Сидорова Яна Николаевна
Семинар для педагогов «Обучение чтению с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Семинар для педагогов на тему :
«Обучение чтению с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича»
Разработала: воспитатель:
Сидорова Я. Н.
г. Шарыпово, 2024 год
1 слайд
Семинар для педагогов на тему :
Публикация «Семинар для педагогов „Обучение чтению с использованием развивающих игр В, В, Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
«Обучение чтению с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича»
Разработала: воспитатель МБДОУ №22 «Журавушка» Сидорова Яна Николаевна
2 слайд
Цель семинара : повышение компетентности педагогов в вопросах теоретического и практического использования развивающих пособий В. В. Воскобовича направленных на для обучение чтению детей дошкольного возраста.
Задачи:
познакомить педагогов с развивающими пособиями В. В. Воскобовича, их особенностями и методами работы с ними;
повысить интерес к данной технологии и авторским играм; желание применять полученные знания в своей практической деятельности.
Оборудование: Игровые пособия В. В. Воскобовича :«Шнур - Малыш», «Складушки», «Игровизор» «Теремки Ларчик «Город говорящих попугаев»», схемы, методические пособия к играм, проектор, презентация по теме семинара.
Предварительная работа: Прохождение серии вебинаров «Чтение через игру» В. В. Воскобовича, изучение литературы из разных источников по данной теме; внедрение и использование данной технологии в своей работе с детьми, приобретение методической литературы, приобретение игровых пособий, а так же изготовление пособий своими руками.
План:
1. Вступление
- Цель
- Задачи
2. Теоретическая часть:
- Актуальность
- Теория
3. Рефлексия.
Ход:
3 слайд
2) Теоретическая часть.
Актуальность:
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной, так как современное образование предъявляет повышенные требования к детям, поступающим в первый класс.
Обучение дошкольника основам грамоты и чтения является сложным и ответственным моментом для развития ребенка. Как показывает практика, дети, которые умеют читать, легче усваивают учебный материал и быстрее адаптируются к новым условиям. Дети более уверены в своих возможностях, что позволяет им стать успешными в обучении.
Все мы знаем что игра- это основной вид деятельности дошкольника, и как не через игру мы можем обучить чтению ребёнка.
В этом нам может помочь комплект развивающих игр В. Воскобовича. Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. В ходе игр дети получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Дети в игровой форме осваивают азы чтения, а также учатся общению и взаимопониманию. Каждую развивающую игру В. Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее освоить то чему он учится через игру. В сюжете сказки дети помогают героям Царства "Попугавия", главным персонажем которого является "Король Попугай", выполняя различные задания и упражнения.
В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, происходит развитие фонематического слуха, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием.
4 слайд
В своей деятельности для обучения детей чтению, я использую такие пособия, как «Шнур - Малыш», «Складушки», «Игровизор», «Теремки Ларчик», схемы и методические пособия к ним.
Для удобства я разработала рабочую программу кружка «Читайка», по перспективному плану которой один раз в неделю провожу занятия по обучению основам грамотности и чтению детей дошкольного возраста, с использованием игровых и методических пособий В. В. Воскобовича.
Обучение с использованием данной технологии происходит через игровые ситуации.
5 слайд
В Фиолетовом лесу есть город «Говорящих попугаев», в котором живут буквы и звуки. Попугаи Эник, Бэник и Веник министры гласных, твёрдых и мягких согласных.
6 слайд
Знакомится с гласными буквами, нам помогают забавные шуты-акробаты Арлекин, Орлекин, Урлекин и т. д. Дети с удовольствием поют их любимые песенки и дарят цирковым артистам слова с их любимыми звуками.
7 слайд
Для лучшего запоминания графического изображения букв, дети выкладывают их на коврографе с помощью разноцветной липкой верёвочки, собирают из чудо-конструктора «Шнур - Малыш». Конструктор полезен в период знакомства ребенка с буквами. У ребенка в процессе игры есть возможность проводить тактильный и оптический анализ букв.
Конструктор помогает в формировании первых навыков чтения. Ребенок не просто запоминает внешний вид буквы, а «создает» ее своими руками. Таким образом, в обучении задействованы все виды памяти.
8 слайд
Используя пособие «Складушки» мы поем песенки, Лопушок и дядя Слава знакомят нас с гласными и согласными звуками, мы отрабатываемнавык слияния звуков в слоги и обучаемся чтению по складовойсистеме.
9 слайд
С помощью игры «Игровизор» путешествуем по лабиринтам букв с Околесиком,тем самымобучаемся чтению и готовим руку к письму.
А сейчас я расскажу вам подробно, что представляют собойразвивающие пособия, которые я использую.
