Светлана Станкина
Семинар «Обучение детей декоративному рисованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Обучение детей декоративному рисованию»
Знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Главными задачами данной работы являются:
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Формирование обобщё нных знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи : хохломской, Городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов).
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.
Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приёмам декоративного рисования.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей :
- развитие речи (составление описательных рассказов по игрушкам, придумывание сказок);
- экология, нравственность (воспитание внимательного и бережного отношения к окружающей среде);
- математика, логика (соблюдение определённого ритма, симметрии в узорах, соразмерность элементов, счётность в исполнении орнамента);
- музыка (фольклор) и т. д.
Дымковская игрушка.
Возник этот промысел на берегах реки Вятки, на территории нынешней Карелии и Архангельской области.
В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистульки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные.
Существовал в Вятке и др. обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, раздетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, жёлтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече ярко-зелёное коромысло с оранжевыми ведрами.
Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трёхголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, жёлтыми, чёрными, зелёными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».
Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».
Технология изготовления игрушек была следующей. В тёплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали.
Работали, как тогда говорили, «заводами» : одна мастерица делает юбку, другая – голову, третья лепит вёдра, а потом это всё собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась 2 – 14 дней на воздухе, в тени. Подсохшие фигурки ставили в печь и 3 часа обжигали. После обжига фигурки опускались в ведро с разведённым на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоём, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались.
Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, жёлтого, голубого, зелёного, нанесённых по белому фону.
Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщённость ( отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда, декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются, чуть ли не языческие символы далёких врёмен, в одежде франтов и модниц – вкусы XIX века.
Сине-голубая Гжель.
Гжельский промысел – это посуда, украшенная сине-голубым узором, расположенным на белом фоне и сделанная на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской обл.
Именно в Гжели и зародился этот промысел более 400 лет назад. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё самую разную посуду, которую украшали лепными деталями.
Узор на всех изделиях выполнен, синей и голубой краской. Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой 5-20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Орнаменты Гжели легко делятся на составные части, которые нетрудно повторить:
- простейший орнамент из коротких полосочек, образующих углы, украшенные точками или «птичьими лапками»;
- завитки (дугообразная линия, которая заканчивается коротким спиральным завитком);
- элементы узора «капельки». Они выполнены особым приемом размывания цвета (на листе бумаги рисуется контур «капельки» овальной формы тонкой кистью тёмно-синей краской. Затем кисточка тщательно промывается. Мокрой чистой кистью начинаем размывать краску от края контура, систематически промывая кисть в чистой воде. Постепенно «Капелька» приобретает объёмную форму с изменением цвета от тёмно-синего по контуру до светло-голубого в центре.
Скопинская керамика.
Красивы и затейливы были скопинские изделия (город Скопин в Рязанской обл.). Их лепили из глины: сказочных птиц, драконов, львов. Причудливость формы и разнообразие лепных украшений при этом прекрасно уживалась с практическим назначением изделий. Отличительной особенностью скопинской посуды была блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия. Она получалась при обжиге в горячей печи свинцового порошка, которым покрывали вылепленное, но не обожжённое изделие.
Каргопольские игрушки.
Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных игрушек в деревне Гринёво близ г. Каргополя существовал уже в XIX в. Он получил название каргопольского. Техника изготовления была такова: сначала глину просушивали в печи, затем её толкли, заливали кипятком и выдерживали около 2 дней, мешая лопаткой. После этого её мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки до тех пор, пока глина не становится тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и др. посуду. Из остатков лепили фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки. Готовая посуда и игрушки сохли 2 дня в избе, затем их обжигали в русских печах. Изделия покрывали чёрным, напоминающим кружево, узором. Дорогую посуду и игрушки в обожжённом состоянии обмазывали дёгтем, посыпали порошком из свинца и вновь обжигали. Изделия после второго обжига приобретали красивую муравленую поливу и высокую прочность.
Золотая Хохлома.
Нижегородская область – родина искусства золотой росписи. Происхождение промысла связано с торговым селом Хохлома, откуда золотистая расписная деревянная посуда направлялась на различные ярмарки для продажи. Изготовляли же расписную посуду из древесины народные мастера, проживающие по берегам рек Керженец и Узол.
В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в 3 художественных центрах: 1) «Хохломской художник» в селе Семин Нижегородской области; 2) в г. Семёнове Нижегородской области «Хохломская роспись»; 3) Семёновское производственное объединение сувениров.
! Особенность тих изделий – живописность ярких сочных полевых трав, ягод, цветов, непосредственность и простота рисунка. Характерные росписи «травка», орнаменты с ягодами земляники, рябины, крыжовника стали уже традиционными. Используется роспись «под фон» и «Кудрина».
