Наталья Фролова
Семинар для педагогов ДОУ «Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 117» общеразвивающего вида
Семинар для педагогов ДОУ
«Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе»
Подготовила старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №117» Фролова Н. В.
Цель: Изучить образовательные задачи области «Чтение художественной литературы» во взаимосвязях с задачами других образовательных областей.
Содержание
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
(СЛАЙД 1) Предлагаем посмотреть на образовательную область «Чтение художественной литературы» (1) новым взглядом, в первую очередь через призму положений ФГТ к структуре ООП дошкольного образования о ее интеграции с другими образовательными областями и построении образовательного процесса на комплексно-тематической основе. Проанализируем задачи, поставленные в разных областях, на предмет выявления их общности и взаимосвязей.
Не возможно не заметить, что у области «Чтение художественной литературы», и у области «Познание» (2) есть одна и та же образовательная задача – «формирование целостной картины мира». Действительно, литература является важнейшим средством, позволяющим познакомить детей с тем, что не находится в поле их зрения. Именно из книг дети узнают о жизни животных, о разных природных зонах, о событиях прошлого, о многих профессиях взрослых, о роли труда в обществе и жизни каждого человека (область «Труд», (3) об опасных для человека и природы ситуациях и способах поведения в них (область «Безопасность») (4) и т. д.
Как в связи с этим меняется образовательный процесс? Ответ находим в ФГТ к структуре ООП дошкольного образования, которые предложили использовать в качестве основного комплексно-тематический принцип (5) построения процесса обучения. Он диктует нам необходимость осуществлять подбор художественных произведений для чтения детям в соответствии с общей тематикой образовательной работы в конкретный период времени. При этом важно через подбор литературных произведений расширить познавательный аспект темы, обогатить представления детей. Например. С малышами наблюдаем на улице разные виды транспорта, затем читаем сказку (или смотрим мультфильм) З. Милера и Э. Петишка «Кротик и автомобильчик» (перевод с чешского Е. А. Гуричевой, М. В. Крыловой). Из текста дети узнают, из каких частей состоит автомобиль, как его ремонтируют в автосервисе в случае поломки. Обогащенные представления – это уже основа для сюжетноролевых игр.
(СЛАЙД 3) Но это только одна часть процесса интеграции. (1) Другая ее часть будет заключаться в том, что, подбирая текст по теме, нельзя потерять логику постепенного усложнения специфических задач области «Чтение художественной литературы» : (2) знакомить со спецификой жанров и стилей, структурой произведений, образными словами и выражениями и т. д. И в данном примере нам очень подойдет доступный для малышей язык сказки, высокая эмоциональность, заставляющая детей ярко переживать события вместе с героями, наличие нравственных проблем с возможностью их обсуждения. Напомним, что интеграция содержания образования – это как раз такое объединение смыслов, видов, способов деятельности, организационных форм, при котором, с одной стороны, обогащается общее содержание, а с другой – не нарушается логика развития каждого вида деятельности.
Осмысление содержания произведений у дошкольников происходит не только и не столько на вербальном уровне, сколько в игровом плане, (3) где они имеют возможность интерпретировать описание события. Например, после чтения сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (перевод К Чуковского) дети могут поиграть в «древних людей», чтобы самим почувствовать, как же трудно и неудобно передавать свои мысли не в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при «расшифровке» их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей.
Если содержание прочитанного произведения не оставило детей равнодушными, его сюжет найдет отражение в самодеятельных ролевых играх. (4) Для этого педагогом создаются необходимые условия: вносятся в группу игрушки-персонажи прочитанных произведений, вместе с детьми создаются композиции (макеты) по сюжету произведения, например на белой ткани располагается олень, запряженный в сани, на которых едет кукла – Снежная королева – в свой ледяной замок, и пр. также в группе должны иметь место разные виды театров: кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, позволяющий детям в игре еще раз прожить или трансформировать тот или иной сюжет прочитанного произведения.