10 слайд
«Теремки Воскобовича Ларчик»
Пособие "Теремки Ларчик" состоит из ковролинового игрового поля, сказочных образов попугаев на картоне и 91 модульного элемента с креплением на липучках: буквы (красные, синие, зеленые, а также комплект для звукового анализа — колокольчики, знаки отрицания, молоточки. "Теремки Ларчик"— предназначен для проведения фронтальных занятий для обучения грамоте и чтению детей дошкольного возраста.
Вместе с игровым пособием идет методическое пособие, в котором предложены различные игры.
Цель данного пособия: подготовка к обучению грамоте и формирование первоначальных навыков чтения у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Обучение проводится поэтапно : сначала знакомство с буквами, затем чтение слогов и слов, постепенное объединение слов в целые фразы и тексты. Процесс обучения чтения превращается в интересную игру и полностью построен на использовании игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик».
Обучение детей чтению и подготовке руки к письму осуществляется в три этапа.
Первый этап:
Первый этап предполагает знакомство со звуками и буквами, дифференциацию звуков на согласные и гласные звуки и буквы, разделение согласных на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
На первом этапе можно использовать такие игры, как:
11 слайд
«День рождения буквы»
Все буквы закрыты разноцветными квадратами – «окошки». При знакомстве с буквой «окошко» открывается, и буква появляется.
В этой игровой ситуации есть возможность моделировать буквы с помощью авторского приема В. Воскобовича «Верёвочкины сказки».
12 слайд
«Веревочкины сказки»
Например: Сказка про букву «А».
Перебравшись через озеро, гусеница попала на небольшой луг. На лугу паслись козы и коровы, и стоял маленький шалашик для пастуха. Ей стало интересно, кто же живет в этом шалашике. Тогда гусеница заползла на него и встала параллельно земле, но ничего не увидела. Зато проходящий мимо пастух увидел, что из его шалаша возникла буква А. (на Коврографе прикрепляется веревочка в виде «шалашика», вторая веревочка прикрепляется рядом прямой горизонтальной линией. Затем горизонтальная линия накладывается на «шалашик» по середине, создавая букву «А)»
13 слайд
«Посели букву»
Ребенок по словесной инструкции находит «адрес» буквы, открывает «окошко» (разноцветный квадрат) и прикрепляет букву. Например, буква Л живет в лиловом теремке, на втором этаже.
14 слайд
«Кто первый» («Кто последний»)
Сказочный герой называет слово или показывает картинку, ребенок определяет первый (последний) звук в слове и находит соответствующую букву.
15 слайд
«Собери команду»
С помощью Круговерта веревочками на игровом поле «рисуем» два круга (красный, синий). Ребенок берет букву, ориентируясь на характеристику звука (гласный, согласный, ставит букву в соответствующий круг. Используем буквы фиолетового цвета.
Интересны ситуации с разноцветными квадратами.
Второй этап:
Второй этап предполагает освоение дошкольниками слияние букв и знакомство со слогами. Дети знакомятся с согласными и гласными буквами, учатся складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Ребенок, играя с ними, узнает значение незнакомых слов, постигает в процессе игры алгоритм словообразования, придумывает новые слова, знакомится с орфографическими исключениями родного языка. Дети любят слушать сказки о приключениях букв. Такая форма через сказку позволяет вести необычные сказочные ситуации, к примеру, в таких играх:
16 слайд
«Песенки гласных»
Буквы гласных звуков любят «ходить» друг другу в гости. Ребенок берет букву из «волшебного мешочка» и прикрепляет ее перед или после буквы, «живущей» в синем или зеленом теремке; поет слияние гласных.
17 слайд
«Слоговая снежинка»
Используя разноцветные веревочки, в центре игрового поля рисуем снежинку. Помещаем любую согласную букву. На концах лучей – буквы гласных звуков. Ребенок проводит пальцем по выбранному лучику и читает прямые и обратные слоги.
18слайд
«Зашифрованная дорожка»
Сказочный герой отправляется в гости к своему другу по зашифрованной дорожке. На игровом поле расставлены буквы. Ребенок читает слог на карточке, соединяет стрелочками соответствующие буквы и помогает герою пройти по зашифрованной дорожке. Карточка: НИ – ИТ – ТЯ – ЯК – КЮ. Усложнение: ребенок не просто проходит, но и запоминает маршрут, называя без карточки и подсказки слоговую дорожку. Ребенок может пройти дорожку в обратном направлении, прочитав полученные слоги (ЮК – КЯ – ЯТ – ТИ – ИН).
Третий этап:
На третьем этапе дошкольники осваивают слоговое чтение и чтение простых слов.
