Оксана Коршунова
Семинар «Логоритмика в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Логоритмика в ДОУ»
Цель: повышение эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи с применением нетрадиционных методов и элементов логоритмики у детей дошкольного возраста.
ЛОГОРИТМИКА. Исторический аспект.
Публикация «Семинар „Логоритмика в ДОУ“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии.
Европа, начало 20 века – появление системы «ритмического воспитания», основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский педагог и музыкант.
Россия, 30-е годы 20 века – В. А. Гиляровский, Н. А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений.
Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе.
Этому вопросу посвещены работы Волковой Г. А., Картушиной М. Ю, Анищенковой А. С. и других.
Актуальность.
С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
ЛОГОРИТМИКА. Теоретический аспект.
«Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними». Г. А. Волкова
Три кита логоритмики :
1. Речь
2. Музыка
3. Движение
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
Логопедическую гимнастику
Чистоговорки, для автоматизации и дифференциации звуков
Пальчиковую гимнастику
Упражнение на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей
Фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова
Вокально-артикуляционные упражнения
Музыкальные игры
Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления
Упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мыш
Упражнения на релаксацию
Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук
Задачи:
1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве
2. Развитие мелкой и общей моторики
3. Воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи
4. Совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма
5. Развивать артикуляционный аппарат
6. Разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактических пособий
Занятия логоритмикой способствуют :
1. Формированию двигательных умений и навыков
2. Воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений
3. Развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти. мимики лица
4. Развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха
5. Способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично двигаться
6. Умению расслабляться, снять напряжение
Логопедические стихотворные упражнения представлены в книге Алябьевой Е. А. «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
АРТИКУЛЯЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Жил – был веселый Язычок. Он проснулся, потянулся и решил убраться в своем домике.
Помыл одно окошко (круговые движения язычком за правой щекой)
Затем другое. (круговые движения язычком за левой щекой)
Убрал паутину с потолка (чистят верхние зубы)
Подмел пол. (чистят нижние зубы)
И отправился на прогулку в парк. (шагают сидя)
В парке были разные аттракционы.
Он побежал ("бегут") на веселые горки и радостно стал на них кататься. (высовывают язык)
Затем побежал ("бегут") на качели. (высовывают язык вверх – вниз)
Прокатился он на разных аттракционах и довольный отправился дальше. ("шагают")
Идет и видит «Зоопарк». В клетке сидит страшный лев и как зарычит. (дети «рычат»)
Он испугался и побежал дальше. Прибежал на чудесную, красивую полянку на которой летали веселую пчелки Ж-Ж-Ж, комарики З-З-З… (дети жужжат,звенят)
В траве он увидел змею, которая как зашипит «ш. ш. ш.» (дети шипят)
На поляне росли чудные цветы он стал вдыхать аромат цветов.
Выполняют дыхательную гимнастику «Аромат» (шумный вдох носом и выдох).
Дети потягиваются вверх к солнышку.
Вокально-артикуляционные упражнения:
• Ата-ата-ата – кушайте цыплята
• Ат-ат-ат – у брата снегокат
• Жу-жу-жу – за партой я сижу
• Жу-жу-жу – под зонтиком хожу
• Ты-ты-ты – я полью цветы
• Ата-ата-ата – я купаю брата
• Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
• Жу-жу-жу – я с ребятами дружу
Упражнение «Котенок – шалун»
Котенок мамочку зовет:
Мяу-мяу, мяу-мяу.
Дети ритмично соединяют
одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:
- Мало-мало, мало-мало.
Скрещивают пальцы рук, ритмично
опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:
Мур-мур-мур, Мур-мур-мур
Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернется маленьким клубком:
Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Ритмично потирают кулачок о кулачок.
Потом с клубочком поиграет.
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает. Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Игра «Массаж спины»
(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)
Дождик бегает по крыше Бом! Бом! Бом!
похлопывают ладонями по спинкам друг друга.
По весёлой, звонкой крыше Бом! Бом! Бом!
постукивают пальчиками.
Дома, дома посидите, Бом! Бом! Бом!
поколачивают кулачками.
Никуда не выходите, Бом! Бом! Бом!
растирают рёбрами ладоней.
Почитайте, поиграйте, Бом! Бом! Бом!
кладут ладони на плечи и большими
пальцами растирают плечи круговыми движениями.
Я уйду – тогда играйте, Бом! Бом! Бом!
поглаживают ладонями.
Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ГУСИ»
1. На дворе на птичьем гуси раскричались
С курами поспорили с петухом подрались!
припев: Гу-гу-гу-гу-гу-гу-гуси
Га-га-га-га-га-гогочут
Га-га-га-га-га-галдят
Главными быть хотят!
2. На дворе на птичьем Гуси гоготали!
С курами поспорили Индюка прогнали!
припев:
3. На дворе на птичьем Гуси расшумелись
Меж собой повздорили Громко расшипелись!
Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.