Композиция рисунков «травки» включает изображение трав: осоки, белоуса, луговика и др. Расписывались изделия «травкой» начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определённой последовательности и ритме наносят крупные, плавно изогнутые мазки-листья, затем узкие завитки и мелкие мазки. Иногда травный орнамент дополняют так называемой припиской – мелкими простенькими цветами или др. растительными формами: изображениями ягод и цветов. «Верховая» роспись «под листок» включает изображение плавно изогнутых стеблей, стилизованных листьев смородины, клюквы, черники, калины, а также плодов этих и др. растений. Кроме чёрной и красной красок в росписи «под листок» используют зёленую, жёлтую и коричневую краски. Заканчивают роспись выполнением приписки: между листочками и ягодами рисуют тонкие кручёные усики, на которые как бы нанизывают крохотные ягодки и листочки.
«Фоновое письмо», или роспись «под фон», заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой-либо один цвет, на котором они эффективно выделяются в виде золотых силуэтов. Вначале мастер наводит кистью контуры мотивов, затем окрашивает фон вокруг чёрной, красной, коричневой или зелёной краской. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно выделяются на чёрном фоне. Прорисовка деталей заключается в том, что на листьях рисуют пропилки, на цветах – тычинки, штрихами подчёркивают объёмность растительных узоров.
К типу росписи «под фон» относятся рисунки «кудрина». Своё название они получили благодаря золотистым кудреватым завиткам, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Причём краски, наносимые при росписи «кудрина», закрывают золотистую поверхность незначительно. В цветовой гамме хохломского орнамента преобладают красный, чёрный и золотой цвета.
! Особенность техники золотой окраски хохломских художников – получение золотистого цвета без применения золота.
Из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи вытачивают на токарном станке или выдалбливают изделие, которое называется заготовкой, или «бельём». «Бельё» еще раз тщательно просушивают и грунтуют.
При грунтовке в изделие втирается глина, оно покрывается несколько раз олифой с просушкой при температуре 60-70°C. Затем его подвергают лужению: на липкую поверхность наносят тампоном тонко перетёртый порошок олова или алюминия. Цель этой операции – получить серебристую окраску. После этого изделие вновь сушат, и оно готово к росписи.
Расписывают изделия беличьими или колонковыми кисточками масляными красками: красной (киноварью, чёрной (газовой сажей, жёлтой, коричневой и зелёной.
Последний этап изготовления хохломских изделий – закалка, которая заключается в следующем. Высохшую роспись покрывают тонким слоем лака, и изделия закаливают в печи при температуре 270-300°С. Под воздействием высокой температуры масляный лак слегка желтеет и становится золотистым. Для получения красивого тона (более насыщенного золотистого оттенка) и придания лаковой плёнке прочности процесс нанесения лака и закалки повторяют несколько раз.
Художественные изделия с лаковой живописью.
Лаковые художественные изделия – это предметы декоративного и утилитарно-бытового назначения, изготовленные из папье-маше, иногда из дерева и металла, покрытые плёнкой лака и украшенные живописью или росписью.
Лаки при нанесении тонким слоём и после высыхания образуют твёрдые, прозрачные, глянцевые или матовые, бесцветные или окрашенные пленки, придавая изделию красивый блеск.
По тематике художественные изделия с лаковой живописью делятся на изделия с сюжетом, отображающим современную действительность; изделия с исторической и бытовой тематикой.
По художественному своеобразию росписи и орнаментации изделия с ласковой живописью делят на федоскинсие, палехские, метерские, холуйские, жостовские, свердловские и др.
Федоскинская лаковая роспись.
Село Федоскино Московской области – родина русских лаков. Лаковая живопись возникла здесь в конце XVIII в., когда купец П. Коробов основал в с. Федоскино производство росписных шкатулок из папье-маше.
Отличалась федоскинская лаковая живопись оригинальной тематикой, своеобразной техникой исполнения в технике миниатюр преобладали жанровые сценки из крестьянского быта – тройки, чаепития, хороводы. Нередко мастера воспроизводили картины известных русских и зарубежных живописцев. Лучшие миниатюры написаны в серовато-зелёных или коричневых тонах (при этом часто вводится золотой растительный орнамент).
Федоскинским мастерам свойственны своеобразные приемы декоративного оформления деталей : 1. «Шотландка» - геометрический рисунок, состоящий из перекрещивающихся линий; 2. Рисунок «под черепаху» напоминает панцирь черепахи; 3. «Скань» - наборный рисунок по сырому лаку из отдельных металлических (серебряных или мельхиоровых) элементов, отбитых на свинцовой матрице; 4. «Цировка» - лучеобразный и волнообразный узоры, создаваемые с помощью лекала методом глубокой гравировки.
Часто федоскинские миниатюристы врезают в лаковую поверхность изделия тонкие пластинки перламутра, накладывают на лак сусальное золото.
Палехская лаковая живопись.
Основателями палехского искусства лаковой живописи были художники-иконописцы. Поэтому искусство Палеха тесно связано с древнерусской живописью.