На данном этапе можно использовать такие игры, как:
19 слайд
«Начало, середина, конец»
Черепашки играют с детьми. Прикрепляем к игровому полю, соединяя между собой (горизонтально) три черепашки одного размера. Это схема слова. Первая черепашка – это начало слова, вторая – середина, третья – конец. Черепашка показывает картинку и называет звук, а ребенок определяет позицию звука в слове и прикрепляет кружок определенного цвета (синий, красный, зеленый) над соответствующей черепашкой.
20 слайд
«Буква потерялась»
На игровом поле составляем слова из трех букв (ДОМ, СУП, КИТ). На месте буквы, обозначающей гласный звук, прикрепляем кружок. Ребенок определяет, какой гласный звук отсутствует в слове, прикрепляет соответствующую букву, читает слово.
21 слайд
«Бинокль»
Попугай Эник не мог отличить одну букву от другой на поле царства «Попугавия» (сказочный герой составляет на игровом поле слово. Слева и справа от него прикрепляет разные буквы). Его друг, попугай Бэник решил помочь другу и подарил ему бинокль. Эник посмотрел в бинокль и сразу прочитал слово. А вы, ребята, сможете найти спрятанное слово? Ребенок берет воображаемый бинокль, находит «спрятанное» слово, под каждой буквой найденного слова прикрепляет кружок и читает его. Например, ПРВАДОМКЧ (ДОМ).
22 слайд
«Расшифруй слово»
Каждый этап освоения навыков чтения сопровождается игровыми ситуациями. Так, например, при обучении детей составлению схем выбирается ряд картинок с написанными на них названиями предметов. На ковре выкладывается звуковая схема названия предмета. Детям предлагается помочь сказочным героям найти правильную схему и картинку, соединив их веревочкой. Задание может показаться скучным, но герои-попугаи все время забавляют детей смешными фразами.
Так в игровой форме, незатейливо дети знакомятся с начальными навыками чтения.
Когда дети уже овладели навыками чтения отдельных слов икоротких предложений, пособие можно использовать и для развития речевых навыков : грамматического строя речи (согласование различных частей речи, словообразование, подбор родственных слов, связной речи.
23 слайд
«Складушки»
Следующая игра, представляет собой двадцать одну карточку с аудиозаписями песен. Это игра, предназначенная для обучения детей чтению по складовой системе. Она хороша для детей, которые любят смотреть картинки в книжках, слушать стихи и песенки. Таким детям обучение чтению по иллюстрированным карточкам будет в радость.
Персонаж Лопушок помогает нам при изучении гласных и согласных звуков используемых в пособии «Складушки». При помощи песенного материала закрепляется акустическое звучание, повышается настроение.
24 слайд
Первая карточка, самая главная, содержит только гласные звуки. В центре располагается рисунок, на котором изображены дети. Мальчик и девочка собирают гласные звуки в лукошко. Вокруг летают окошки внутри которых буквы А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Под рисунком располагается «главная песенка», где красным цветом выделены все ударные гласные. По бокам картинки четко написаны те же буквы, что и на рисунке, но в определенном порядке: слева – гласные, которые делают стоящие перед ним согласный твердым, а справа – мягким. Предлагаю вашему вниманию гласную песенку. (включить песенку Гласные звуки).
25 слайд
Остальные двадцать карточек построены по тому же принципу. Только по бокам картинки располагаются уже не только гласные, а слияние с согласными. Такие слияния и называются складами.
Все стихи – это слова песенок, которые записаны на диске, прилагаемом к книжке с карточками. Это хороший материал при отработке навыка слияния звуков в слоги так же для развития фонематического слуха.
Все карточки игры могут быть преподнесены ребенку как домики одного городка под названием Складинск, а все герои песенок-стихов как его жители. По такому загадочному городу и предстоит путешествие. Целесообразно предлагать детям по одной карточке и начинать знакомство с ней с картинки.
26 слайд
Например, можно рассмотреть, что нарисовано, задать детям вопросы, что изображено на рисунке, что там происходит. Например, открыв страничку с буквой «Ц», спросите ребят, кого они видят на картинке. В зависимости от возраста поинтересоваться, как лошадка говорит, как цокает или почему она так красиво одета (или что такое сбруя и попона). Поговорить с ними о цирке и зрителях, которые изображены на заднем фоне. Можно придумать лошадке имя, сочинить про нее короткую сказку.
Познакомиться с песенкой (точнее, с двумя песенками: первая будет смысловая, вторая – слоговая). Показывать пальцем, какая строчка поется. Со второго, третьего занятия дети хорошо улавливают на слух момент, когда нужно начинать следить за строкой и делают это самостоятельно.
