Татьяна Кокарева
Семинар для воспитателей ДОУ на тему «Феномен доброты и отзывчивости у современных дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Кокарева Т. А. ,
воспитатель МДОУ «Детский сад №4 КВ»
2 слайд
Ключевые слова: социализация, социально-эмоциональное развитие дошкольников, нравственные качества, доброта, отзывчивость, результаты диагностики, проектирование проблемных образовательных ситуаций, формы поддержки социализации детей.
3 слайд
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
К числу новых феноменов детства стоит отнести феномен социализации и особенно то, как ребенок ХХI века в её контексте проявляет эмоциональную отзывчивость и чуткость. Можно ли утверждать, что дети нового времени недобры и равнодушны, не способны к сочувствию и содействию? Безусловно, нет. Они просто другие. Они живут и растут в иных условиях, формируются в другой, заметно измененной среде, иной картине мира. И первостепенная задача для родителя и педагога заметить это и признать право ребенка на разнообразие и новые реалии социального развития и нравственного воспитания. У детей трудностей с этим нет, это скорее трудности взрослых. Как их преодолеть сегодня? Прежде всего, стоит задуматься над тем, как изменилось детство дошкольника за последние десятилетия.
Внешняя среда. Предметный мир, игрушки и книжки, развивающие пособия с самого рождения достаточно интенсивно обогащают опыт познания детей. Интеллектуализация детства формируется не только под влиянием взрослых, но и за счет его насыщенной атрибутивности.
Ребенок сегодня раньше эмоционально оживает, начинает вставать и ходить, выражать себя. Свои желания, манипулировать с предметами, играть. Этому способствуют условия, которые родители создают для него.
4 слайд
Ребенок достаточно рано начинает жить общей жизнью со взрослыми, которых много в жизни современного малыша, а детей мало. Взрослые не могут дать ребенку то, что могут дать дети. Например, открытие себя начинается у ребенка с открытия другого. Сегодня эти открытия дети совершают поздно, иногда, только попав в детский сад. И это влияет на характер их самоидентификации, на протекании кризиса трех лет, на эмоциональную отзывчивость, игру.
Заметно изменилась субкультура детства, она перестала быть «дворовой», когда дети свободно, без участия взрослых, передавали друг другу традиции игры, словотворчества, секреты и тайны. Когда естественно формировались детские объединения, а внутри них открывались нравственные законы и поступки, кодексы. Так определялось, «что такое хорошо и что такое плохо».
5 слайд
Стремление родителей жить автономно, только своей семьей, привело к тому, что дети не очень понимают, кто такой пожилой человек, старый человек, дедушка, бабушка. В ходе изучения отношения детей к людям разного возраста, выяснилось, что самой не принимаемой категорией людей являются старики. Дети рассуждают о них крайне негативно, брезгливо или равнодушно. Можем ли мы винить в этом детей? Время изменило не только условия нашей жизни, но и самих бабушек и дедушек.
Однопоколенность вытеснила многопоколенность семьи и не создала новых традиций семейного общения. Точно так же как и традиция семейных праздников, встреч, игр, совместных культурных подходов, изготовления подарков и сюрпризов свелась к анимации вне дома, вне семьи. Дети не ходят, друг к другу в гости, не принято, вызывает напряжение у взрослых. Взаимодействие с ребенком в семье чаще носит отчужденный характер. Дети ждут выходных, чтобы побыть дома с мамой и папой, чем-нибудь позаниматься всем вместе, куда-нибудь пойти семьей. Но всегда того же хотят родители? Всегда ли они понимают эту потребность ребенка? Есть ли общие дела в выходные дни? Для ребенка очень важно быть внутри семейной общности, для родителей это не мене важно, но получается ли так в реальности? Проще дать в руки планшет, чем поиграть с ребенком в шахматы, отправить смотреть мультфильм, чем посмотреть его всем вместе. Совместно обсуждая сюжет, поведение главных героев, припоминая житейские аналогии, мы решаем важнейшие задачи воспитания детей. То же происходит, когда мы читаем детям сказки, рассказы и стихи, обсуждаем их, играем. Само по себе воспитание родителей и ребенка есть воспитание, пример человечности, доброты и отзывчивости.
