Катя Ананьева
Семинар для педагогов «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели работы: изучить особенности и условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать понятие познавательного развития на основе психолого-педагогической, методологической литературы.
2. Выявить особенности развития познавательной сферы, у детей дошкольного возраста.
Публикация «Семинар для педагогов „Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление познавательной активности у детей является условием успешного развития личности в целом. Значительная часть содержания обучения в школе строится на применении таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видовыми понятиями. Ребенок получает более глубокие знания и понимание учебного материала, когда умеет активно обрабатывать в уме полученную информацию, используя приемы логического мышления.
1. Теоретические аспекты проблемы познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в когнитивных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием собственного опыта ребёнка и окружающей среды. Основой познавательного развития является совершенствование мыслительных способностей, а способности рассматриваются, как условия результативного овладения и выполнения деятельности. Познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов, поэтому важно развивать память, внимание, воображение и мышление.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гласит, что работа воспитателя должна быть направлена на развитие у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования [2. п. 1.4.7. ].
Мышление – высший процесс познания человека. Мышление является зарождением нового знания, активной формой творческого отражения и изменением действительности человеком. Наиболее значимым является становление умений наблюдать, сравнивать, выделять особенности предметов и явлений, классифицировать, обобщать и делать выводы.
Приобретенные в результате логического мышления приемы как способы познавательной деятельности необходимы для решения мыслительных задач и являются основой интеллектуального развития ребенка.
2. Сущность и определение понятия «познавательное развитие» у детей старшего дошкольного возраста.
В педагогическом словаре «познание» трактуется, как «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире» [1]. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка [2].
Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность) [3].
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное
развитие ребенка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных
процессов) - наглядного и логического мышления, произвольных внимания
восприятия, памяти, творческого воображения [4].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
2. Развитие познавательных действий, становление сознания;
3. Развитие воображения и творческой активности;
4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На протяжении всего дошкольного периода познавательное развитие, наряду с игрой деятельностью, имеет огромное значение в становлении личности ребенка, в процессе его социализации.
Познавательное развитие существенно изменяется в соответствии с возрастом детей. Познавательно – исследовательская деятельность зарождается еще в раннем возрасте, а уже в старшем дошкольном возрасте становится ведущим видом деятельности. Ребенок пытается упорядочить свои представления о мире и социуме. Именно познавательные процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе [5].
К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности [6].
I стадия – любопытство.
Ребенок избирательно относится ко всем предметам. Первым толчком к познавательному развитию относится занимательность предмета, которой довольствуется ребенок. Например, в раннем возрасте ребенка привлекают яркие предметы, а его сущности внимание не уделяется. Как отмечает Е. А. Меньшикова: «Любопытный – тот, кто любит допытываться, дознаваться до всего без надобности и пользы, старается узнать и увидеть все без иной цели. Любопытствовать – желать узнать или увидеть что-либо. Любопытничать – быть любопытным, дознаваться и доискиваться до того, до чего нет дела» [7].
II стадия – любознательность.
Находясь на этой стадии, ребенок испытывает всю гамму эмоций – от удивления и до удовлетворенности деятельностью. Ребенок пытается выбраться за рамки уже раннее изученного. В качестве проявления любознательности можно выделить ряд вопросов, которые задает ребенок: «Почему небо голубое?», «Почему трава зеленая?», «Почему солнце светит?» и т. д. В этом случае особое значение приобретает умение взрослого отвечать на данные вопросы. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности [8].
III стадия – познавательный интерес.
На данной стадии ребенок избирательно нацелен на познаваемый объект. Существенное место занимают познавательные мотивы. Проявление познавательного интереса характеризуется стремлением самостоятельно отвечать на поставленный вопрос.
IV стадия – познавательная активность.
Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно – познавательного опыта. Ребенок удовлетворяет познавательную потребность с помощью поиска и выявления новых знаний.
В дошкольном возрасте можно выделить две категории знаний:
1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает в процессе повседневного общения с взрослыми и сверстниками, во время наблюдений и игр;
2. Знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на занятиях (математические знания, способы рисования и т. д.).
Система знаний включает в себя две зоны:
1. Зона устойчивых знаний;
2. Зона догадок и гипотез.
Вопросы детей – показатель развитости познавательной активности. Вопросы о назначение предметов, задания для того, чтобы получить помощь и одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания [9].
Каждый ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, что помогает ему адаптироваться к условиям внешней среды. Постепенно познавательная направленность перетекает в познавательную активность, т. е. ребенок ощущает внутреннюю готовность к познавательной деятельности.
