Анна Павлова
Причины возникновения споров и конфликтов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выделяют различные причины скрытых и открытых конфликтов в группе. Причины возникновения конфликтных ситуаций могут быть разные: внешние и внутренние, всеобщие и единичные, материальные и идеальные, объективные и субъективные и т. д.
Неблагополучие во взаимоотношениях детей со сверстниками проявляется по-разному. Есть малообщительные дети, которые с трудом включаются в игровую деятельность и оказываются в стороне от коллектива и дети, открыто конфликтующие с товарищами.
Публикация «Причины возникновения споров и конфликтов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Малая общительность вызвана особыми причинами. Такими причинами могут быть :
- недостаточная развитость у ребёнка игровых навыков и умений,
- неумение управлять своим поведением из-за излишней замедленности действий,
- преобладание индивидуальных, не свойственных другим детям потребностей и стремлений,
- недостаточная сформированность потребности в общении.
Таким образом, малая общительность – это явление сложное.
У малообщительных детей количество контактов со сверстниками минимальное, круг общения сужен. Такие дети, как правило, не участвуют в устойчивых игровых объединениях.
Сверстники, в свою очередь, по-разному относятся к малообщительным детям: одних как бы не замечают, других активно избегают, к третьим испытывают симпатию.
Во всех рассмотренных выше случаях малообщительного поведения период назревающего у ребёнка конфликта со сверстниками, как правило, остаётся незамеченным педагогом.
Педагог может и не подозревать о серьёзных осложнениях во взаимоотношениях сверстников, об острых, но молчаливых конфликтах в группе и не оказать детям необходимой помощи по налаживанию отношений.
Изучение поведения открыто конфликтующих детей показало, что в его основе лежат неблагоприятные отношения со сверстниками. Однако картина подобных отношений оказывается каждый раз довольно специфичной.
Именно специфичность отношений позволила выделить, среди открыто конфликтующих детей, две подгруппы.
К первой подгруппе относятся те, кто активно стремится к контактам со сверстниками, но кого сверстники, тем не менее, не принимают в игру.
Ко второй причислены дети, установившие контакты со своими товарищами (это стремление взаимно, но их игровое общение сопровождается частыми конфликтами.
В каждой из подгрупп конфликт вызывается особой причиной. Так, дети первой подгруппы не устраивают сверстников из-за того, что не умеют достаточно хорошо играть и строить положительные отношения с коллективом или по причине излишней подвижности не управляют своим поведением.
Особенностью конфликтных отношений у детей второй подгруппы, является то, что их обнаружить позволяют только специальные методические приёмы. За внешними неглубокими противоречиями скрываются подлинные трудности, подлинный конфликт в сфере личностных отношений детей.
Причиной конфликтов являются так же личностные особенности дошкольников. Их можно поделить на пять групп:
Первая группа – «Я всегда прав!». Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жёстко доминируют, отвергая любые предложения другого ребёнка, стараются стать предметом всеобщего внимания.
Вторая группа – «Я лучше других!». Такие дети конфликтуют так же часто, остро, эмоционально и активно. Такие дети демонстрируют своё превосходство, высокомерие, стремятся привлечь внимание к себе.
Третья группа – «Я взрослый, я – главный». Такие дети вожаки, лидеры. Они претендуют на главные роли, к ровесникам относятся критически. Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложение только в том случае, ели оно им выгодно.
Четвёртая группа – «Я за себя постою». Осторожные в контактах со сверстниками, боятся ущемления своих интересов. Сотрудничество со сверстниками для этих детей путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.
Пятая группа – «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к равноправию и сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаясь отрицательных оценок.
Таким образом, к основным причинам возникновения и развития конфликтности в дошкольном возрасте относятся :
• отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения
• личностная предрасположенность к конфликтам
Симпатию и признание сверстников получают дети, проявляющие в поведении умения помочь, подбодрить, вселить уверенность в себя, умение радоваться успехам других, внимательно слушать и т. д.