общество младших школьников. А там определимся, кто будет им руководить. Но это попозже!.
В тему работы МО в следующем году включить более глубокое изучение «Организации проектной деятельности».