Ибрагимова Хеди
Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на семинаре на тему «Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения»
Слайд 1
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Слайд 2
Публикация «Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения» размещена в разделах
Причинами дорожно-транспортных происшествий с детьми чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части, неподчинение сигналам светофора, неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игры рядом с проезжей частью; неумелое управление велосипедом.
Слайд 3
Согласно статистике ДТП наиболее опасными в течение года являются апрель-май, конец августа и сентябрь. Чаще всего ДТП с участием детей происходят в понедельник, реже всего - в четверг. Аварийное время суток – утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в детский сад и школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта.
Слайд 4
Самостоятельными участниками дорожного движения дети становятся при поступлении в школу. В этой связи особенно актуальна необходимость обучать правилам дорожного движения с детского сада. Чем раньше дети получат сведения о безопасном поведении на улице и во дворе, тем меньше будет вероятность несчастных случаев.
Слайд 5
Эффективность любого обучения в первую очередь зависит от мотивации. Мотивация ребенка в данном случае заключается в осознании объективной важности знать и соблюдать правила дорожного движения, как потребности в личной безопасности.
Слайд 6
Правила поведения на дороге - это закон, не соблюдающие его - нарушители, а плата за нарушение - жизнь. Нарушающий правила рискует не только своей жизнью, он подвергает опасности и других людей.
Слайд 7
Направления профилактических мероприятий и их эффективность тесно связаны с возрастными особенностями детей.
1. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослым значительно замедленна. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, нужно больше. Бегущий ребёнок не в состоянии сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Для того чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до четырех секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Слайд 8
2. Надёжная ориентация «налево-направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
3. Ребёнок до восьми лет ещё плохо распознаёт источник звука (не всегда может определить направление, откуда доносится шум) и слышит прежде всего те звуки, которые привлекают.
Слайд 9
Проведем небольшой эксперимент. Сверните в трубку лист бумаги и посмотрите в нее на слайд. То, что вы увидели, то и видит ребенок, переходящий дорогу. В Ваше поле зрение попала только малая часть дороги, машины слева и справа остаются не замеченными. Это обзор пятилетнего ребёнка. В шесть лет у ребенка появляется возможность оценить события в десятиметровой зоне.
Слайд 10
При планировании обучения детей правилам дорожного движения важно знать :
- Ребенок, находясь на улице, не всегда осознает опасность, не знает, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Напомним, что тормозной путь автомобиля при скорости 60 км. час составляет 23 метра на сухой дороге, 35 метров на мокрой и 69 метров при обледенении;
Слайд 11
- Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и может их объехать. Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценить дорожную ситуацию;
- Дети не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Они боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности движущихся легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов; у детей не развито боковое зрение, угол зрения в десять раз меньше, чем у взрослого;
Слайд 12
- У детей дошкольного возраста еще недостаточно хорошо сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий;
- В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние паники, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе; ребенок принимает решение медленно, и чаще это неправильное, неадекватное решение.
Слайд 13
Зная психофизиологические и возрастные особенности детей, воспитатели и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Наличие у детей импульсивности, спонтанности, суженное восприятие, рассеянное внимание, отсутствие опыта, способности предвидеть последствия своих действий - причины, по которым детей относят к категории пешеходов с повышенным риском.
Слайд 14
Берегите себя и своих близких, не забывайте, что самая доходчивая форма обучения – личный пример!