Затем начинать работу, касающуюся непосредственно чтения. Важно четко произносить слияния, сначала – расположенные слева, потом – справа. Согласные отдельные звуки нужно читать отрывисто, а сочетания с ними так, как будто это коротенькие слова из двух букв.
Предложить ребятам самостоятельно найти услышанные слоги. Прочитать вместе. Петь песни можно с любимыми игрушками. Можно добавить движения, чтобы долго не сидеть на одном месте.
27 слайд
«Шнур-Малыш»
Следующее пособие «Шнур-Малыш» представляет собой шнуровку тренажер, целью которого является:развитие мелкой моторики, ориентировкив пространстве, совершенствование интеллекта, подготовка к чтению.
Перед игрой прочитывается сказочная история Филимона Коттерфильда, знаменитого факира: детям показывают основные приемы работы со шнурком. Он может огибать кнопку, закручивать вокруг «Кнопки» или продевать сквозь нее. К игре прилагается схема – это варианты дорожек, узоров и изображений.
Под звук фанфар на арену цирка выходит фокусник, он поднимает вверх сверкающий щит. взмахивает жезлом. из корзины выползают змеи (красного, синего, зеленого, цветов и начинают выписывать разные трюки).
28 слайд
Дети работают со Шнуром – Малышом, прописывают буквы – А, О, Ы, И, Я.
Фокусы продолжаются и Филимон в свою волшебную шляпу собирает слова со звуками: «А» - в начале слова: артист, аист; в середине слова – камень.
Конструктор букв помогает в формировании первых навыков чтения. Ребенок не просто запоминает внешний вид буквы, а «создает» ее своими руками. Таким образом, в обучении задействованы все виды памяти.
С помощью данной игры можно изобразить любую букву и дать характеристику каждому звуку и обозначают букву нужным цветом. Синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный, красный – гласный. Букву дети могут изображать по схеме, по собственному замыслу и по словесной инструкции педагога.
29 слайд
«Лабиринты букв»+ «Игровизор»
Последнее пособие, которое я вам сегодня представлю «Лабиринты букв»(гласные, согласные, котороеиспользуюется вместе с пособием «Игровизор».
Лабиринты букв (выпуск 1. Гласные) и «Лабиринты букв» (выпуск 2. Согласные)–это альбомы в которых можно подготовить детей к обучению чтению, развить навыки чтения, подготовить руку к письму и развить интеллект.
30 слайд
В альбоме множество лабиринтов. Герой Околесик любит кататься по разным лабиринтам на волшебных роликах, предлагает детям предлагает детям с помощью волшебного маркера, пройти с ним лабиринты. Дети вооружаются маркером, и начинают их прохождение с домика-стрелочки.
Для прохождения лабиринтов рекомендуется использовать графический тренажер Игровизор. Это папка с прозрачным верхним листом-экраном, на котором можно рисовать маркером и потом стирать обычной салфеткой. Это дает возможность многократно использовать каждый лист с заданием, исправлять ошибки,а следовательно снимается психоэмоциональное напряжение, и процесс обучения проходит более успешно.
Задания в альбомах направлены на формирование моторного образа буквы, знакомство с гласными и согласными звуками, соотнесение их с буквами, тренировку навыков чтения. Ребенок вкладывает лабиринт с заданием под прозрачный экран и выполняет его. Находит и обводит нужные буквы, собирает на ниточку буквы и целые слова.
Примеры игр:
31 слайд
1. Ищем путь от входа к главной букве лабиринта, не задевая бусинки с буквами.
32 слайд
2. Ищем путь от входа к главной букве проходя через бусинки с буквой.
33 слайд
3. Чистое прохождение к картинкам, не задевая бусинок с буквами.
34 слайд
4. Собираем слова из бусинок.
35 слайд
5. Теремок с буквами. Находим буквы и строим слова, обводим нужную.
36 слайд
6. Тир. Определяем букву, зная номер столбца и номер строки. И составляем слово.
Дети с помощью маркера находят нужный ряд и столбик, их пересечение показывает букву:
Например: Третий ряд и третий столбик – буква «К», слова: кот, каша, мука, мак. Пятый ряд, пятый столбик – буква «Д», слова – дом, дым, погода, города, труд. Шестой ряд, второй столбик, буква «Ш», слова – школа, шарф, каша, марш.
37 слайд
Так же можно обводить по контуру печатные буквы.
38 слайд
3. Рефлексия:
И в заключение своего семинара, уважаемые коллеги, я хотела бы сказать словами «Давайте играть, читаючи, чтобы читать, играючи». Надеюсь, что вам понравилось, и вы нашли для себя, что - то новое, интересное, и может быть, кто из вас захочет использовать данную технологию в своей работе, для развития у детей основ грамотности и чтения.
Спасибо за внимание!