Лучший педагог года

Семинар для педагогов «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Катя Ананьева
Семинар для педагогов «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цели работы: изучить особенности и условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать понятие познавательного развития на основе психолого-педагогической, методологической литературы.

2. Выявить особенности развития познавательной сферы, у детей дошкольного возраста.

Публикация «Семинар для педагогов „Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление познавательной активности у детей является условием успешного развития личности в целом. Значительная часть содержания обучения в школе строится на применении таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видовыми понятиями. Ребенок получает более глубокие знания и понимание учебного материала, когда умеет активно обрабатывать в уме полученную информацию, используя приемы логического мышления.

1. Теоретические аспекты проблемы познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в когнитивных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием собственного опыта ребёнка и окружающей среды. Основой познавательного развития является совершенствование мыслительных способностей, а способности рассматриваются, как условия результативного овладения и выполнения деятельности. Познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов, поэтому важно развивать память, внимание, воображение и мышление.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гласит, что работа воспитателя должна быть направлена на развитие у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования [2. п. 1.4.7. ].

Мышление – высший процесс познания человека. Мышление является зарождением нового знания, активной формой творческого отражения и изменением действительности человеком. Наиболее значимым является становление умений наблюдать, сравнивать, выделять особенности предметов и явлений, классифицировать, обобщать и делать выводы.

Приобретенные в результате логического мышления приемы как способы познавательной деятельности необходимы для решения мыслительных задач и являются основой интеллектуального развития ребенка.

2. Сущность и определение понятия «познавательное развитие» у детей старшего дошкольного возраста.

В педагогическом словаре «познание» трактуется, как «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире» [1]. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка [2].

Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность) [3].

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное

развитие ребенка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных

процессов) - наглядного и логического мышления, произвольных внимания

восприятия, памяти, творческого воображения [4].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

2. Развитие познавательных действий, становление сознания;

3. Развитие воображения и творческой активности;

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На протяжении всего дошкольного периода познавательное развитие, наряду с игрой деятельностью, имеет огромное значение в становлении личности ребенка, в процессе его социализации.

Познавательное развитие существенно изменяется в соответствии с возрастом детей. Познавательно – исследовательская деятельность зарождается еще в раннем возрасте, а уже в старшем дошкольном возрасте становится ведущим видом деятельности. Ребенок пытается упорядочить свои представления о мире и социуме. Именно познавательные процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе [5].

К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности [6].

I стадия – любопытство.

Ребенок избирательно относится ко всем предметам. Первым толчком к познавательному развитию относится занимательность предмета, которой довольствуется ребенок. Например, в раннем возрасте ребенка привлекают яркие предметы, а его сущности внимание не уделяется. Как отмечает Е. А. Меньшикова: «Любопытный – тот, кто любит допытываться, дознаваться до всего без надобности и пользы, старается узнать и увидеть все без иной цели. Любопытствовать – желать узнать или увидеть что-либо. Любопытничать – быть любопытным, дознаваться и доискиваться до того, до чего нет дела» [7].

II стадия – любознательность.

Находясь на этой стадии, ребенок испытывает всю гамму эмоций – от удивления и до удовлетворенности деятельностью. Ребенок пытается выбраться за рамки уже раннее изученного. В качестве проявления любознательности можно выделить ряд вопросов, которые задает ребенок: «Почему небо голубое?», «Почему трава зеленая?», «Почему солнце светит?» и т. д. В этом случае особое значение приобретает умение взрослого отвечать на данные вопросы. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности [8].

III стадия – познавательный интерес.

На данной стадии ребенок избирательно нацелен на познаваемый объект. Существенное место занимают познавательные мотивы. Проявление познавательного интереса характеризуется стремлением самостоятельно отвечать на поставленный вопрос.

IV стадия – познавательная активность.

Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно – познавательного опыта. Ребенок удовлетворяет познавательную потребность с помощью поиска и выявления новых знаний.

В дошкольном возрасте можно выделить две категории знаний:

1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает в процессе повседневного общения с взрослыми и сверстниками, во время наблюдений и игр;

2. Знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на занятиях (математические знания, способы рисования и т. д.).

Система знаний включает в себя две зоны:

1. Зона устойчивых знаний;

2. Зона догадок и гипотез.

Вопросы детей – показатель развитости познавательной активности. Вопросы о назначение предметов, задания для того, чтобы получить помощь и одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания [9].

Каждый ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, что помогает ему адаптироваться к условиям внешней среды. Постепенно познавательная направленность перетекает в познавательную активность, т. е. ребенок ощущает внутреннюю готовность к познавательной деятельности.

Благодаря познавательной активности у ребенка складывается представление о мире. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

1. Познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);

2. Информация (накопленные опыт и достижения в процессе познания мира);

3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на предметы и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы взаимосвязаны между собой. Для полноценного познавательного развития ребенка педагогу необходимо работать со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное познавательное развитие. Познавательный интерес является эффективным и ведущим мотивом, побуждающим ребенка к овладению знаний. Познавательный интерес становится мотивом интеллектуальной деятельности, основой формирования пытливости ума. Также, для развития познавательной активности ребенка необходимо, чтобы его окружение имело стимулы, позволяющие познакомить детей со средствами и способами познания, развить его интеллект и обогатить знания о мире.

Следует понимать, что познание мира ребенком кардинально отличается от познания мира взрослым. Ребенок познает мир эмоциями, а взрослый – умом.

3. Особенности и условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – период психологического становления и взросления ребенка. Это период познания окружающей действительности, интенсивного развития творческих, физических и познавательных возможностей и способностей.

В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее. [10] К 6 годам ребенок осознает свое социальное «Я» и свое место в окружающей среде. Он понимает свои внутренние эмоции, переживания, формируется внутренняя позиция. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания [11].

Дошкольника начинает интересовать мнение окружающих людей о нем самом, как его оценивают. Исходя из этого, складывается устойчивая самооценка. В этот период особенно важна роль взрослого. Родители иногда предъявляют к ребенку завышенные требования, которые не всегда соответствуют его возрастным, физическим и психическим возможностям, при этом не учитываются его индивидуальные способности. Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе. [12] Из – за этого ребенок может стать неуверенным в себе.

Не стоит ограничивать ребенка в его действиях. Будь то спорт, рисование или другая деятельность, которая по душе ребенку. В этот возрастной период ребенок познает себя. Родителям стоит поддерживать ребенка во всех его начинаниях и интересоваться тем, чем он увлекается.

Продолжают развиваться познавательные мотивы и стремление быть похожим на взрослого. Ребенок пытается самоутвердиться среди своих сверстников, желая повысить свой статус среди них.

В старшем дошкольном возрасте ребенок испытывает главную потребность – потребность в общении. Ему важно общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Если сверстники не принимают ребенка в круг общения, то он испытывает дискомфорт и неуверенность в себе.

Также в этот период происходят значительные изменения высшей нервной деятельности. Развиваются основные нервные процессы – возбуждение и торможение. Ребенок становится менее утомляемым и более выносливым не только психически, но и физически.

У ребенка формируются представления о морали. Он может отличить хороший поступок от плохого поступка, имеет представление о добре и зле. Оценивая поступки сверстников, ребенок более требователен и категоричен, нежели к своему поведению.

В этом возрасте ребенок способен к рефлексии. Он может предугадать реакцию окружающих на его поведение или отдельный поступок. Также может наблюдаться демонстративное поведение ребенка. Он склонен к капризности и паясничеству, что является признаками кризиса семи лет. Ребенок в этом возрасте слишком чувствителен, эмоционально неустойчив с имеющейся быстрой сменой настроения.

По мнению О. Е. Смирновой, дошкольный возраст считается периодом расцвета детской познавательной активности [13]. Ребенок чаще задается интересующими его вопросами и старается найти на них ответы. Порой ребенок поражает окружающих своими вопросами и выдумками. Появляются предпосылки учебной деятельности. «В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира» [14].

У старших дошкольников развито наглядно – образное мышление, но постепенно формируется и словесно – логическое мышление. Совершенствуются мыслительные операции. Ребенок способен выделить свойства и отношения между окружающими его предметами. В 6 лет ребенок способен делать выводы. Он может установить причинно – следственные связи, дать характеристику предметам, применить полученный опыт при решении задач.

В данном возрасте ребенок включается в новый вид общения – внеситуативно – личностное общение. Оно предполагает разговоры об окружающих людях, о себе и человеческих отношениях. Ребенок овладевает основами культуры общения, проявляет интерес к речи собеседника, а в своей речи использует вербальные и невербальные средства общения.

Старший дошкольный возраст – период расцвета воображения. Ребенок может составить образ мысленно, по описанию, он уже умеет фантазировать, заранее создавая замысел. Необходима стимуляция воображения в разных видах деятельности, чтобы оно работало в полную силу.

Если говорить о внимании, то ребенок становится более сосредоточенным и может длительно заниматься разными видами деятельности. Целенаправленно ребенок может что – то запомнить или припомнить.

Ребенок исследует объекты окружающего его мира с помощью развитых в этом возрасте анализаторов. Ребенок знает и может назвать основные цвета и оттенки, сравнивает предметы по форме и различает их по величине. Совершенствуется восприятие пространства и времени.

К 7 годам у ребенка есть хоть и небольшой, но уже свой жизненный опыт. У каждого складывается свое представление о социальных нормах и требованиях, о внешнем мире и своей позиции в нем. С этими познаниями ребенок идет в школу. И задача взрослого в том, чтобы помочь ребенку сформировать новообразования, которые смогут позволить ему подняться на новую ступень развития.

Помимо всего прочего, взрослый участвует в формировании познавательной активности ребенка, ведь она не может сформироваться сама собой. Взрослый передает ребенку знаний, к которым он еще не может прийти самостоятельно.

К наиболее эффективным методам развития познавательной деятельности относят дидактические игры и проблемные ситуации.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. [15]

Взрослый учит ребенка игровой деятельности, знакомя его со способами игровых действий. Затем, ребенок, усвоив в общении с взрослым техники игры, переносит свои знания на другие ситуации. В игре развиваются способности ребенка, расширяются и обогащаются представления об окружающем мире. Исходя из этого, можно сказать, что игра носит развивающий характер. В дальнейшем помимо игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью [16].

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, а также формируются социально значимые черты личности. Тем самым, играя, ребенок учится без заранее обдуманного намерения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем».

В процессе игры ребенок решает мыслительные задачи, обходит трудности и может не заметить, что его учат. Взрослый может сам устанавливать правила игры в зависимости от поставленных задач.

Особенность дидактической игры в том, что она создана взрослыми для обучения и воспитания детей. В играх дети учатся сопереживать товарищу, помогать, уступать другому, что способствует развитию коллективизма.

Особую ценность в наше время имеет способность самостоятельно и творчески мыслить. Научить ребенка думать и рассуждать можно лишь в ситуации, требующей осмысления.

Проблемная ситуация – ситуация, в которой ребенок самостоятельно стремится решить трудные задачи. Проблемная ситуация делает образовательный процесс интересным для ребенка, оживляет его, подталкивая ребенка к продуктивной деятельности. Дошкольник должен оказаться в проблемной ситуации и сам попытаться найти выход из нее.

Для создания проблемной ситуации нужно сформулировать вопросы так, что они вызвали у ребенка активную мозговую деятельность, что приведет к решению задачи, а для этого нужно знать особенности каждого ребенка.

Находясь в проблемной ситуации, ребенок задет вопросы взрослым и сверстникам, наблюдает и экспериментирует, проявляет любознательность.

Этапы решения проблемной ситуации:

I. Поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия.

На этом этапе ребенок растерян. Он перебрал все способы решения проблемы, но ни один не подошел.

II. Решение проблемы.

Ребенок ищет новые знания в различных источниках и выдвигает гипотезу.

III. Проверка и доказательство гипотезы.

Ребенком строится система доказательств, обосновывающая решении, выдвигается вывод.

Поместить ребенка в проблемную ситуацию можно на прогулке, в режимных моментах, в НОД. Создавая проблемные ситуации, мы учим ребенка искать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и приучаем не бояться совершить ошибку. Боясь сделать ошибку, ребенок начинает искать пути решения проблемы не самостоятельно, а при помощи взрослых. Он будет решать только легкие проблемы, что может привести к задержке в умственном развитии.

Математика начинает не со счета и цифр, а с загадок и проблем. Чтобы у ребенка развивалась познавательная активность, нужно, чтобы дошкольник почувствовал удивление и любопытство. Только благодаря преодолению трудностей, решению проблем, ребенок войдет в мир творчества.

Список используемых источников

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.

2. Смирнова, А. Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста и с задержкой психического развития / А. Н. Смирнова // Научная статья. -2014 - № 5 -С. 77-82.

3. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2000 C, 51.

4. Микерина, А. С. Методика Познавательного развития детей дошкольного возраста/А. С. Микерина// Вестник Бурятского государственного университета. - 2014 - № 4-1. - С. 33.

5. Романова И. В. Диалог взрослых в детском саду: Статья вторая. Система методической работы с педагогами / И. В. Романова // Дошкольное воспитание. - 2011 - № 3 - С. 43.

6. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 2005. —160 с.

7. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. 2009.№ 1(79) С. 87-98.

8. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. М. : Просвещение, 1971г. 352 с.

9. Реан А. А. Психология детства / - Москва: Мысль, 2013 – С. 44.

10. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. — М. : Владос, 2003. С. 124.

11. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. СПб. : Питер, 2009 304 с.

12. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. /Ред. -сост. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

13. Смирнова Е. О. «Психология ребенка» Учебник для педагогических училищ и вузов. М. : Школа-Пресс, 1997 (С. 224) 337 с.

14. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования» 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 2004 164 с.

15. Козлова С. Н., Куликова С. Н. Дошкольная педагогика — Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2001 с. 236.

16. Лобанова Е. А. Организация Развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: учебно-методическое пособие. Балашов, 2005 61 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Практическое познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Фруктовый коктейль Микс»Практическое познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Фруктовый коктейль Микс» Логинова Екатерина Викторовна Цель: Закрепить знания детей о фруктах и о том, каким необычным способом их можно использовать. Задачи: 1. Развивать.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 сентября 2023 в 16:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД