ГУЛЬМИРА Куц
Семейный экологический проект в подготовительной группе «Зеленый мир детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» С. КОНСТАНТИНОВКА КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Воспитатели:
Куц Г. С.
Яньшина Г. Н.
Введение
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Семейный экологический проект в подготовительной группе „Зеленый мир детского сада“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Одной из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Каждое из направлений духовно – нравственного развития и воспитания основано на определенной системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Под экологическим воспитанием понимается целостный процесс воспитания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде.
На протяжении 25 лет многие педагоги-психологи занимаются изучением этой проблемы. Каждый из них описывает свой подход в экологическом воспитании.
С. Н. Николаева рассматривает экологическое воспитание дошкольников, как ознакомление детей с природой, в основе которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Любое воспитание, как нам представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки.
Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического воспитания, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования.
Экологическое воспитание на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Многие педагоги-психологи исследуют и развивают различные подходы в экологическом воспитании детей.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 25 «Золотой ключик» в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяет экологическому обучению детей.
Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект по теме «Зелёный мир детского сада».
Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Цель проекта : развивать и совершенствовать личность ребенка, его творческие способности через развитие познавательно-исследовательской, художественно-эстетической и трудовой деятельности и расширение представлений детей о природе. Формирование основ экологической культуры.
Задачи проекта :
Образовательная: расширять кругозор и уточнять представления детей об окружающем мире, объектах живой и неживой природы. Учить наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Обобщать представления детей о растениях, изучать условия их жизни, их пользу для человека, закреплять представления о цветущих растениях, формировать основы экологических знаний, трудовые навыки.
Развивающая:
Развивать: творческие способности, воображение, смекалку, внимание, память, речь дошкольников. Развивать познавательно-исследовательский интерес, любознательность, мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательная: приобщать к общечеловеческим ценностям, воспитывать доброту, любовь к родной природе, желание передать ее красоту различными средствами, формировать положительные эмоции. Воспитывать умение действовать согласованно, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству, коллективному труду.
Методический паспорт проекта
Тип проекта : исследовательский, познавательно – игровой
Продолжительность: долгосрочный проект
Сроки проекта : апрель-июнь 2016г.
Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста осуществляется на уровне экологических представлений, умений взаимодействовать с природой и субъективного отношения к природным объектам. Для этого используются беседы, тестовые задания, игры. Разрабатываются специальные методики на выявление субъективного отношения ребенка к природе. Особенностью данных методик является их направленность на развитие эмоциональной сферы, эмпатической чувствительности ребенка.
Участники проекта : воспитанники 5 – 7 лет, воспитатели, родители.
Пути реализации проекта
1. Беседы
2. Занятия
3. Анкетирование
4. Пополнение материала
5. Консультации
6. Использование игр экологического содержания во всех воспитательно- образовательных блоках
7. Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме
Актуальность темы: Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников, экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Проблемы сегодняшнего времени:
- Сложная экологическая обстановка в мире;
- ее тяжелые последствия;
- экология родного края;
- засоренность среды обитания;
- чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;
- теряют плодородие почвы;
- обедняются флора и фауна
Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Дошкольное образование призвано обеспечить всестороннее и полноценное развитие каждого ребенка в период дошкольного детства. Образовательная деятельность должна быть построена на принципах развивающего обучения и направлена на формирование личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего в совместной практической деятельности воспитателя и детей. Проект – метод педагогически организованного освоения ребенка окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена еще и тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Новизна: Система деятельности МДОУ по овладению детьми экологических знаний, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всех участников проекта.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы МДОУ, в которой выявляется характер детско – родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практическую ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериалы. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающего в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся : анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и много другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе МДОУ выигрывают все.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом населенном пункте, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
Продукты проекта для детей
• Альбом «Первоцветы»
• Альбом «Садовые деревья»
• Альбом «Деревья нашего села»
• Альбом «Луговые цветы»
• Наглядный материал «Семена растений»
• Дидактичекая игра
• Работы детей по теме проекта по различным видам изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка)
• Познавательно-исследовательская деятельность (опыты)
Продукты проекта для педагогов
• Планирование по теме проекта
• Конспекты, методические разработки занятий, мероприятия по теме проекта
• Подборка материалов (стихи, загадки, игры) по теме проекта
• Выставка детских работ
• Презентация проекта.
Продукты проекта для родителей
• Совместное творчество с детьми по теме проекта
• Консультации по теме проекта
• Презентация проекта на родительском собрании.
Прогнозируемый результат
Дети:
- овладение знаниями о природном окружении;
- сформированные коммуникативные навыки общения, эмоционально – волевая сфера;
- повышение уровня мотивации к образовательной деятельности;
- развитие познавательных умений через опытно-экспериментальную деятельность;
- творческое самовыражение воспитанников;
- дети овладеют способностью работать в микроколлективах.
Родители:
- повысится интерес у родителей к данному вопросу;
- расширится кругозор родителей о влиянии экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста;
- родители будут играть дома с детьми в игры экологического содержания;
- помощь и участие в разнообразных мероприятиях;
Педагоги:
-разработанная система помогает повысить уровень развития экологической воспитанности ;
-устанавливается эмоциональный контакта ребенка с другими детьми, с педагогом;
-стремление взаимодействовать с родителями.
- сформированная единая система становления нравственных качеств личности дошкольника по средством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
- организованная развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.
- разработанная и внедренная функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки сформированности у них ценностных ориентаций.
Выполнение проекта :
1. Изучение литературы по данной теме;
2. Подбор наглядно – дидактического материала;
3. Ознакомление детей с художественной литературой по теме проекта;
4. Проведение бесед по темам:
5. Проведение опытно-экспериментальной деятельности;
6. Организация трудовой деятельности: посадка, уход за растениями, полив, прополка;
7. Организация изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) :
8. Проведение познавательно – развлекательного мероприятия:
9. Презентация проекта;
10. Заключительный этап проекта, подведение итого, анализ результатов проекта
Нормативно – правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьё й:
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 65. Осуществление родительских прав
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанности родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Декларация прав человека РФ
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
ЧАСТЬ III статья 13
3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважвть свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Закон об образовании РФ
Статья 13 Устав образовательного учреждения.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса.
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников.
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.