Получи документы

Семинар для замещающих родителей «Трудное поведение ребенка. Навыки управления трудным поведением ребенка»

Елена Решетова
Семинар для замещающих родителей «Трудное поведение ребенка. Навыки управления трудным поведением ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Теме «Трудное поведение ребенка. Навыки управления трудным поведением ребенка».

Цель: создание условий для повышения уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми.

Задачи:

- повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимопонимания с детьми;

- овладение приемными родителями навыками конструктивного взаимодействия с детьми;

Темочки:

- приобретение приемными родителями нового опыта об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей;

Ход:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю вас, что вы пришли на нашу встречу. Тема сегодняшней встречи: Трудное поведение ребенка. Навыки управления трудным поведением ребенка.

Упражнение «Приветствие – комплимент»

Вначале, встаньте все круг. Каждый из нас поприветствует всех и скажет что-то приятное своему соседу справа от себя. Тот, которому подарен «комплимент», должен ответить: «Спасибо, мне очень приятно!

Вначале, вместе попробуем разобраться в этом понятие.

Вопрос родителям :

- Скажите, как вы понимаете, что означает «трудное поведение»? (ответы родителей)

Таким образом, родители должны понимать, что:

- трудное поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм в процессе социализации, с которым тяжело справляться взрослым и трудно его исправить;

- трудное - не значит плохое;

- трудное поведение ребенка, это не преступление, но его нельзя оставлять без внимания, надо понять, как оно «устроено», научиться справляться с ним.

- трудное поведение - это своеобразный сигнал SOS; крик о помощи; привлечение внимания к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций.

Вопрос к родителям :

- Назовите примеры «трудного» поведения, с которыми вы чаще всего сталкиваетесь в жизненных ситуациях (ответы родителей) :

- воровство, ложь (вранье, непослушание и негативизм, истерики, гиперактивное поведение, агрессия, отказ ходить в школу, вспышки раздражения и гнева, использование нецензурных выражений, уходы из дома, манипулирование, хамство, пробы табака, алкоголя, проблемы с обучением и пр.

Причины отклонения в поведении детей.

Любое отклонение в поведении имеет свои причины и некоторые цели. Причин много, но их можно объединить в группы. Прежде чем принимать меры, постарайтесь понять причины трудного поведения ребенка.

Первая группа причин – борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: в виде непослушания. Ребенок считает, лучше отрицательное внимание, чем никакого.

Например, дети начинают лгать, или воровать, устраивать протесты, истерики, чтобы получить дефицит родительской заботы, или внимание окружающих.

Вторая группа причин – борьба за самоутверждение.

Ребенок выступает против чрезмерной родительской власти и опеки или хочет отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. Взрослый сталкивается такими проявлениями, как упрямство, своеволие, действия наперекор и т. д.

Третья группа причин – желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: ребенка отлучили от семьи (передали в детский дом и т. д.); родители постоянно ссорятся, резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!».

Например, дети начинают воровать, плохо учиться, грубить и т. д. – потребность быть любимым и принятым, получать внимание и заботу.

Четвертая группа причин – потеря веры в собственный успех.

Ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т. д. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится».

Приемные родители должны знать не только причины плохого поведения, но и о том, какое насилие (психическое или физическое) пережил ребенок. У детей, переживших насилие, окружающий мир воспринимается по – своему.

Картина мира ребёнка, пережившего физическое насилие: мир жесток; кто силен, тот и прав («против лома нет приёма»); бьёт, значит, любит (кто любит, тот и бьёт);слабых бьют; не бьёшь ты – бьют тебя и т. д.

У детей, переживших физическое насилие - агрессивное поведение.

Картина мира ребёнка, пережившего психическое насилие мир страшный, жестокий и безразличный; я ничего никогда не достигну, у меня не получится, - я никому не нужен; я во всём виноват, я всем мешаю, лучше бы меня не было, все злые, я тоже буду злым.

У детей, переживших психическое насилие, низкая самооценка, отсутствие желания чего-то достигать, ничего им не интересно.

Следовательно, приемные родители должны знать не только причины плохого поведения, но и иметь представление о том, какое насилие (психическое или физическое) пережил ребенок.

