Светлана Виноградова
Семинар для педагогов «Развитие речевых и высших психических функций»
Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развивается с прямым участием речи. С другой стороны, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций.
К сожалению, в последнее время мы всё чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами, как в речевом, так и в познавательном развитии. У таких детей, помимо проблем в речевом развитии, мы отмечаем нарушения в формировании основных психических процессов :
Публикация «Семинар для педагогов „Развитие речевых и высших психических функций“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- слабый уровень развития способности к воспроизведению последовательности;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;
- неточное понимание логико – грамматических конструкций;
- недостаточно развитое наглядно – образное мышление;
- низкий уровень ассоциативного мышления, трудности при подборе слов синонимов, антонимов;
- снижение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания;
- страдают все виды памяти;
- отмечается повышенная отвлекаемость и быстрая утомляемость;
- наблюдается излишняя двигательная активность или наоборот вялость детей.
Недоразвитие, несформированность психических функций у детей в свою очередь тормозит и мою коррекционно – логопедическую работу и образовательную деятельность педагогов.
Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.
Т. А. Ткаченко пришла к выводу, что психические процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией.
Я в своей логопедической практике очень широко использую и применяю параллельно с развитием речи детей игры и упражнения направленные на развитие ВПФ. На своих занятиях я включаю различные виды заданий, серии специальных игр и упражнений, направленных на коррекцию неречевых нарушений : внимания, памяти, восприятия и мышления.
Приведу примеры некоторых таких упражнений:
«Обведи по образцу». Выполняя это задание, у ребенка совершенствуется концентрация и распределение внимания, зрительное восприятие, совершенствуются графические навыки.
«Логические ряды». Дети учатся определять последовательность предметов, видеть закономерность чередования предметов в предложенном ряду. Предлагаю повторить заданную последовательность, продолжить или восстановить ряд. Параллельно автоматизирую поставленный звук – Р в речи (круг, квадрат, треугольник).
«Зашумленные картинки». Помогают развивать зрительное восприятие.
Конечно, данные методы не принесут сто процентных результатов и не устранят первопричины нарушений, но они очень полезны для развития детей. И если применять в комплексе традиционные методы коррекции и нейропсихологические упражнения, то это позволит улучшить у ребенка и память, и мышление и воображение, мелкую и крупную моторику, а также речь.