(СЛАЙД 4) Рассмотрим интегрированные задачи образовательной области «ЧХЛ». (1) О какой ОО идет речь: «Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро, честь и справедливость, правда и ложь. Литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.»? «Социализация» (2). Попробуйте сформулировать задачу. Это освоение детьми первоначальных представлений социального характера (3) одновременно является одной из задач образовательной области «Социализация»
Какие новые акценты появляются в образовательном процессе, имеющие отношение к социализации детей? В работе над текстом прочитанных произведений должна быть обеспечена «личностная привязка». Еще совсем недавно анализ текста производился с целью повторить содержание, поэтому детям задавались вопросы, уточняющие действующих лиц, последовательность произошедших событий, мораль произведения. Теперь в беседе по прочитанному педагогу важно ориентироваться на личностное восприятие текста детьми. Поэтому к вопросам, связанным с литературоведческим анализом текста (профильная задача, обязательно (4) (5) добавятся вопросы о том, что думают дети о прочитанном событии, какие чувства они испытали в процессе слушания, кто им понравился, а кто — нет, был ли в их опыте похожий случай, как бы они поступили на месте главного героя и пр. Это важный прием с точки зрения приучения детей чувствовать и выражать в речи собственное эмоциональное состояние, анализировать действия героя, соотносить их со своими поступками. Прием важен и со стороны «обратной связи» : педагогу необходимо знать, насколько дети поняли смысл произведения, как оно затронуло их внутренний мир.
Образовательные задачи области «Чтение художественной литературы» самым тесным образом связаны с задачами области «Коммуникация». (6)
Художественная литература, по сути, является сегодня единственным источником демонстрации детям силы, красоты речи, ее образности, связности, эмоциональности, которые позволяют ощутить ее ритмы, насладиться мелодичностью звучания. Детей знакомят с доступной их восприятию классической русской поэзией, стихами современных поэтов, яркими описаниями в рассказах. Пословицы, поговорки, загадки – кладезь народной мудрости, яркий источник образных слов и выражений. Не имея образцов такой речи, у детей нет шансов практически овладеть хотя бы некоторой ее частью. Здесь мы еще раз наблюдаем наличие общей задачи (7)
— «развитие у детей литературной речи», имеющей отношение сразу к двум образовательным областям.
Такая важная для области «Коммуникация» задача, как (8) «развитие объяснительной речи, формирование способности рассуждать, находить аргументы, строить собственное высказывание», также находит свое решение в процессе чтения художественных произведений. Например, читая детям рассказы К. Ушинского «Наше Отечество» и Ю. Яковлева «Малая Родина», педагог обсуждает с ними, почему свою землю — Россию — мы называем словом «Родина» или словом «Отечество», так похожим на слово «отец». Выслушивает мнения детей, затем обобщает их: «Потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном для нас языке, и все здесь для нас родное. А Отечеством — потому, что здесь испокон веку жили наши отцы».
Добавим к этому и такую задачу области «Коммуникация», как (9) «развитие диалогической речи», одним из практических средств овладения которой тоже будет художественная литература в части обсуждения с детьми смысла прочитанных произведений, вовлечения их в диалог и полилог, развития навыков слушания, приобщения к культуре ведения беседы.
(СЛАЙД 5) (Художественная литература — один из видов искусства наряду с музыкой, танцем, живописью. Объединяет их художественный образ, который разные виды искусства представляют своим художественным языком : литература — словом, музыка — звуком, изобразительное искусство — цветом и пластикой. Синтез разных видов искусства обладает мощной способностью развития интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала человека. С этой точки зрения «Чтение художественной литературы» имеет общие задачи с образовательными областями (1) «Художественное творчество» и (2) «Музыка» — (3) «приобщение детей к искусству и развитие детского творчества».
Какие в связи с этим методы и формы работы становятся актуальными? (4) Для усиления воздействий на эмоциональную сферу детей можно использовать прием объединения произведений, принадлежащих к разным видам искусства. Это может быть чтение в сочетании с музыкой (особенно это относится к поэтическим произведениям, подбор со-ответствующего по характеру музыкального произведения к определенному тексту, наиболее ярко передающего его настроение. А также чтение, сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Этот прием, к сожалению, не часто используют воспитатели, а напрасно. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну тему с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ – имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелкие, но характерные детали, что также поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.