Для управления трудным поведением нет универсальных приемов, способов, методов, которые работают на все 100% и во всех случаях. Поэтому в необходимо родителям научиться конструктивному взаимодействию (общению) с ребенком.

Эффективные приемы управления трудным поведением :

1. Выявите истинную причину плохого поведения.

Родители нужно обратить внимание на собственные чувства. Что это значит? При разных причинах плохого поведения ребенка у родителя проявляется разные чувства:

- если ребенок борется за внимание, досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение;

-если стойкого непослушания — противостояние родителю во всем, то у родителя возникает гнев;

если скрытая причина — месть, то ответное чувство у родителя — обида.

Переживание родителей — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка. Как видите, вы вполне можете понять, какая причина стоит, за тем или иным поведением.

2. Контролируйте свои негативные (отрицательные) эмоции.

Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы детей потоки "благородного гнева", дает ребенку очень много :

- он просто лишает ребенка проявлению желаемой реакции;

- что еще важнее, готовит почву для успешного конструктивного (общения) взаимодействия.

3. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Дети делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, (кричим, обвиняем, ругаемся, то и дети позволят себе это. Они берут пример с нас.

Если же родитель демонстрирует неагрессивное поведение, то и ребенок довольно быстро возьмет эту неагрессивную модель. Главное, чтобы родитель говорил твердо, уверенно, без эмоционального крика.

4. Акцентируйте внимание на поступках (поведении, а не на личности ребенка.

Когда родитель обсуждает с ребенком его поведение, нужно избегать таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Это оценочные слова, которые вызывают раздражение у ребенка.

Ведите разговор о проступке, говорите только о том, что происходит прямо сейчас, здесь в данный момент. Когда вы обращаетесь к прошлому или к будущему ребенка («Я тебе сто раз говорил, а ты!».) Ребенок понимает это так, если родители так говорят, что «с тобой всегда одни проблемы», значит мой поступок - что-то неисправимое. Если я всегда так веду, то и всегда буду это делать или какой смысл быть внимательным, если все равно «влипну»? Таким образом, происходит, то, что родители сами закрепляют трудное поведение.

Родители должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.

Обратите внимание, как Вы задаё те вопрос: «Ты почему, так себя ведешь? Ты почему в школу не пошел?». Вопрос «Почему?» провоцирует создание конфликтной ситуации, а не преодоление проблемы. Поэтому его лучше заменить на вопрос «Зачем?», перефразируйте и скажите «Зачем ты не пошел в школу?».

5. Постарайтесь не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок.

Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается : его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Дело в том, что в подобных случаях образуется круг.

Значит, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоции включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые. И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания или наказывающие действия.

Например,

- начните говорить тихим голосом, измените ваш голос, повторите последнее слово несколько раз;

-разрешающее поведение : доведите до предела демонстративную выходку:

например, если ребенок отказывается есть и стучит по столу ложкой, предложите ему делать это в течение часа без остановок и интерес к этому виду деятельности у него пропадает;

-соглашаться с ребенком : дети меньше всего ожидают, что вы согласитесь с ним. Это их озадачивает. Наше согласие - это отличный способ прекратить сопротивление;

- либо объявить ему «перерыв» («тайм-аут», и это слово становится для него сигналом, что он ведет себя плохо и что он наказан.

6. Существует 6 законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 5. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

7. Родительская похвала – это неотъемлемая часть воспитания детей. Сердце ребенка радуется, когда слышит приятные слова: похвалу, одобрение, слова любви. Дети расцветают от такого общения, в них растет чувство собственного достоинства, крепнет уверенность в себе, появляется мотивация и стремление к достижениям. Делайте комплименты в разных сферах жизни ребенка.

8. Практическая часть:

Вы все знакомы с техникой активного слушания «Я – высказывания».

Техника «Я – высказывания» – является эффективным приёмом в общении, снижает эмоциональное напряжение и предупреждает о возникновение конфликтных ситуаций.

Упражнение «Выбери высказывание»

Вопрос к родителям :

Выберите вопрос, который не относится к технике «Я – высказывания»?

