Получи документы

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОЛЕСНИКОВА
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар

Более трети своей жизни мы проводим на своем рабочем месте. И от того, каким образом у нас сложатся взаимоотношения с окружающим нас рабочим пространством, социумом, зависит очень многое – и наше настроение, и наше здоровье, работоспособность, желание работать, инициативность.

Не секрет, в одних организациях люди могут жить и развиваться годами. Приходя в ЦДТ, с гордостью приводя туда детей и внуков, с энтузиазмом рассказывают о царящих в коллективе обычаях, с удовольствием участвует во всех мероприятиях, вплоть до субботников, из такой организации они не уходят, даже если в другом месте и оклад больше, и должность выше и перспективней.

Темочки:

И другой пример – постоянно меняющийся состав сотрудников, повышенная текучесть кадров, пессимизм и нежелание завтра вновь идти на работу.

Человек подобен растению – в одном климате растет, в другом чахнет. Почему так происходит?

Поэтому сейчас как никогда раньше обращается внимание на создание в коллективе благоприятных условий для развития человека, его профессионального роста, раскрытия его творческого потенциала.

Итак, что же такое психологический климат в коллективе? Чаще всего под ним подразумевают достаточно устойчивый во времени психологический настрой членов коллектива, который отражается и проявляется в их деятельности.

Психологический климат коллектива – комплексное понятие. Это духовная атмосфера, эмоциональный настрой, окраска и стиль общения – все это вместе определяет отношение к работе, друг другу, происходящим событиям. Именно психологический климат в значительной мере способствует или препятствует продуктивной работе всего коллектива и развитию каждого его члена.

Если проще, то это нормы взаимодействия коллег, то, каким образом члены коллектива относятся к своему труду, как общаются друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его, в организации и даже шире – в мире. Это определяется ценностными ориентирами каждого члена в отдельности и группы в целом. Если в коллективе общекомандные ценности стоят выше личных устремлений и амбиций, то можно говорить о благоприятном психологическом климате данной группы людей.

Сложившийся в коллективе климат вполне поддается объективной оценке, для этого достаточно провести небольшую экспресс-диагностику. Анонимно.

Ответьте на вопросы, да или нет.

1. Приносит ли Вам радость ваша работа?

2. Желали ли Вы ее в ближайшее время ее сменить?

3. Если бы у Вас был выбор все начать сначала, захотели ли Вы снова устроиться на это место?

4. Кажется ли Вам Ваша работа нужной и интересной?

5. Устраивает ли Вас рабочий график и другие условия?

6. Устраивает ли Вас Ваш заработок?

7. Устраивает ли Вас атмосфера в Вашем коллективе, взаимоотношения с коллегами, уровень доверия и поддержки?

8. Бывают ли у Вас на рабочем месте конфликты?

14. Думаете ли Вы, что работаете среди профессионалов?

15. Пользуетесь ли Вы авторитетом ваших коллег?

10-15 ответов «да» - вам очень комфортно в коллективе. Вы считает своих коллег профессионалами. Вы чувствуете поддержку и плечо. Вы ощущаете свою значимость и ценность в коллективе.

6-9 ответов «да» - вам комфортно в коллективе. Временами вы испытываете стресс и отчаяние, но при поддержке коллег быстро приходите в норму.

1-5 ответов «да» - вам неуютно в коллективе. Вы чувствуете себя отдельно от коллектива. Вы считаете, что работа – это работа и никакого общения, кроме делового, здесь быть не должно. А личные взаимоотношения, доверие, поддержка в коллективе – это не для вас.

Чем больше положительных ответов на вопросы, тем лучше ваша рабочая атмосфера.

Здоровый коллектив

В хорошем коллективе каждый сотрудник ответственно относится к своей работе и переживает за общее дело, стараясь при этом не перекладывать часть своих обязанностей на другого, а, наоборот, помочь, если того требует ситуация. Здоровый психологический климат – залог успешной жизнедеятельности и человека, и коллектива. И этим фактором нельзя пренебрегать.