И еще несколько слов о такой задаче, как «развитие детского творчества», проходящей красной нитью через три образовательные области. Применительно к области «Чтение художественной литературы», воспитателем создаются ситуации для развития поэтического слуха, игр со звуком, словом, рифмой. Дети соотносят звучание стихотворений с характерами их воображаемых героев, «расшифровывают» значение различных звукоподражаний, используемых в стихах. Педагог стремиться к тому, чтобы дети могли почувствовать их образность. Например, в стихотворениях Э. Мошковского о городском транспорте дети могут услышать, как «говорят» троллейбус и трамвай. Педагог может создать условия, когда дети сами в творческих заданиях подбирают подходящие по смыслу и звучанию слова, придумывают свои варианты завершения историй и даже сочиняют собственные стихи. Например, после чтения главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», педагог обсуждает с детьми, почему у Незнайки не сразу получились стихи. А стихотворение-шутка Н. Кончаловской «Про овощи» помогает детям придумать свои овощи, по аналогии с огурбузами и помидынями автора, демонстрируя способ образования новых слов.
Воспитателю стоит включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и импровизации с сюжетами знакомых сказок. Это развивает воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет знакомого произведения. Дети могут коллективно трансформировать сказку по типичной цепочечной (кумулятивной) структуре. Тогда в «Теремке», «Колобке» или «Рукавичке» могут появиться совсем неожиданные персонажи, которые должны будут органично войти в заданный контекст. Для развития интереса детей к сочинительству воспитатель может использовать сказки Д. Родари: «Сказки, у которых три конца», в которых детям нужно сочинить свое окончание истории, «Собака, которая не умела лаять» или «Дедушка-путаник», которая задает детям модель трансформации известной сказки «Красная Шапочка». Дети легко улавливают игровой характер предложенной модели сочинительства и с интересом используют ее для преобразования известных текстов, создания новых сказок, сравнивают получившиеся произведения с исходными. Выделение жанровых особенностей волшебных сказок позволяет педагогу задать структуру новой сказки с помощью вопросов, которые отражают типичные сказочные элементы и функции: про кого она будет? как будет
начинаться? что случится с героем? кто ему встретится на пути, как поможет, что подарит? как герою удастся справиться с испытаниями? чем закончится сказка?
Художественные произведения могут инициировать последующую образовательную работу: сюжеты прочитанных книг дети отражают в рисовании, лепке, аппликации, разыгрывают инсценировки или организуют самодеятельные сюжетно-ролевые игры. По мотивам некоторых произведений могут создаваться «диафильмы» или самодельные книги, иллюстрированные детскими рисунками, изготавливаться макеты, мастериться элементы костюмов, декораций, атрибуты для настольного, пальчикового, теневого театров. Театрализованная деятельность, как наиболее привлекательная и доступная дошкольникам, имеет большое значение для эстетического развития детей, поскольку она интегративна по своей сути, объединяет в себе слово, движение, музыку.
Хочется обратить внимание и на так называемое «длительное чтение», когда литературные произведения значительного объема читаются дошкольникам на протяжении нескольких дней. Это хорошая возможность поддерживать интерес детей, развивать способность удерживать в памяти сюжет, вспоминать фрагменты, прочитанные накануне.
Огромной популярностью у детей пользуется уединенный уголок в группе, предназначенный для прослушивания литературных произведений в аудиозаписи или даже на пластинках. Им доставляет большое удовольствие художественное чтение с музыкальным сопровождением, особенно в исполнении лучших актеров. А с педагогической точки зрения, это прекрасная возможность для развития слухового восприятия, обогащения детского опыта образными словами и выражениями, красивой литературной речью.
Также было бы неплохо всей группой посещать тематические мероприятия, встречи с детскими писателями в детской публичной библиотеке. Можно организовывать совместные литературные проекты для родителей и детей, например, «Любимые книги наших бабушек», «Сказки учат нас дружить», проекты по изданию самодельных книг или журналов, творческие конкурсы по сочинению стихов и рассказов и т. д.