В начале XX в. на основе мастерства палехских народных художников-иконописцев в г. Палехе Ивановской области родилось искусство темперной лаковой миниатюры. Пытаясь перенести высокое искусство древней живописи на современные изделия, мастера расписывали матрешек, посуды, ларцы и др.
Отличительные черты палехских миниатюр – живопись по чёрному фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска, сложность многофигурных композиций, подробное раскрытие сюжета. Излюбленные мотивы росписи-былины, сказки, а также сюжеты из деревенской жизни (мотивы труда, охоты, хороводы, посиделки и т. д.).
Метерская лаковая живопись.
Народный промысел лаковой живописи в селе Метера Владимирской области возник на основе иконописного промысла и стал широко развиваться в XVII и XVIII вв.
Характерная особенность миниатюрной живописи Метеры – это ковровая декоративность, разнообразие и утончённость колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма изделий – голубовато-серебристая или охристо-желтая и красная. В метерских изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры. Композиция часто оформляется тонким золотым орнаментом.
В тематике преобладают сказки, исторические и архитектурные памятники.
Жостовская лаковая живопись.
Производство расписных металлических подносов с присущим им благородным блеском лакированной поверхности возникло в середине XVIII в. на Урале на Демидовских железоделательных заводах. Позднее подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии (196) – Жостово, Троицком.
Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь. После штамповки подносы грунтуют, шлифуют и трижды покрывают лаком, просушивая после каждого покрытия в печах при 80°C. По окончании этих операций мастера расписывают подносы беличьими кисточками свободными мазками, используя масляные краски. Роспись производят обычно по чёрному фону, иногда по красному, синему, зел1ному, серебряному. Орнаментальный узор наносят «золотом». Затем подносы вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют до зеркального блеска.
Распространенный мотив росписи жостовских подносов – букеты и натюрморты, цветы, гирлянды. Борта подносов украшают золотым орнаментом.
Городецкая роспись.
Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. В настоящее время изделия производит фабрика «Городецкая роспись» Горьковской области.
Материалом для изделий служит древесина лиственных пород. Техника изготовления изделий – токарная и столярная обработки. Роспись выполняют маленькими красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.
Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для Городецких изделий, как и в старину, остаются, изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.
Городецкие мастера изготовляют утилитарные изделия (детскую мебель, предметы бытового назначения).
Богородские изделия.
Богородская резьба по дереву возникла в селе Богородском, расположенном недалеко от г. Сергиева Посада Московской области.
Мастера изготовляли из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины) забавные деревянные игрушки-фигурки людей и животных, которые заняты повседневными крестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причём делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль и т. д. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют цвет натурального дерева, иногда их лишь слегка тонируют морилкой или лаком.
Формы у богородской игрушки резкие, даже немного угловатые, поверхность неровная – сразу видно, где мастер коснулся её резцом. Однако это не мешает весёлым фигуркам быть очень симпатичными и выразительными, глубоко реалистичными.
Особенностью богородских игрушек является их подвижность. Это значит, что курочки, сидящие на дощечке, умеют клевать зерно, дровосеки двигают рукой и т. д. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет её, делает ещё более занимательной. У современных богородских мастеров есть любимый герой – медведь. Он и дрова рубит, пилит их, сажает деревья, катается на самокате, машине, играет на балалайке, гармошке, боксирует и поднимает штангу. Богородские мастера любят также изображать коней – бегущих и отдыхающих, с всадником и без него.
Загорские изделия.
В Сергиевом посаде промысел художественной обработки дерева существовал ещё в XVII в. Позднее в XIX в. мастера Сергиева Посада наладили массовое изготовление точёной деревянной матрёшки.
Первая матрёшка появилась в России в конце XIX в. Она состояла из 7 кукол, изображающих девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Матрёшка быстро завоевала популярность в России и за рубежом (в 1900 г. она демонстрировалась на выставке в Париже). Матрёшки изготовлялись разнообразные «шар в шар», изображение русской девушки в цветастом платке или в полушубке и шали с кистями. Выпускались матрёшки на темы русских сказок. Чаще всего матрёшки состояли из 6, 8, 12 кукол. В это же время появились и сюжетные куклы: «Тарас Бульба», «Ревизор», «Кутузов».
Матрёшки изготавливают 2, 4, 6, 8-местными. К знаменательным датам делают 50, 60-местные матрёшки, первая из которых бывает высотой около метра, а самая маленькая – менее одного сантиметра. Вырабатывают загорские мастера и матрёшку-неваляшку, когда в одной кукле находится несколько маленьких матрёшек одинаковых размеров. Чаще всего это 6-местная матрёшка.
Изготовляют мастера матрешку с выжиганием. В цветовой гамме росписи – красные, синие, зелёные, жёлтые тона. В узоре – мелкие и крупные цветы, горох, рисунок «турецкие огурцы»; встречаются и скромные геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзинки с ягодами в руках у матрёшки.