Признаками здорового коллектива являются :

• общий настрой на достижение результата совместной деятельности при достойной оценке личного вклада каждого члена коллектива;

• высокий уровень организованности и сплоченности;

• внимание и расположение человека к человеку;

• взаимоуважение руководства и подчиненных;

• настроение духовного подъема и жизнерадостности;

• взаимная поддержка членами коллектива друг друга;

• способность искренне радоваться успехам коллег;

• искреннее желание членов коллектива общаться друг с другом вне работы, например, на корпоративных мероприятиях;

• доверительный, спокойный тип общения, позволяющий адекватно, в рабочем порядке, решать возникающие недоразумения и конфликты.

При этом можно заметить, что на благоприятную атмосферу в коллективе накладывают свой отпечаток такие показатели, как температура воздуха, освещенность, расположение столов, близость соседей-коллег и наличие или отсутствие личного пространства, и, разумеется, сложившиеся нормы взаимоотношений в коллективе. Сильно влияет форма обращения друг к другу, отсутствие или присутствие общих тем для разговоров. И конечно, самое важное значение имеет, насколько сотрудники ощущают свою значимость, единство, общую цель своей работы, насколько интересны и разнообразны занятия, могут ли они развиваться, как личностно, так и профессионально.

Гармоничная, дружелюбная обстановка на работе, где тебя ценят – мечта любого человека.

Комфортная рабочая атмосфера – это не дружеская, не веселая, не расслабленная, а именно рабочая, где все уважают друг друга, где слышат и слушают.

Лично для меня, комфортная атмосфера на работе — это значит, что ты спокойно, эффективно и продуктивно работаешь, без паники, без постоянных стрессов, с пониманием. Это работа с людьми, которые тебя понимают, с которыми можно обсудить проблемы, поделиться идеями, выработать решения, получить грамотную и своевременную помощь.

На формирование атмосферы в коллективе влияют сразу несколько факторов. Для того чтобы понять, каким образом можно влиять на климат в коллективе, нужно изучить все эти факторы. Какие-то факторы, разумеется, вне вашего влияния, но на какие-то вы можете достаточно легко подействовать и изменить их.

1. Первое, что может влиять на коллектив – окружающая среда за пределами учреждения. Чем стабильнее и прогнозируемей обстановка во внешнем мире, в семье, с близкими, тем спокойнее и благополучнее будут чувствовать себя люди в коллективе. Если, например, в вашей местности объявили штормовое предупреждение, вряд ли стоит требовать от человека, чтобы он полностью сконцентрировался на рабочем задании, а вокруг, пусть, хоть «земля горит». Неминуемо сотрудник будет витать мыслями дома, с родными, беспокоиться за них. В этот момент лучше не требовать от него немедленного отчета или другой срочной работы – иначе конфликт неизбежен.

2. Физические условия труда. Чем больше физических неудобств испытывает на своем месте педагог, тем более раздражительным и неуживчивым он будет. На атмосферу влияет даже уровень шума и степень загрязненности и захламленности рабочего места. Это быстро поняли в Японии, где назначается премия за самое чистое рабочее место, а за мусор на столе штрафуют.

3. Удовлетворенность работой. Чем интересней и разнообразней работа, чем больше позволяет расти в профессиональном и карьерном плане, тем выше удовлетворенность человека, тем ниже, соответственно, его желание скандалить. Привлекательность работы напрямую зависит от возможности своей самореализации на данном месте, возможности достичь желаемых целей. При этом на удовлетворенность работой влияет возможность общения с коллегами, уважительное отношение со стороны других педагогов, взаимопомощь и взаимовыручка.

4. Характер выполняемой деятельности. В данном факторе учитывается монотонность или разнообразие выполняемой работы, повышенная ответственность, стрессовый характер выполняемой работы, эмоциональная нагрузка. Оказывая влияние на психическое состояние человека, повышение его эмоциональной нагрузки, этот фактор неминуемо сказывается и на поведении человека в группе, накладывая определенный отпечаток на всю атмосферу в коллективе. И в то же время именно этот фактор может ослабляться при поддержке внутри коллектива. Если в ответ на вашу ошибку раздается всеобщее осуждение и порицание – это один вариант, если слова ободрения и поддержки – совершенно другой. То же самое и со стрессом. В этом случае дружеское участие и слово поддержки, поданная вовремя чашка чая бывают просто бесценны.