Благодаря познавательной активности у ребенка складывается представление о мире. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
1. Познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
2. Информация (накопленные опыт и достижения в процессе познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на предметы и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы взаимосвязаны между собой. Для полноценного познавательного развития ребенка педагогу необходимо работать со всеми тремя компонентами познавательной сферы.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное познавательное развитие. Познавательный интерес является эффективным и ведущим мотивом, побуждающим ребенка к овладению знаний. Познавательный интерес становится мотивом интеллектуальной деятельности, основой формирования пытливости ума. Также, для развития познавательной активности ребенка необходимо, чтобы его окружение имело стимулы, позволяющие познакомить детей со средствами и способами познания, развить его интеллект и обогатить знания о мире.
Следует понимать, что познание мира ребенком кардинально отличается от познания мира взрослым. Ребенок познает мир эмоциями, а взрослый – умом.
3. Особенности и условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – период психологического становления и взросления ребенка. Это период познания окружающей действительности, интенсивного развития творческих, физических и познавательных возможностей и способностей.
В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее. [10] К 6 годам ребенок осознает свое социальное «Я» и свое место в окружающей среде. Он понимает свои внутренние эмоции, переживания, формируется внутренняя позиция. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания [11].
Дошкольника начинает интересовать мнение окружающих людей о нем самом, как его оценивают. Исходя из этого, складывается устойчивая самооценка. В этот период особенно важна роль взрослого. Родители иногда предъявляют к ребенку завышенные требования, которые не всегда соответствуют его возрастным, физическим и психическим возможностям, при этом не учитываются его индивидуальные способности. Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе. [12] Из – за этого ребенок может стать неуверенным в себе.
Не стоит ограничивать ребенка в его действиях. Будь то спорт, рисование или другая деятельность, которая по душе ребенку. В этот возрастной период ребенок познает себя. Родителям стоит поддерживать ребенка во всех его начинаниях и интересоваться тем, чем он увлекается.
Продолжают развиваться познавательные мотивы и стремление быть похожим на взрослого. Ребенок пытается самоутвердиться среди своих сверстников, желая повысить свой статус среди них.
В старшем дошкольном возрасте ребенок испытывает главную потребность – потребность в общении. Ему важно общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Если сверстники не принимают ребенка в круг общения, то он испытывает дискомфорт и неуверенность в себе.
Также в этот период происходят значительные изменения высшей нервной деятельности. Развиваются основные нервные процессы – возбуждение и торможение. Ребенок становится менее утомляемым и более выносливым не только психически, но и физически.
У ребенка формируются представления о морали. Он может отличить хороший поступок от плохого поступка, имеет представление о добре и зле. Оценивая поступки сверстников, ребенок более требователен и категоричен, нежели к своему поведению.
В этом возрасте ребенок способен к рефлексии. Он может предугадать реакцию окружающих на его поведение или отдельный поступок. Также может наблюдаться демонстративное поведение ребенка. Он склонен к капризности и паясничеству, что является признаками кризиса семи лет. Ребенок в этом возрасте слишком чувствителен, эмоционально неустойчив с имеющейся быстрой сменой настроения.
По мнению О. Е. Смирновой, дошкольный возраст считается периодом расцвета детской познавательной активности [13]. Ребенок чаще задается интересующими его вопросами и старается найти на них ответы. Порой ребенок поражает окружающих своими вопросами и выдумками. Появляются предпосылки учебной деятельности. «В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира» [14].
У старших дошкольников развито наглядно – образное мышление, но постепенно формируется и словесно – логическое мышление. Совершенствуются мыслительные операции. Ребенок способен выделить свойства и отношения между окружающими его предметами. В 6 лет ребенок способен делать выводы. Он может установить причинно – следственные связи, дать характеристику предметам, применить полученный опыт при решении задач.
В данном возрасте ребенок включается в новый вид общения – внеситуативно – личностное общение. Оно предполагает разговоры об окружающих людях, о себе и человеческих отношениях. Ребенок овладевает основами культуры общения, проявляет интерес к речи собеседника, а в своей речи использует вербальные и невербальные средства общения.
Старший дошкольный возраст – период расцвета воображения. Ребенок может составить образ мысленно, по описанию, он уже умеет фантазировать, заранее создавая замысел. Необходима стимуляция воображения в разных видах деятельности, чтобы оно работало в полную силу.
Если говорить о внимании, то ребенок становится более сосредоточенным и может длительно заниматься разными видами деятельности. Целенаправленно ребенок может что – то запомнить или припомнить.
Ребенок исследует объекты окружающего его мира с помощью развитых в этом возрасте анализаторов. Ребенок знает и может назвать основные цвета и оттенки, сравнивает предметы по форме и различает их по величине. Совершенствуется восприятие пространства и времени.
К 7 годам у ребенка есть хоть и небольшой, но уже свой жизненный опыт. У каждого складывается свое представление о социальных нормах и требованиях, о внешнем мире и своей позиции в нем. С этими познаниями ребенок идет в школу. И задача взрослого в том, чтобы помочь ребенку сформировать новообразования, которые смогут позволить ему подняться на новую ступень развития.
Помимо всего прочего, взрослый участвует в формировании познавательной активности ребенка, ведь она не может сформироваться сама собой. Взрослый передает ребенку знаний, к которым он еще не может прийти самостоятельно.
К наиболее эффективным методам развития познавательной деятельности относят дидактические игры и проблемные ситуации.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. [15]
Взрослый учит ребенка игровой деятельности, знакомя его со способами игровых действий. Затем, ребенок, усвоив в общении с взрослым техники игры, переносит свои знания на другие ситуации. В игре развиваются способности ребенка, расширяются и обогащаются представления об окружающем мире. Исходя из этого, можно сказать, что игра носит развивающий характер. В дальнейшем помимо игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью [16].
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, а также формируются социально значимые черты личности. Тем самым, играя, ребенок учится без заранее обдуманного намерения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем».
В процессе игры ребенок решает мыслительные задачи, обходит трудности и может не заметить, что его учат. Взрослый может сам устанавливать правила игры в зависимости от поставленных задач.
Особенность дидактической игры в том, что она создана взрослыми для обучения и воспитания детей. В играх дети учатся сопереживать товарищу, помогать, уступать другому, что способствует развитию коллективизма.
Особую ценность в наше время имеет способность самостоятельно и творчески мыслить. Научить ребенка думать и рассуждать можно лишь в ситуации, требующей осмысления.
Проблемная ситуация – ситуация, в которой ребенок самостоятельно стремится решить трудные задачи. Проблемная ситуация делает образовательный процесс интересным для ребенка, оживляет его, подталкивая ребенка к продуктивной деятельности. Дошкольник должен оказаться в проблемной ситуации и сам попытаться найти выход из нее.
Для создания проблемной ситуации нужно сформулировать вопросы так, что они вызвали у ребенка активную мозговую деятельность, что приведет к решению задачи, а для этого нужно знать особенности каждого ребенка.
Находясь в проблемной ситуации, ребенок задет вопросы взрослым и сверстникам, наблюдает и экспериментирует, проявляет любознательность.
Этапы решения проблемной ситуации:
I. Поиск средств анализа условий проблемы с актуализацией прежних знаний и способов действия.
На этом этапе ребенок растерян. Он перебрал все способы решения проблемы, но ни один не подошел.
II. Решение проблемы.
Ребенок ищет новые знания в различных источниках и выдвигает гипотезу.
III. Проверка и доказательство гипотезы.
Ребенком строится система доказательств, обосновывающая решении, выдвигается вывод.
Поместить ребенка в проблемную ситуацию можно на прогулке, в режимных моментах, в НОД. Создавая проблемные ситуации, мы учим ребенка искать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и приучаем не бояться совершить ошибку. Боясь сделать ошибку, ребенок начинает искать пути решения проблемы не самостоятельно, а при помощи взрослых. Он будет решать только легкие проблемы, что может привести к задержке в умственном развитии.
Математика начинает не со счета и цифр, а с загадок и проблем. Чтобы у ребенка развивалась познавательная активность, нужно, чтобы дошкольник почувствовал удивление и любопытство. Только благодаря преодолению трудностей, решению проблем, ребенок войдет в мир творчества.
Список используемых источников
1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.
2. Смирнова, А. Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста и с задержкой психического развития / А. Н. Смирнова // Научная статья. -2014 - № 5 -С. 77-82.
3. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2000 C, 51.
4. Микерина, А. С. Методика Познавательного развития детей дошкольного возраста/А. С. Микерина// Вестник Бурятского государственного университета. - 2014 - № 4-1. - С. 33.
5. Романова И. В. Диалог взрослых в детском саду: Статья вторая. Система методической работы с педагогами / И. В. Романова // Дошкольное воспитание. - 2011 - № 3 - С. 43.
6. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 2005. —160 с.
7. Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. 2009.№ 1(79) С. 87-98.
8. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. М. : Просвещение, 1971г. 352 с.
9. Реан А. А. Психология детства / - Москва: Мысль, 2013 – С. 44.
10. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. — М. : Владос, 2003. С. 124.
11. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. СПб. : Питер, 2009 304 с.
12. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. /Ред. -сост. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
13. Смирнова Е. О. «Психология ребенка» Учебник для педагогических училищ и вузов. М. : Школа-Пресс, 1997 (С. 224) 337 с.
14. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования» 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 2004 164 с.
15. Козлова С. Н., Куликова С. Н. Дошкольная педагогика — Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2001 с. 236.
16. Лобанова Е. А. Организация Развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: учебно-методическое пособие. Балашов, 2005 61 с.