Жанылсын Сейлова
Семинар для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
- Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.
Итак, вот мы и настроились на тему нашего семинара.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
И начать семинар хочется словами Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».
Нравственное воспитание - это : целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности - чувство любви к Родине.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к народным традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах Казахстана;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.
Методы
Целевые прогулки, экскурсии к мемориалу славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.
Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города
Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду
Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц леса или гимн Республики Казахстан
Знакомство с фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми
Знакомство с народным творчеством, вышивкой, орнаментами
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация
Участие в праздниках
Формы патриотического воспитания
ОУД
экскурсии в краеведческий музей
организация тематических досугов.
проведение тематической недели по военно-патриотическому воспитанию
организация выставки рисунков «Защитники Отечества»
проведение утренников «День Победы»
организация экскурсий к монументам
проведение беседы «Герои войны», «Дети-герои»
Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Республики Казахстан, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край»
Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами народов Казахстана, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение тематической недели по военно-патриотическому воспитанию, организация выставки рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т. д., проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию
Репродукции картин
Методическая литература
Наглядные и дидактические пособия
Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
Современные средства ТСО
Аудиозаписи
Карты, атлас, глобус
Художественная литература
Государственная символика
Содержание патриотического воспитания
Приобщение ребенка к традициям народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций.
Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Педагоги в своей работе с семьёй должны опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, а значит нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено воспитание.
А закончить наш семинар хочется такими словами Саади
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Литературные источники:
Закурдаева Н. А. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста», 2012г.
Андриан Т. Г. «Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе», 2012г.
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М. : «Просвещение», 1991
Лопатина А. А., Скребцова М. В. Нравственное воспитание дошкольников. ООО «Амрита», 2009
Харитонова,А. А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников Начальная школа плюс до и после. - 2011.-№3.-
Молодчая, Т. В. Вперё д в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т. В. Молодчая //Воспитатель ДОУ. - 2010.-№6.-
Интернет ресурсы