5. Непосредственным фактором влияния на складывающуюся атмосферу является, безусловно, психологическая совместимость сотрудников, т. е. насколько люди с разными психологическими способностями способны работать бок о бок. Чем больше похожи люди, чем более схожи у них интересы – тем легче им адаптироваться. Но бывает, что противоположные по характеру люди начинают дополнять друг друга – именно тогда и образуется команда. Поэтому главная способность, которая должна присутствовать в настоящем коллективе – это толерантность к другому человеку и его мнению, способность вести переговоры и договариваться.

Мы – педагоги дополнительного образования - творческие люди, а талантливые люди должны уметь работать эффективно в коллективе. Такие вещи, как доверие и уважение не в состоянии просто «выдать», они появляются со временем. Что мы можем сделать, так это создать среду, в которой эти вещи смогут развиться, а также условия для раскрытия творческого потенциала. Если соблюсти эти условия, то в результате получается дружный коллектив, где творческие люди лояльны друг к другу, каждый чувствует себя частью чего-то особенного и удивительного, и их энергия становится магнитом для других талантливых людей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Никому не нужно объяснять, насколько важна психологическая атмосфера в коллективе для состояния каждого отдельно взятого человека. Хороший климат на рабочем месте способствует интеграции и делает нас более эффективными сотрудниками. Однако при этом многие не осознают, что буквально каждый член коллектива способен внести в него свою лепту и влиять на улучшение обстановки.

Может ли человек изменить атмосферу в коллективе, по силам ли ему это? Возможно, революции вы не совершите, но внести весомую лепту в потепление отношений определенно сумеете. Причем для этого не придется делать что-то особенное, «громкое».

Что можно сделать, чтобы благодаря вам психологическая атмосфера в коллективе стала более приятной и здоровой — по крайней мере, для вас лично?

Доброе слово и улыбка — на вес золота

Комплименты иногда могут быть опасными, особенно когда они неискренни и являются обычными «дежурными» штампами. В то же время оригинальная, идущая от сердца похвала, например, в адрес прекрасного исполнения работы, творит чудеса. Поэтому, если кто-то из коллег что-то сделал хорошо (особенно оказав вам тем самым услугу, почему бы не воздать ему по заслугам? Это будет настолько результативно, что впоследствии вы вряд ли столкнетесь с отказом, если попросите этого человека об одолжении. Ведь он знает, что вы ему доверяете и по достоинству цените его работу. Если вы будете легкими, приятными в общении, это сослужит вам добрую службу, коллеги будут воспринимать вас по-другому, и психологическая атмосфера в рабочем коллективе станет более комфортной не для вас одних.

Но, не переусердствуйте с комплиментами.

Каждому из нас даже маленький комплимент улучшает настроение, порой на целый день. Помните, что вы ничего не потеряете, время от времени отпустив парочку добрых слов в адрес чьей-то прически, стильного наряда или работы — так вы только выиграете в чужих глазах и улучшите психологическую атмосферу в коллективе. Однако секрет успешной и эффективной социализации в рабочем коллективе состоит в том, что она должна быть деликатной и незаметной. Ваша задача — найти разумный баланс.

Эксперимент доктора Эмото 147 дневный с рисом и водой. Сила слова

Хорошая психологическая атмосфера в коллективе – цель, достойная усилий. Нет в мире человека, который не любил бы хорошего к себе отношения. Связаны ли комплименты с нашей личностью, внешностью, поведением или работой – мы всегда с большой симпатией и дружелюбием смотрим на тех, кто сказал нам что-то приятное.

Упражнение «Комплимент»

Психолог : «Сегодня мы будем говорить друг другу комплименты. Для того, чтобы выбрать человека, которому вы будете говорить комплименты, вам нужно собрать пазл - геометрическую фигуру. Квадрат, треугольник, круг – разных цветов, разрезанные пополам. Ваш партнер по этому заданию, тот с кем пазл сложился.

Для этого в Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить».

Например:

- Елена Гурьевна, Вы такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А ещё, я добрая!

- А у вас, Наталья Анатольевна, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме. Да, это так! А ещё я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Итак, начинаем.

После упражнения идет его анализ.

- Скажите:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Внимательность участников друг к другу, эмпатия, желание помочь и оказать поддержку – необходимое условие здорового коллектива.

