Елена Басова
Семинар для педагогов ДОУ «Причины и способы разрешения детских конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины и способы разрешения детских конфликтов
1-слайд
Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций.
2-слайд
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Причины и способы разрешения детских конфликтов“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
При конфликте дети переживают негативные реакции на неуспех, которые могут быть выражены неоднозначно – от внутренней замкнутости, до агрессии в поведении.
3-слайд
Внимание взрослых в первую очередь привлекают разнообразные факты агрессивного поведения
К наиболее распространенным вариантам агрессивного поведения детей относятся:
• Физическая агрессия – при помощи кулаков;
4-слайд
Устная агрессия – крик, брань, жалобы и угрозы
5-слайд
Разрушительность – вмешивается в игру и разрушает продукты деятельности другого и т. д. ;
6-слайд
Непослушание – своеобразный протест на требования, просьбы взрослых и д. р.
7-слайд
Основные причины возникновения конфликтности :
1. Отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;
2 .Неблагоприятная семейная обстановка;
3. Личностная предрасположенность к конфликту.
8-слайд
1.
Развитие игровых умений.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно -ролевая игра, именно здесь чаще всего и возникают конфликты между детьми (из-за ролей, состава участников, темы игры, из-за игрушек и т. д.)
Таким образом, особенности отношений со сверстниками в основном зависят от того, насколько сформированы у ребенка способы и мотивы поведения, необходимые для совместной деятельности с другими детьми.
9-слайд
2.
Семейная обстановка.
На развитие конфликтности оказывают влияние личностные особенности родителей и отношение родителей к детям. Способность ребенка разрешать конфликты во многом зависит от стиля общения, принятого в семье.
10-слайд
- Конфликты часто происходят у тех детей, которым не хватает родительского внимания и заботы (привлечение внимания взрослого ссорой).
-
11-слайд
-. Ребенок которого постоянно ругают и критикуют, вымещает в конфликте накопившиеся в душе чувства обиды, злости.
12-слайд
- Существует и другая ситуация когда ребенок дома – кумир семьи и каждое его желание выполняется, и он ждет такого же отношения от сверстников.
Не получая желаемого он начинает добиваться чего-либо провоцируя своим поведением постоянные конфликты.
13-слайд
3.
Личностные особенности и качества ребенка, стимулирующие возникновению и развитию конфликтности :
• несоответствие самооценки и уровня притязаний;
• наличие внутренних противоречий;
• тревожность, неуверенность, неспособность утвердить себя;
• неспособность возлагать на себя ответственность из-за несформированности социальных установок и нормативности поведения.
14-слайд
Большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе обстановки дружелюбия и уравновешенности.
15-слайд
Но подавленная агрессия не исчезает, а накапливается.
И в один день она вырывается наружу в виде яростного взрыва и достается людям невиновным. При этом вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников.
16-слайд
Следовательно, очень важна та позиция, которую занимает воспитатель детского сада при разрешении конфликта. Педагогическая работа в данном случае должна идти к тому, чтобы не устранять конфликт и его последствия, а помогать детям конструктивно разрешить спор.
17-слайд
Обсуждая ситуацию конфликта в отношениях между детьми, воспитатель должен вести себя не как судья, адвокат или прокурор, а как помощник.
18-слайд
Его обращения к детям должны быть спокойными и уважительными. Педагог ориентирует свои действия не на факт конфликта, а на его мотивы: актуализирует соответствующие эмоциональные переживания детей; не наказывает провинившегося, а взывает к его совести.
19-слайд
В спокойной обстановке обсудить с участниками конфликта сложившуюся ситуацию, задавая следующие вопросы: Почему ты так поступил? Расскажи, как это произошло? Как ты думаешь, кто из вас виноват и почему? Что делать? и т. д.
При этом помочь им услышать друг друга
Обсуждение конфликта с детьми возможно лишь в том случае, если оба ребенка откликаются на призыв взрослого.
Если конфликт зашел слишком далеко и дети не видят и не слышат вокруг себя, то им нужно дать немного времени, для того чтобы они успокоились. А затем посадить за «стол перемирия», для разговора друг с другом и для принятия какого-либо решения.
В заключение воспитатель может продемонстрировать детям преимущества позитивного разрешения конфликтной ситуации, и выразить свою радость от того, что детям удалось договориться.
20-слайд
Зачастую направить ребят на поиск решения проблемы помогает юмор. Если взрослый пошутит, переведет вспышку гнева ребенка в юмористическую форму («Кто у нас такой грозный? Наверно, сама Злюка-Клюка к нам пожаловала? и т. д.);покажет ситуацию в забавном свете («Даже я испугалась…», вместе со смехом постепенно меняется и эмоциональное состояние детей.
Можно предложить свою помощь дошкольникам («А ты скажи…», «По-моему, нужно пойти и извиниться…»). Иногда возможно обращение воспитателя к своему опыту («Когда я была маленькой…» и т. д.).
21-слайд
Решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.
22-слайд
23-слайд