(СЛАЙД 6) Организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей – сложная задача для воспитателей прежде всего потому, что чтение – творческая деятельность субъектов образовательного процесса, результатом которого являются знания, образы, идеи, отношения, переживания и прочие нематериальные продукты, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать. Она требует от педагога гибкости, такта, умения вести беседу, видеть, слушать и слышать каждого ребенка, откликаться на детскую мысль, поддерживать и поощрять детскую инициативу, собственное видение и понимание произведения, ведь восприятие художественного текста – процесс творческий и сугубо индивидуальный
(СЛАЙД 7) Формы организации чтения в течении дня могут быть разными. Они зависят, прежде всего, от продолжительности и специфики режимных моментов, возрастной группы. При этом чтение может планироваться как самостоятельный вид деятельности, а может успешно интегрироваться с любыми другими: игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и пр. Основными формами организации чтения как творческой деятельности субъектов образовательного процесса, направленной на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение художественного текста, являются:
• образовательные и игровые ситуации, в ходе которых:
S расширяется читательский опыт детей (чтение (рассказывание) взрослого, слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов с фрагментами исполнения художественного текста мастерами художественного слова, артистами, спектаклей или их фрагментов, театрализованных представлений, инсценирование текста педагогом и др.);
S оказывается помощь в восприятии художественного текста (подготовительная (вводная) беседа, выразительное чтение, беседа после чтения (беседа по восприятию художественного текста или беседа по содержанию произведения, рассматривание иллюстраций и др.);
S организуется творческая деятельность детей на основе художественного текста (разучивание и чтение стихотворений, рассказывание сказок, пересказывание литературных произведений, придумывание собственных рассказов и сказок по аналогии с художественным текстом или на заданную тему, театрализованные и литературные игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на основе художественного текста и др.);
• (СЛАЙД 8) ситуации общения о домашнем чтении детей, их домашних библиотеках, любимых и недавно прочитанных произведениях, правилах обращения с книгами, их видовом разнообразии и истории развития, книгоиздании, детских писателях, художниках-иллюстраторах, темах, жанрах фольклора и детской литературы и др. ;
• (СЛАЙД 9) совместные игры взрослого и детей на основе художественных текстов (игры-путешествия, игры-фантазирование, игры-драматизации, театрализованные, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и другие игры);
• (СЛАЙД 10) творческие мастерские (разнообразная творческая деятельность детей на основе художественных текстов и книг : рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей, сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений и пр.);
• литературные гостиные;
• литературные развлечения и праздники;
• тематические дни, посвященные писателю, произведению, литературному персонажу, жанру детской литературы и пр. ;
• тематические выставки в книжном уголке;
• экскурсии в ближайшую библиотеку, книжный магазин;
• проектная деятельность и др.
О. В. Акулова и Л. М. Гурович, авторы единственного на сегодняшний день методического пособия, посвященного содержанию и педагогическим технологиям организации образовательного процесса в дошкольном учреждении по образовательной области «Чтение художественной литературы», выделяют три крупные идеи, вокруг которых могут быть объединены темы проектной деятельности:
1. "Детское книгоиздательство" — изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями <. >.
2. "Детская библиотека" — организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе.
3. "Выставка книг" — подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп».
Словом, формы организации чтения в детском саду в течение дня могут быть разными, однако погоня за оригинальность форм организации деятельности, в которую активно вовлекаются педагоги, не должна уводить от главного — самого чтения.
(СЛАЙД 11) В. А. Сухомлинский сказал: «Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Хочется пожелать всем педагогам найти этот путь и сделать его взаимоинтересным и значимым как для себя, так и для своих воспитанников.
Используемая литература :
1. «Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе» Васюкова Н. Е. (кандидат педагогических наук) // Детский сад: теория и практика № 6, 20132.
2. «Чтение художественной литературы и его организация в детском саду» Максимова С. И. (кандидат педагогических наук) // Детский сад: теория и практика № 2, 2013