Елена Винокурова
Семинар «Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 150» (МБДОУ «д/с № 150»)
Семинар
«Мнемотехника –
как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников»
Учитель – логопед
Винокурова Е. В.
Новосибирск, 2024 г.
Публикация «Семинар „Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
На сегодняшний день проблема развития речи становится особенно актуальной, богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Проблемы речи детей дошкольного возраста :
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
-неспособность грамматически правильно построить предложение;
- бедность речи;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
-плохая дикция.
В нашей жизни образовательный процесс требует от воспитателей и других педагогов дошкольного образовательного учреждения, новейшего подхода к образовательной деятельности, использовать новые формы и методы развития, обучения детей, когда в центре деятельности всегда находится ребенок. Дошкольный возраст, самый идеальный для закладывания грамотной, уверенной, четкой речи. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, можно использовать приём мнемотехники.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (техника развития памяти, а также сохранения и воспроизведения.
Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления, и поэтому, вспомнив один образ или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развитие связной речи;
- Развитие у детей умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
- Обучение детей правильному звукопроизношению;
- Развитие у детей сообразительности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5 мнемоквадратов, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ из 2 - 4 предложений).
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Размеры мнемотаблиц могут быть различными - в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
-Для дошкольников среднего возраста- таблицы на 6 клетках;
-Для дошкольников старшего возраста- таблицы на 9-12 клетках;
-Для подготовительного к школе возраста- таблицы на 12-15 клетках.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д. ;
• Заучивания стихов, потешек;
• При отгадывании и загадывании загадок;
• При пересказе текстов;
• При составлении описательных рассказов;
• Проговаривание чистоговорок;
• Проговаривание скороговорок.
В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изображать так, чтобы нарисованное было понятно детям. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности. Любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Этапы работы над стихотворением (текстом) :
- Выразительно прочитать стихотворение (текст);
- Сообщить, что это стихотворение (текст) дети будут учить наизусть (перессказывать). Затем еще раз прочитать стихотворение (текст) с опорой на мнемотаблицу.
- Задать вопросы по содержанию стихотворения (текста, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения (текста).
- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения (текста). Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывают стихотворение (текст) с опорой на мнемотаблицу.
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.
Педагогам предлагается для заучивания стихотворение В. Степанова «Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
шар земной – наш дом родной.
В. Степанов
Варианты игр с мнемотаблицами :
1. Восстановить последовательность картинок по памяти.
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Результаты:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.