1. Неверно: Ты никогда меня не слушаешь!

Верно: Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи / Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

2. Неверно: Вечно ты хамишь!

Верно: Когда со мной разговаривают некорректно, я раздражаюсь и не хочу больше общаться/ На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне/

В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

3. Неверно: Ты всегда ужасно себя ведешь!

-Верно: В данной ситуации ты вел себя некрасиво/ Меня обижает такое поведение/

Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

9. Упражнение «Закончи правило воспитания» :

Инструкция: Выберите из списка то высказывание, которое, как вы считаете, лучше подойдет и продолжит верхнюю часть высказывания.

Ребенка постоянно критикуют –

1. он учится быть замкнутым;

2. он учится жить с чувством вины;

3. он учится ценить себя;

4. он учится понимать других;

5. он учится верить в людей;

6. он учится ненавидеть;

7. он учится благородным;

8. он учится быть агрессивным;

9. он учится находить любовь в этом мире

Правила:

Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть;

Ребёнка высмеивают - он учится быть замкнутым;

Ребенка поддерживают - он учится ценить себя;

Ребенок растет в терпимости - он учится понимать других;

Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей;

Ребёнок живет в упрёках - он учится жить с чувством вины;

Ребёнок живет во вражде - он учится быть агрессивным;

Ребенка хвалят - он учится благородным;

Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.

Таким образом, если неадекватное поведение проявилось, то можно придерживаться следующему алгоритму изменений модели поведения :

1. нужно определить проблему (причину) :

- неудовлетворё нная потребность:

-в безопасности (правила, режим, отсутствие секретов, возможность говорить о своих чувствах, компромисс,

- в любви и принятии (проявление интереса, заботы, тактильный контакт, вербальное выражение чувств, совместная деятельность, планирование будущего, в принадлежности кому-либо,

- в признании, самореализации (обеспечение «хобби», создание ситуации успеха, похвала и т. д.)

2. выявить несформированный навык (например, чаще всего при воровстве – нет навыка саморегуляции);

3. последствия травмы (жестокого насилия) Пример: бьёт других детей.)

Следовательно, родитель, должен четко понимать, что он не будет изменять самого ребенка, он хочет изменить его поведение.

10. И в заключении предлагаю послушать притчу «Почему люди кричат?» и сделать самостоятельно для себя вывод.

Однажды Учитель спросил учеников:

– Почему люди при ссорах повышают голос?

– Наверное, они теряют спокойствие, – предположили ученики.

– Но зачем повышать голос, если второй человек находится рядом с тобой? – спрашивал Учитель.

Ученики недоумённо пожимали плечами. Им это и в голову никогда не приходило. Тогда учитель сказал:

– Когда люди ссорятся и недовольство между ними возрастает, их сердца отдаляются. А вместе с ними отдаляются и их души. Чтобы услышать друг друга, им приходится повышать голос. И чем сильнее их обида и злость, тем громче они кричат. А что же происходит, когда люди влюблены? Они не повышают голоса, а говорят очень тихо. Их сердца находятся совсем рядом, а расстояние между ними практически полностью стирается.

– А что происходит, когда людьми правит любовь? – спросил Учитель. – Они даже не говорят, а только перешептываются. А иногда и слов не нужно – их глаза говорят обо всём. Не забывайте, что ссоры отдаляют вас друг от друга, а слова, произнесенные на повышенных тонах, увеличивают это расстояние многократно. Не злоупотребляйте этим, потому что настанет день, когда расстояние между вами увеличится настолько, что пути обратно вы уже не найдёте

Рефлексия:

- Что Вы услышали нового?

Что пригодится Вам в воспитании?

- Что не понравилось совсем?

Публикации по теме:

Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Неприличное поведение ребенка» Когда Ваш ребенок грызет ногти, громко и специально чавкает во время приема пищи, перебивает Вас или других во время разговора, можно смело.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для замещающих родителей «Трудное поведение ребенка. Навыки управления трудным поведением ребенка»
Опубликовано: 13 ноября 2024 в 08:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для замещающих родителей «Трудное поведение ребенка. Навыки управления трудным поведением ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Решетова (УИ 312636) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД