Ольга Полозова
Семинар для педагогов «Инновационные формы работы по приобщению дошкольников к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов
Каждый из нас уединялся в укромном уголке с книгой в руках. Если выкраивалась такая минутка, происходило волшебное погружение в мир фантазий, путешествий, любви, страхов… Сердце замирало, герои шли с тобой за руку, и ты, очередной раз удивляешься, сколько в этом мире неизведанного и прекрасного.
Наши маленькие подопечные даже не догадываются как удивителен мир книги. Давайте на минутку представим с Вами две ситуации:
(Первый ребенок живет в отличной семье, где добрые и заботливые родители, но в их уюте нет книги и
Публикация «Семинар для педагогов „Инновационные формы работы по приобщению дошкольников к художественной литературе“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Другая ситуация: семья, в которой ребенок становится читателем на коленях своих родителей (Эмили Бухвальд);
Какой внутренний мир формируется у детей? Что мы получим, увидев малышей взрослыми)
Традиционных воспитательных, развивающих, обучающих задач, которые реализует книга, просто огромное количество:
- действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, развитие и обогащение детской речи;
- это и пробуждение эмоций, воспитание воображения и формирование определенного взгляда на мир человеческих чувств и взаимоотношений, а ведь как нелегко порой детям и взрослым демонстрировать свои человечные качества – взаимопомощь, принципиальность, поддержка товарища, бескорыстие (кажется нужно, но ребенок не знает как, он стесняется, не понимает, что необходимо сделать);
- это и формирование яркой, образной, красочной, грамматически правильно построенной речи.
Можно перечислять бесконечно. Каждый из Вас грамотный педагог и знает точно, как работать над произведением. Чему уделить внимание и в каком возрасте какую книжку взять.
Но мне кажется, что самое главное, что нам дарят книги – это особый, отличный от нашего взгляд на многие привычные нам вещи, ситуации. У каждого автора свое видение той или иной ситуации, они помогают нестандартно подходить к решению того или иного вопроса. Ребенок, читая, начинает мыслить, напрягаться, задавать вопросы.
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где». Редьярд Киплинг.
Предлагаю нестандартно взглянуть на наши любимые русские народные сказки, которые с течением времени не изменяются, а точно воспроизводятся и передаются из уст в уста.
Курочка-ряба.
Каждый в своей жизни получает «Золотое яйцо» – это возможность, ценность, родовая Мудрость, которая свалилась на деда и бабу неожиданно! Они не знают, что с этим делать. Не воспользовались и разбили на мелкие осколки. Поэтому курочка им сказала, что снесёт простое яичко – т. е. даст им простую информацию, раз они ещё не готовы к «золотой».
Репка.
Репка выступает в роли корней рода: дед – опору и защиту семейства бабка в этой сказке символизирует традиции дома; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.
Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.
Так же и ребенок, с Вашей помощью, учится видеть главное и решать проблемы разными способами. Это Ваша заслуга педагог.
Деятельность педагога – это творческий процесс. И не смотря на отлаженную систему воспитания художественным словом, мы ищем что-то новое, чем можно заинтересовать малыша, приобщить его к миру книги.
Изучая литературу по данному вопросу, я встретила массу методов и способов вовлечения ребенка в этот процесс. Воспользоваться или нет данной информацией вы выберите сами, может что-то понравится и какой-то непоседливый малыш задержит на Вас взгляд и научиться окунаться в волшебный живительный источник.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
- Перед началом чтения сказки можно ввести свой оригинальный обязательный ритуал: контакт рука-рука (ребенок-ребенок, пока проговаривается стихотворное сопровождение, дети незначительно массируют ладони друг друга, это украсит и мотивирует многих малышей: Например: «Ручку мы дружку дадим в сказку дверцу отворим»;
«Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и не умею,
Прочитать ее я сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!»
- Поможет заинтересовать детей «книжный человечек», которому все любопытно. Он может прятаться и вылезать из книжки, заглядывать в нее и даже задавать вопросы;
- Сопровождение чтения игровыми действиями, с тем или иным персонажем. Например: показать как раскрылся цветок с Дюймовочкой, как качалась ее колыбелька из ореховой скорлупы, как стучалась она в двери к мыши, как махала крыльями ласточка и т. д. ;
- Можно заинтриговать детей, прочитав самый интересный отрывок текста и увидеть, как многие ребята «обратятся в слух», что же будет дальше?
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое. Русская народная сказка «Курочка Ряба»
— Ну, на кого я похож?
— На медведя, который летит на воздушном шаре!
— А на маленькую черную тучку разве не похож?
— тревожно спросил Пух.
— Не очень. Алан Милн «Винни-пух и все-все-все»
Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! Русская народная сказка «Маша и медведь»
- Один из «языков любви» – поощрение. Похвала, благодарность, ласковая поддержка, прикосновения, ободряющие слова выражают любовь и заботу. Не забывайте поощрять ребенка, когда он находится на правильном пути.
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
- Одним из самых действенных приемов заинтересовать ребенка книгой в любом дошкольном возрасте является интонация, выразительность речи. Можно ли научиться интонации, которая бы точно отражала содержание текста? Наверное, нет. «Это тоже самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться». Но можно найти интонацию по ситуации. Один из путей усилить интонационную насыщенность при воспроизведении текста вслух – умение пользоваться логическими паузами.
Пауза может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами, и в конце фразы – после прочитанных слов. В последнем случае такая пауза называется психологической. В первом случае пауза предупреждает значение слов предстоящих; во-втором – проявляет зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли печатной, в третьем – усиливает значение фразы, звучит вопросом, заставляет задуматься, переосмыслить текст.
При чтении книги главное – чувствовать и переживать, а не узнавать новое.
- Для того, чтобы чтение захватывало и увлекало детей, между прочитанными текстами можно вводить загадки и игровые формы с загадками. К примеру герой увидел что-то… С помощью вопросов, ассоциативного ряда подводим детей к отгадке. Старайтесь, чтобы ребенок давал многосложные развернутые ответы, не ограничиваясь «да» или «нет», на ответ «не знаю» попросить подумать еще. Ведь именно в загадках особенно эффективно развивается интеллект.
Старший и подготовительный к школе возраст (5-7 лет)
- Использование метода построение кластеров (гроздь, например: автора изучаемых сказок и гроздья с фото или надписями этих произведений (см. фото, заполнение простых для понимания ребенка таблиц, для усвоения текста и его творческого анализа, к примеру, состоящих из трех столбцов, заполняется на доске педагогом после прочтения части художественного текста – «знаю», «хочу узнать», «узнал»; в столбцы заносится соответствующая информация по каждому конкретному новому для ребенка понятию, взятому из прочитанного текста;
- Зарисовка персонажей (и даже сценки); сразу понятно, какая часть или абзац текста произвели наибольшее впечатление;
-Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами, подготовка театрализованных сценок и т. д.
-Интересна техника коллажа: коллаж (от фр. сollage — наклеивание) — технический прием, заключающийся в наклеивании на основу предметов и материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре: растения, краски, ткани, газетные, журнальные вырезки, металлические детали и т. д. Коллаж - это тренажер для ребенка, который позволяет ему творить без строгих рамок, самому определять то, как и какие элементы подойдут именно его работе. Это способ развития творческого мышления, неожиданных визуальных и смысловых ассоциаций. Коллаж можно составлять индивидуально, группой, с родителями. Коллаж – это свободная форма мысли, фантазии, приводящая к неожиданному результату. Например: русский фольклор или современные произведения (см. фото).
Более четкую и последовательную структуру имеют интеллектуальные карты.
-Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации (см. фото). Интеллект-карта — это структура, исходящая от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. В центре страницы пишется и обводится главная идея или образ; для каждого ключевого момента проводится расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разных цветов; добавляются символы и иллюстрации важные в произведении. Понятно, что составляет их педагог, но тем не менее, ребенок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ. Данный метод дает возможность фокусироваться на теме (в центре – крупные буквы или картинка) и раскладывать произведение на мелкие детали, доступные в дошкольном возрасте (это может быть любое произведение, лексическая тема, экспериментальное исследование и т. д.)
Итогом нашего общения станет созданный вами коллаж по теме: «Дорога в мир книги». На подносах разложены различные картинки, выбирая и наклеивая определенную, вы комментируете шаги ребенка в мир книги. От начала путешествия до конца. От каждой команды на коллаже напишите особый самый действенный способ приобщения ребенка к книге – это «корзина идей», будет толчком для новых открытий.
Сегодня много спорят: есть ли будущее у чтения как такового? Да нет у человека без чтения никакого будущего. Особенно хорошо это понимают люди, находящиеся в разных жизненных ситуациях. По сути, так мы укрепляем силы ребенка, делая его в будущем успешным, сильным, гармоничным, приобщая его к чтению.