Елена Визнер
Семинар для педагогов «Формы эффективного взаимодействия педагогов с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов «Формы эффективного взаимодействия педагогов с родителями».
Цель: совершенствование методического и профессионального мастерства, творческого потенциала педагогов-психологов КОУ с целью повышения эффективности и качества психологического сопровождения образовательного процесса в КОУ.
Задачи:
-содействовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов, через участие специалистов в работе МО, семинаров, мастер-классов;
Публикация «Семинар для педагогов „Формы эффективного взаимодействия педагогов с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
-обобщать и распространять профессиональный опыт специалистов;
-оказывать методическую помощь по вопросам психолого-педагогического сопровождения, профессиональную поддержку по основным направлениям профессиональной деятельности
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. Взаимодействие должно строиться в соответствии с принципами:
• доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
• обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
• открытость и конгруэнтность психолога;
• мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
• системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех уровнях школьного обучения детей;
• приоритет активных методов взаимодействия : дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т. п.).
И принципами общения
Сейчас, я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка, имя собеседника, комплимент.
Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения работы с родителями проводится работа по следующим направлениям:
1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей вновь поступивших, особенностей их поведения дома и реакции на изменение нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в детском саду, включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации воспитательного процесса.
2. Консультирование семей, воспитанников по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.
3. Информационно-просветительская и развивающая работа через:
• проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
• психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.
• Брифинги, мозговые штурмы, информационные стенды.
• Мониторинг-изучение проблем ребенка, через анкеты, опросники, диагностические методики.
• Семинар (семинар практикум) -форма повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
• Тренинги, главной целью которых является развитие компетентности в общении с детьми. Тренинг позволяет родителям приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания саморегуляции.
• Деловая игра-через деловые игры происходит изучение проблем воспитательно-образовательной работы, метод имитации принятия решений в различных ситуациях.
• Семейные газеты-создаются для обеспечения единства общественного и семейного воспитания, цель, оказание психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей и т. д.
На встречах с родителями для активизации внимания можно использовать Упражнение «Алфавит» (мозговой штурм)
Цель упражнения: Актуализация семантического пространства главного разбираемого понятия.
Описание упражнения: Это упражнение проводится в форме мозгового штурма всей группой и построено на принципах ассоциаций. Педагог записывает на доске слово крупными буквами, а участники должны придумать как можно больше слов-ассоциаций к предложенному ведущим слову. При этом первая ассоциация должна начинаться с первой буквы главного слова, вторая – со второй буквы и т. д.
В данном тренинге используются слова из разбираемой темы. Рекомендуемые слова: СЕМЬЯ, РОДИТЕЛЬ, РЕБЕНОК.
Например, слово РЕБЕНОК.
Примеры ассоциаций:
Р – радость, резвиться
Е – егоза
Б – баловство, беспокойство
Е – единство
Н – непоседа
О – очаровательный, осторожность
К – капризы, карапуз и т. д.
Обратная связь: По завершении этого упражнения необходимо провести обсуждение тех ассоциаций, которые предлагали участники группы.
«Среди педагогических качеств, наиболее важных для родителей, выделяются знание психологии детей и умение слушать. Для понимания людьми друг друга необходимо такое качество, как умение заинтересованно слушать собеседника, не критикуя и не навешивая ярлыки. Поэтому сегодня мы попробуем поделиться своим опытом и услышать опыт других».
Можно использовать упражнение для родителей «Представь меня как родителя» (работа в парах)
Цель упражнения: Знакомство участников группы, отработка навыков презентации и самой презентации.
Описание упражнения: Группа предварительно разбивается на пары – «друзья по семинару». Каждой паре дается задание: в течение трех минут рассказать своему собеседнику о себе, отвечая на вопрос: «Какой я родитель?» Когда один из пары говорит, второй должен слушать и запоминать. Затем в паре участники меняются местами. После этого все участники снова образуют общий круг и проводится представление друг друга. Для этого один человек из пары встает за своим собеседником, кладет ему руки на плечи и рассказывает о нем, какой он родитель (например, «Владимир строгий отец, но справедливый). Таким образом, каждый участник должен быть представлен.
Рассмотрим отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет :
– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.
Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).
В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом ЦветковойА. С.
В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:
Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)
Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме, не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т. д.
примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения) :
–Что изображено на картинке?
–Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание».
Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей. – Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
–Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием, и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов. "
"Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след» :
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением
Мультипликационные фильмы по мотивам восточных притч (СМ. В ВИДЕОЗАПИСЯХ ГРУППЫ) :
«Все оставляет след», «Индивидуальный подход», «О материальности мыслей», «Не слушайте мнения окружающих», «Все в твоих руках», «Все познается в сравнении» и др. " Оськина О. В.
Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы».
Однажды на глаза мне попалась памятка для учителей – «Бесполезные советы», следование которым может существенно ухудшить отношение младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.).
В этой памятке по типу «Вредных советов» Г. Остера давались рекомендации (вернее – антирекомендации, как необходимо педагогу общаться с ребенком. Данная памятка и легла в основу разработанного мной методического приема «Вредные советы или Как нельзя общаться с «особым» ребенком».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с «особым» ребенком.
"Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком трех лет- Негативные последствия подобного воспитания
Полезные советы или Как надо вести себя с ребенком трех лет" :
- Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него.
- Во время закатываемых истерик уступайте ребенку, идите у него на поводу.
- Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации.
Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы» для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей и 3-х леток
Оськина О. В.
такие различные активные формы взаимодействия с родителями позволяют сохранить их интерес и активность в вопросах общения с педагогами и вопросах воспитания детей.