Следующее упражнение «Будьте внимательны»

При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого сережки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

Упражнение «Ассоциации»

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе подразумевает сплоченный коллектив- единую команду. Давайте проясним для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды на многие вопросы.

1. Возьмите ручки и бумагу.

2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

• a. Если команда — это постройка, то она…

• b. Если команда — это цвет, то она…

• c. Если команда — это музыка, то она…

• d. Если команда — это геометрическая фигура, то она…

• e. Если команда — это название фильма, то она…

• f. Если команда — это настроение, то она…

Упражнение «Собери ПК»

Цель: Это упражнение на сплочение показывает группе преимущество открытого общения и командной работы.

Размер группы: 8–20 человек

Время: 20–35 минут

Ресурсы: Предварительно готовим 4 конверта с «паззлами» из больших фотографий ПК. Фотографии абсолютно одинаковые. При подготовке конвертов нужно так перемешать «паззлы», чтобы в каждом конверте оказалась часть деталей от других «паззлов».

Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст нам возможность и почву для обсуждения темы командной работы. Для его выполнения нам нужно поделиться на четыре команды. Каждая команда, теперь возьмите конверт. Внутри конверта «паззл». Ваша задача, используя командные ресурсы как можно скорее собрать «паззлы».

На работу у вас максимум 15 минут.

- Присаживайтесь, и в заключение, несколько шуточных рекомендаций

Почувствуй себя супергероем: преврати коллег в 100%-ных оптимистов

Как помочь коллегам стать оптимистами?

Как зарядить коллектив позитивными эмоциями?

Первое, что вы должны помнить, что вы сами должны быть оптимистом! Как вы собираетесь вдохновлять других, если сами не являетесь лучезарным человеком? Поэтому начните с себя.

А если вы и так «человек-солнце», то переходим непосредственно к плану спасения.

Операция № 1: Делайте комплименты.

У каждого человека есть достоинства и недостатки; вам нужно видеть в людях преимущественно положительные качества.

Операция № 2: Рассказывайте веселые истории.

Если импровизировать и придумывать сногсшибательные шутки – не ваше главное умение, то для того, чтобы развеселить коллег, продлить им жизнь смехом, найдите в интернете смешные истории или анекдоты, поделитесь ими на работе. Поверьте, настроение и общая атмосфера улучшатся в разы.

Операция № 3: Угостите коллег вкусненьким.

Не спорю, «вкусненькое» у всех людей разное, но от печенюшек в виде смайликов и от шоколада, я думаю, мало кто откажется. Тем более что шоколад вырабатывает в организме эндорфины – гормоны радости и счастья, поэтому этот продукт просто незаменим в спасении пессимистов.

Операция № 4: Почаще улыбайтесь.

Для своих коллег вы должны быть примером для подражания. Излучайте добро, свет, радость, счастье и позитив. Проявляйте толерантность и заботу. Поверьте, что добрые дела не останутся незамеченными, и вам добро вернется в 100-кратном размере.

Дерзайте, и вы обязательно сделаете этот мир лучше!

Публикации по теме:

Фотоотчет участия в аттракционе «Полет в аэротрубе «Атмосфера»Фотоотчет участия в аттракционе «Полет в аэротрубе «Атмосфера» Аэротруба - это аттракцион, который имеет разную форму. В Резиденции Королей в Калининграде он сделан в виде большого прозрачного стакана.

Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой»Консультация «Благоприятный микроклимат в коллективе, или Взаимодействие сотрудников ДОУ между собой» У каждого самостоятельного человека рано или поздно появляется работа. Она может быть любимой или не очень. И отношения с коллегами.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Психологическая акция «Дерево пожеланий»Психологическая акция «Дерево пожеланий» Психологическая акция «ДЕРЕВО ПОЖЕЛАНИЙ» Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Психологическая акция.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Психологическая игра для педагогов «Путешествие ёжика»Психологическая игра для педагогов «Путешествие ёжика» Сценарий игры (идея Бирко Л. А., г. Стрежевой) уже давно лежала в «кладовочке» (папке в компьютере) и просилась о проведении, тем более.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 19:12
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОЛЕСНИКОВА (УИ 117459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД