Ксения Снитко
Семинар для педагогов «Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание семинара.
Цель – формирование профессиональной позиции в восприятии и реализации инклюзивного образования в ДОУ.
Задачи:
- формирование представлений о необходимых качествах педагога, реализующего инклюзивную практику;
- становление представлений о сущности и значимости толерантности, как фундаментального качества личности педагога инклюзивного ДОУ;
- развитие дивергентности (гибкости, критичности) профессионального мышления;
- оптимизация благоприятного психологического климата в коллективе образовательной организации.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровье. Семинары, тренинги, деловые игры
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Материалы и оборудование: клубок ярких ниток, листы разного формата, карандаши, ватман, музыкальное сопровождение.
Ход встречи:
1 Знакомство
В качестве способа знакомства участников группы предлагается игра «Волшебный клубочек». Игроки представляются и передают клубок со словами «Я рад Вас видеть сегодня здесь». Получившаяся «паутина» из нитей символизирует единство участников, их целеустремленность и сплоченность.
2 Упражнение «Лучший из лучших»
Педагоги делятся на две группы, которым предлагается «нарисовать» портрет идеального педагога : указать оптимальный набор качеств профессионала в своей сфере - воспитании и образовании. Таким образом, происходит расширение сферы представлений о действительности и выход за рамки стереотипов, развитие умения встать на позиции другого.
3 Упражнение «Общие задачи»
Вопрос, на который предстоит ответить - какие совместные задачи ставят перед собой семья и ДОУ? Работа ведется в группах. Затем ответы зачитываются, обсуждаются, и формируется единый перечень «Мы знаем наши цели!». В ходе рассуждений педагоги приходят к одному общему выводу – обязательным требованием современности является приобщение к культуре толерантности и принятия ее в систему ценностей личности.
4 Упражнение «Грани толерантности»
Участникам предлагается расшифровать термин «толерантность», раскрыв его смысл словами, начинающимися на каждую букву означенного понятия.
5 Упражнение «Шесть разноцветных шляп» на основе просмотра и анализа мультфильма «Кастрюлька Анатоля», Франция, 2014 год, режиссер Эрик Моншо. Малыш Анатоль «очень привязан» к своей кастрюльке. Привязан в буквальном смысле. Неизвестно когда и как это произошло, но она серьезно мешает его жизни….
Данное упражнение помогает участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны и понимая позиции сторон. Педагогам предлагается проанализировать проблемную ситуацию мультфильма с помощью шести волшебных шляп. Но сначала рассказывается история о них. Жил-был давным-давно мастер-шляпник. Он изготавливал такие шляпы, которые делали людей привлекательными и уверенными. Но когда шляпник умер,шестеро детей получили в наследство эту мастерскую, где рядом с прочими они обнаружили шесть разноцветных шляп. Подумав, что это чей-то заказ они долго ждали хозяина этих шляп: шло время, а за ними так никто и не пришел. Тогда решили забрать их себе. Тут-то и начали происходить невероятные изменения с новыми хозяевами шляп. Надевший белую шляпу хорошо научился разбираться в фактах и цифрах, легко следил за хроникой событий, однако, все эмоции он утратил навсегда. Надевший черную шляпу стал все подвергать сомнению и критике, видеть во всем недостатки и отрицательные последствия. Владелица красной шляпы стала жить во власти эмоций. Она тонко чувствовала происходящее, но не всегда могла своими эмоциями управлять. Владелица желтой шляпы видела в окружающем мире только хорошее, ничто не могло повергнуть в уныние настоящую оптимистку. Владелец зеленой шляпы открыл в себе огромные творческие способности и жил во власти искусства. Владелец синей шляпы приобрел качества исследователя и научился извлекать из разных ситуаций жизненные уроки для себя. Когда дети шляпника через несколько лет собрались вместе, они пришли к выводу, что ни одна шляпа не может служить только одному владельцу, а, надевая их попеременно можно несказанно обогатиться, и, прежде всего, не материально, а морально. После прочтения истории участникам предлагается осуществить анализ жизненных ситуаций поочередно»надевая» каждую шляпу.
Обсуждают ситуацию инклюзивного образования в современном обществе.
6 Упражнение «Золотые правила»
Целью данного упражнения является закрепление навыка дивергентного мышления, и формулирование на этой основе правил толерантного поведения специфичных для педагогов. Правила оформляются в письменном виде.
7 Итоговая рефлексия «Закончи предложение»
Участникам предлагается резюмировать все вышесказанное, согласно теме семинара, закончив фразу «Инклюзивное образование (не) дает возможность. …»
8 Прощание «Добрые пожелания»
Участникам предлагается представить, что у них в руках волшебный цветик-семицветик, на котором остался один лепесток, и его нужно использовать, чтобы пожелать самое ценное, главное и необходимое всем участникам семинара, или кому-либо конкретно. Эстафета добрых пожеланий может проводиться по кругу или в свободном порядке, важно лишь, чтобы в роли человека, дарящего добрые слова, советы, пожелания оказался каждый участник.
Список литературы:
1 Пилипчук Л. С., Ковалева А. С. Инклюзивная культура педагога как показатель готовности к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. –2022. – 75-2. - С. 273-276
2 Пилипчук Л. С., Ковалева А. С. Создание толерантной среды и формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса: некоторые теоретические и практические аспекты //Мир науки, культуры, образования. –2018. – № 4 (71). - С. 266-268
3 Ковалева А. С. Анализ готовности педагогов к реализации инклюзивной практики обучающихся // Успехи науки 2017 - Сборник материалов международной научно-практической конференции. –2017. – 58-1. - С. 116-120
4 Мультфильм «Кастрюлька Анатоля»