6 слайд
Достаточно просто объяснить сегодня сложное поведение дошкольников : истеричность и капризы – это недолюбленность, недоласканность; агрессия – игнорирование; гиперактивность – не возможность реализовать себя, отсутствие свободы; эгоцентризм, сосредоточенность на себе – недостаток глубинного общения; отсутствие доброты и отзывчивости – жесткость и чрезмерная строгость со стороны родителей.
Среди условий, формирующих у ребенка ответственность, ценностное отношение к человеку, природе, в детском саду нет главного – исчезли животные, птицы, рыбки, появились ограничения в трудовых действиях, заботе о комнатных растениях. Закрылись эко-комнаты. При этом современные дети очень любят помогать, быть нужными, полезными, хотят заботиться. Равнодушных к трудовым поручениям нет, каждому хочется откликнуться.
Стремление взрослых к индивидуализации развития в образовательном процессе не совпадает со стремлением детей быть в коллективе, что-то делать сообща, оставаясь индивидуальностью. Они и так часто бывают одни, остро переживая одиночество, им необходимо в детском саду быть чаще и дольше среди детей, занимаясь в группе, подгруппе или в паре.
7 слайд
Не углубляясь в нюансы социального развития детей, остановимся на типичных и значимых моментах.
В младшем дошкольном возрасте ребенок продвигается в освоении социальных навыков и умений, прежде всего, благодаря заинтересованному взаимодействию родителей с педагогами детского сада. В связи с этим следует целенаправленно вовлекать родителей в образовательный процесс и поддерживать образовательные инициативы мам и пап. Педагогам, работающим с детьми 3-4 лет, важно обратить внимание на проектирование проблемных образовательных ситуаций, направленных на:
• социальную идентификацию детей;
• развитие интереса к совместной деятельности и общению со взрослыми и сверстниками;
• обогащение сюжетов совместных игр;
• обогащение опыта переживаний разнообразных настроений и эмоций, развитие эмоциональной отзывчивости;
• развитие социальных навыков и умений в условиях взаимодействия с родителями в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
8 слайд
В среднем дошкольном возрасте, по итогам диагностики, у детей были выявлены проблемы эмоциональных отношений в семье, сложности в общении со сверстниками, а так же сложности связанные с передачей своих эмоций и чувств мимикой и жестами.
В связи с эти педагогам, работающим с детьми 4-5 лет, важно обратить внимание на проектирование проблемных образовательных ситуаций, направленных на развитие:
• коммуникации и речевого этикета;
• со-действия и со-деятельности;
• саморегуляции;
• эмоциональных отношений в семье;
• сюжетно-ролевой игры.
Вариативными формами поддержки социализации детей 4-5 лет могут быть:
• коммуникативные игры и задания на освоение невербальных средств общения;
• игры на освоение этикетных форм;
• игры на развитие эмпатии;
• социальные акции: «Моя семья», «Рождественские подарки», «Я живу в России»;
• школа маленьких волонтеров: делаем кормушки для птиц вместе с родителями; изготавливаем открытки для больных детей; книга в подарок (приобретение книги семьей для центра социальной поддержки);
• долгосрочный проект «Мои впечатления»;
• ситуации разновозрастного общения – основа саморегуляции поведения;
• социальная ситуация месяца;
• сюжетно-ролевая игра, связанная с наиболее значимой для детей социальной ситуацией месяца.
9 слайд
По итогам диагностики, педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, важно обратить внимание на проектирование проблемных образовательных ситуаций, направленных на:
• обогащение эмоций и чувств;
• заботу о других;
• развитие общественного сознания и деятельности.
Вариативными формами поддержки социализации детей 5-7 лет могут быть:
• проекты патриотической направленности с использованием игровых контекстов и игровых модулей или оболочек, учитывая сложность осваиваемого дошкольниками содержания;
• тематические дни или недели в форме проектов;
• социальные акции и волонтерство;
• ситуации разновозрастного общения для старших дошкольников как обязательные : «Научи», «Помоги», «Давай сделаем это вместе» и т. п. ;
• проекты социальной направленности с социально-значимым продуктом для детей младших по возрасту.
Литература
Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика» 2017. №2(74). г. Москва. стр. 68