Хоруженко Галина
Семинар для педагогов «Люби и знай свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум для педагогов
«Люби и знай свой край».
Хоруженко Галина воспитатель ДОУ
г. Карасук
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Семинар для педагогов „Люби и знай свой край“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Форма: деловая игра
Предварительная работа:
- изучение литературы по данному вопросу; или ознакомиться с информацией пройдя по ссылке https://sites.google.com/site/istoriarazvitiasamary/sama/nabereznaa
- подготовка атрибутов к игре «Слабое звено»
Ход семинара-практикума :
Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».
Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение; история РФ, Новосибирской области и Карасукского района; народно-прикладное искусство; методика дошкольного образования.
Ведущий. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Планировать работу целесообразно по темам:
- Моя семья
- Мой детский сад
- Мой город.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А. С. Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.
Правила игры:
Участники делятся на 2 команды. Игра состоит из 4 раундов. Длительность 1 раунда составляет 4 минуты. Ваша задача за положенное время дать как можно больше правильных ответов, соблюдая педагогический такт. Победит та команда, которая допустит наименьшее количество ошибок пройдя все 4 раунда и покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне.
В начале семинара каждый из вас получил жетон. Команда, получившая желтый жетон – это один состав, команда с зеленым жетоном – это второй состав. Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.
Выберите командира, и в течение 3 минут необходимо придумать название и девиз команды.
Представление команд.
Представление жюри в лице старшего воспитателя и заведующего
1 раунд
Вопросы командам по очереди
1. Земля, где ты родился? (Родина.)
2. Древнее название России? (Русь.)
2. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияние? (Этнография.)
3. «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» по Ожегову. (Патриотизм.)
5. Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)
6. Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
7. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)
8. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
9. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
10. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
11. Правило, которое определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и отношения к этим правилам. (Нравственность.)
12. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
13. То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
14. Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)
15. Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)
16. Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
17. Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)
18. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
19. Официальная эмблема государства? (герб)
20. Песня прославляющая страну (гимн)
21. Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
22. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
23. Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник.)
24. Самая длинная река в России? (Лена - 4400км.)
25. Самое глубокое озеро России и в мире? (Байкал).
26. Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага Самары, начинай сверху? (Синий, белый, красный.)
27. Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
28. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)
29. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)
30. Самая главная и старая улица города Самара? (улица Коммунистическая).
– Итак, 1 раунд подошел к концу.
Раунд 2.
1. С какими территориями граничит Новосибирская область? Ответ: На севере граничит с Томской областью, на юго-западе — с Казахстаном, на западе — с Омской областью, на юге — с Алтайским краем, на востоке — с Кемеровской областью.
2. Самые большие реки, протекающие по Новосибирской области имеют свою протяжё нность: Обь 1091 км, Бердь 663 км, Иня 3650 км, Омь 363 км.
3. В каком году образована Новосибирская область? В1937
4. Где произошло последнее сражение русских войск с войсками хана Кучума? Ответ: у места впадения речки Ирмень в Обь (в настоящее время окрестности села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области)
5. Кого русские называли «чёрными калмыками»? Ответ: западных монголов
6. Какая из стран имеет площадь меньше, чем площадь НСО?
А) Болгария, Б) Беларусь, В) Польша, Г) Япония.
7. С каким государством граничит наша область?
А) С Монголией, Б) С Китаем, В) С Казахстаном, Г) Не граничит ни с одним
8. Сколько районов в Новосибирской области? 30
А) 20, Б) 25, В) 30, Г) 35.
9. Какой район области самый большой? Б) Северный
А) Кыштовский, Б) Северный, В) Убинский, Г) Колыванский.
10. В каком океане находится архипелаг – тезка нашей области? А) Атлантическом, Б) Северном – Ледовитом, В) Тихом,
Г) Индийском, Д) Такого архипелага нет.
11. Какую долю от площади России составляет площадь НСО? (1%)
А) 1%, Б) 2%, В) 5%, Г) 10%.
12. В каком районе области есть месторождение нефти? В) В Северном.
А) В Кыштовском, Б) В Колыванском, В) В Северном, Г) В Убинском.
13. Какой сезон года в области самый продолжительный? А) Зима
А) Зима, Б) Весна, В) Лето, Г) Осень.
14. Какая часть области самая засушливая? Б) Юго-западная.
А) Западная, Б) Юго-западная, В) Юго-восточная, Г) Восточная.
15. Какая часть территории нашей области занята лесами? В) 21%.
А) 5%, Б) 11%, В) 21%, Г) 26%.
16. Самое большое озеро в области: Чаны.
А) Убинское, Б) Чаны, В) Сартлан, Г) Яркуль. 17. Самая длинная река на территории нашего края? А) Омь.
А) Омь, Б) Бердь, В) Карасук, Г) Иня.
18. Какой район наиболее обеспечен хвойным лесом? А) Северный.
А) Северный, Б) Купинский, В) Венгеровский, Г) Черепановский.
19. Какая птица в пределах области самая крупная? В) Дрофа.
А) Глухарь, Б) Тетерев, В) Дрофа, Г) Ворона.
20. Самая крупная рыба обского бассейна? В) Осётр.
А) Щука, Б) Сом, В) Осётр, Г) Налим.
21. Самое крупное млекопитающее наших лесов?
А) Лось, Б) Медведь, В) Рысь, Г) Волк.
22. Любимый весенний цветок сибиряков – огонек, которому грозит исчезновение из-за антропогенного воздействия. Огонек занесен в книгу «Редкие и исчезающие растения Сибири». Какое научное название имеет огонек? В) Купальница азиатская
А) Жарки, Б) Купальница европейская, В) Купальница азиатская,
Г) Калужница болотная.
23. Сколько жителей в Новосибирской области? В) 2,8 млн.
А) 1,5 млн. Б) 2 млн. В) 2,8 млн. Г) 3,2 млн.
24. В каком веке Сибирь вошла в состав Российского государства? В 16 в.
А) В 15 в. Б) В 16 в. В) В 17 в. Г) В 18 в.
25. Сколько городов в НСО? В)14
А) 7, Б) 11, В) 14, Г) 16.
26. Какой город НСО занимает второе место по числу жителей после Новосибирска? В) Бердск.
А) Барабинск, Б) Куйбышев, В) Бердск, Г) Татарск.
Раунд 3.
1. Когда образовалась станция Карасук.
Датой основания Карасука считают возникновение посёлка во время строительства Алтайской железной дороги в 1912 году.
Первый колышек под строительство был вбит в мае 1912 года, неподалеку от того места, где находится вокзал станции Карасук-1. Строительство железной дороги на участке «Татарская — Славгород» началось в 1913 году. К лету 1916 года земляное полотно довели до Карасука, а уже в январе 1917 года было объявлено о регулярном движении товаро-пассажирского поезда, который приходил в Карасук раз в неделю. Свое название станция получила по реке Карасук, вблизи которой она располагалась. 2. Когда присвоено звание города. 3 июня 1954 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, рабочий посёлок Карасук был преобразован в город районного подчинения.
3. Когда создался район Карасукский?
В 1925 году на территории нынешнего Карасукского района был образован Чёрно-Курьинский район с центром в селе Чёрно-Курья в составе Славгородского округа Сибирского края, Карасукским районом тогда назывался нынешний Краснозёрский район. В 1929 году райцентр был перенесен из села Чёрно-Курья в поселок ст. Карасук. С 1930 года Чёрно-Курьинский район в составе Западно-Сибирского края. В 1933 году район был переименован в Карасукский. 4. В 1991 году, в связи с распадом СССР, Карасук получил статус пограничного города, а 11 декабря 1992 года был образован Карасукский таможенный пост.
5. Природные достопримечательности
Государственный биологический заказник регионального значения «Южный» (профиль — биологический, площадь 31 300 Га);
• Памятник природы «Троицкая степь» (профиль — ботанический, площадь 84 Га);
• Карасукский научный стационар Института систематики и экологии животных СО РАН (находится на берегу озера Кротовая ляга с 1962 г.). Был организован известным советским ученым, экологом, эволюционистом профессором Фолитарек Сергеем Семеновичем для изучения природы лесостепной зоны.
6. Крупные промысловые озё ра: о. Хорошее, о. Кривое (Благодатное, о. Чебачье, о. Красное.
7. Почему наш район называют озерным краем?
8. Санатории и профилактории.
- Санаторий-профилакторий на станции Карасук под патронажем ОАО «Российские железные дороги»;
- Муниципальный загородный детский оздоровительный лагерь «Лесная Поляна» на берегу о. Кривое (Благодатное).
9. Объекты культурно-исторического наследия.
• Карасукский краеведческий музей;
• Кафедральный Собор во имя святого апостола Андрея Первозванного;
• Мемориал Воинской славы;
• Мемориал Трудовой Славы;
• Мемориал воинам-интернационалистам;
• Городской драматический театр «На окраине»;
• Киноконцертный 3D зал «Космос»;
• Музей ретро-техники Детско-юношеского центра.
10. Образование.
В городе действуют шесть общеобразовательных учреждений: гимназия, лицей, три средних и одна основная школы.
- Имеются очно-заочная средняя общеобразовательная школа,
- детская музыкальная школа,
-детско-юношеский центр,
школа искусств,
детско-юношеская спортивная школа,
Карасукский политехнический лицей ( специализация: железнодорожный транспорт,
Карасукский педагогический колледж, так же работают представительства ВУЗов и СУЗов Новосибирска, Томска, Омска и Бердска на основе заочного и дистанционного обучения студентов.
В сфере дошкольного образования в городе работает 9 детских садов.
11. Каких местных поэтов вы знаете?