Матрена Кучутова
Семинар для педагогов «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества ДО»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей.
1 слайд. Тема: Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования.
2 слайд. Цель семинара : повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов, выработка единой педагогической позиции.
Публикация «Семинар для педагогов „Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества ДО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3 слайд. Инновационные технологии. Это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях, они сочетают прогрессивные креативные технологии и элементы образования.
4 слайд. Педагогическая технология. Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Лихачев. Б. Т).
5 слайд. Основные требования (критерии).
концептуальность
системность
управляемость
эффективность
воспроизводимост.
6 слайд. Концептуальность. Опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
7 слайд. Системность. Технология должна обладать всеми признаками системы : логикой процесса взаимосвязью его частей целостностью.
8 слайд. Управляемость. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
9 слайд. Эффективность. Современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
10 слайд. Воспроизводимость. Возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. Технология как педагогический институт должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
11 слайд. Структура образовательной технологии :
концептуальная часть
содержательная часть
процессуальная часть
12 слайд. Современные образовательные технологии :
Здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технологии исследовательской деятельности;
информационно-коммуникативные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технологии портфолио воспитателя и ребенка;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и другие…
13 слайд. Отличие педагогических технологий от методик.
14 слайд. Педагогические технологии применяемые в системе дошкольного образования :
технологии развивающего обучения;
технология проблемного обучения ;
игровые технологии, компьютерные технологии;
альтернативные технологии.
15 слайд. Игровые технологии : Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
16 слайд. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
17 слайд. Проблемное обучение. Основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
18 слайд. Методика создания проблемных ситуаций:
- воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-ставит конкретные вопросы;
-определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи.
19 слайд. Здоровьесберегающие технологии :
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по ЗОЖ.
Технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.
20 слайд. Выбор технологии зависит :
- от типа ДОУ
- от продолжительности пребывания в нем детей
- от программы, по которой работают педагоги
- от конкретных условий ДОУ
- от профессиональной компетентности педагога
- от показателей здоровья детей.
21 слайд. Классификация здоровьесберегающих технологий :
- медико-профилактические
- физкультурно-оздоровительные
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
- образовательные
-обучение здоровому образу жизни
- технология активной сенсорно-развивающей среды.
22 слайд. Технология проектной деятельности:
Цель:
развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
23 слайд. Классификация учебных проектов:
- игровые
- экскурсионные
- повествовательные
- конструктивные
24 слайд. Типы проектов:
- по доминирующему методу;
-по характеру содержания;
-по характеру участия ребенка в проекте;
- по характеру контактов;
-по количеству участников;
- по продолжительности.
25 слайд. Технология исследовательской деятельности:
Цель:
сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способствовать к исследовательскому типу мышления.
26 слайд. Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование;
- опыты;
-фиксация результатов;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
-подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
-дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
27 слайд. Содержание познавательно-исследовательской деятельности:
1 опыты
2 коллекционирование
3 путешествие по карте
4 путешествие по «реке времени»
28 слайд. Информационно-коммуникационные технологии :
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.
29 слайд. Задачи перед воспитателями:
- идти в ногу со временем;
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
- наставником в выборе компьютерных программ;
- сформировать основы информационной культуры его личности;
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
30 слайд. Ошибки при использовании ИКТ :
- недостаточная методическая подготовленность педагога;
- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
- бесплановость, случайность применения ИКТ;
- перегруженность занятия демонстрацией.
31 слайд. Личностно-ориентированная технология :
Эти технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
32 слайд. Специфика технологического подхода :
Воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.
Выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение
- подготовка методических пособий
-оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей
- заключительная оценка результата- уровень развития дошкольника.
33 слайд. Технология портфолио дошкольника:
Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
34 слайд. Функции портфолио:
- диагностическая
- содержательная
- рейтинговая.
35 слайд.
36 слайд. Технология портфолио педагога :
1 раздел «общие сведения о педагоге»
2 раздел «результаты педагогической деятельности»
3 раздел «научно-методическая деятельность»
4 раздел «предметно-развивающая среда»
5 раздел «работа с родителями».
37 слайд. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательных задач)
Цель:
развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Главная задача:
привить ребенку радость творческих открытий.
38 слайд. Схема применения метода выявления противоречий:
Первый этап: определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап: определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
39 слайд. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
40 слайд. Чарльз Диккенс «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим»
41 слайд. Спасибо за внимание.